Ах, уж эта Настя Добрынина!
Ныне в театрах засияли новые именаЭто молодые актеры, певцы, музыканты, сценографы, чьи работы запомнились киевлянам, а некоторые театралы, читая афишу, даже стали отыскивать их фамилии, чтобы посмотреть новые спектакли и послушать концерты с их участием. Конечно, время покажет, кто из этих «звездочек» станет настоящей Звездой, а кто пролетит, словно комета, оставив лишь несколько рецензий критиков на театральном небосклоне. «День» начинает публикацию серии статей-портретов об ищущих и талантливых молодых мастерах Украины.
В этой рубрике дебютирует актриса Театра им. И. Франко — Анастасия ДОБРЫНИНА. Нынешний сезон для нее знаковый. Актриса отметит свой первый юбилей. За пять лет работы на прославленной сцене Анастасия Добрынина выступала и в массовке, и в эпизодах, а также сыграла серьезные главные роли, которыми любой актер в начале пути может гордиться. Зрителям запомнились такие образы, созданные Добрыниной, как дочка Городничего Марья Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Груше Вахнадзе в знаменитом брехтовском «Кавказском меловом круге», Даша в известной пьесе Заградника «Соло для часов с боем», Фаншетта в искрометной «Свадьбе Фигаро». А в феврале зрители увидят Анастасию в роли шинкарки Катерины в премьерном спектакле «Назар Стодоля».
Как становятся актрисами? У каждого свой путь на сцену. Вопрос: кем быть? Добрынина разрешила для себя еще в детстве — только актрисой, причем она уже тогда с непосредственностью подчеркивала: «Я буду не просто актрисой, а хорошей актрисой». В семь лет Настя впервые вышла на франковскую сцену в легендарном спектакле «Тевье-Тевель», сыграв дочку Тевье — Шпринцу. Она фактически выросла за кулисами. Добрынина — представительница знаменитой театральной династии. С малых лет Настя считала корифеев-франковцев родными людьми. Ведь ее дедушка — актер Анатолий Пономаренко, а его родной брат, Евгений Пономаренко, вместе с женой Наталией Ужвий были звездами украинской сцены. Родители тоже имеют самое непосредственное отношение к театру: отец, Вячеслав Добрынин, долгие годы отдал сцене, а мама, Наталия Пономаренко, заведует литературной частью Театра им. И. Франко. Но известные родственники — это, скорее, подспорье духовное, а доказывать, чего ты стоишь, все-таки каждому артисту приходится самостоятельно, выходя на сцену один на один со зрителем. И Анастасия хорошо это понимает.
Цель, к которой стремится молодая актриса, — «стать профессионалом высшей категории». Она радуется любой работе на сцене. «У меня есть разные роли: большие, эпизоды, маленькие, мне интересно абсолютно все, любой жанр. Не важно, большая роль или меньшая, все равно ты выходишь на сцену, к зрителю. И в любом случае нужно отработать на все 120%. Как говорит наш художественный руководитель Богдан Сильвестрович Ступка, 20% у актера уходит на естественное волнение — и в результате остается та заветная, необходимая сотня процентов отдачи, которую получит зритель», — говорит актриса.
Анастасия Добрынина — активная, темпераментная, быстрореагирующая и в жизни, и на сцене. Ее внутренняя мощь, живая эмоциональность, чуткость к схватыванию режиссерской идеи ярко проявляется в решении образа Груше в «Кавказском меловом круге». Ныне это одна из интереснейших работ актрисы. С институтских времен, играя роли разноплановые и разножанровые, Анастасия мечтала о такой мощной драматической работе. В постановке известного литовского режиссера Линаса Зайкаускаса Добрынина-Груше убедительно ведет брехтовскую эпическую линию притчи о добре и зле, о неизбежности выбора, о высшей ответственности человека перед собой и миром. В этом рассказе о спасении ребенка, в выяснении, кто истинная мать, положенном в сюжет «Кавказского мелового круга», гармонично соединены реальность и метафора. Как это сыграть, в чем найти органику существования на сцене?
— Я не «подкладывала» под этот сюжет чувства, связанные с материнством, которых еще реально не ощутила. Если говорить о каких-то глобальных вещах, мне представилось, что ребенок, которого Груше спасает, несет через ледник, — это моя жизнь. Я рассказываю этим самым о моментах своего бытия, позитивных, негативных, — признается Добрынина. — Актеру должна быть присуща определенная смелость, чтобы он смог рассказать о себе, о своей судьбе в художественной форме, уйти от быта, облечь этот рассказ в эмоции и чувства. Режиссер добивался со мной вот этого. Мы изначально не говорили о Груше только в связи с ребенком, мы решали этот образ как образ молодой женщины, которая несет свой рок не по своей воле. Этот рок ей, как сверхцель, дал Господь Бог. Он ей поставил задачу, вот что! Сможешь ли ты ее выполнить, голубушка, вот тогда посмотрим... И Груше смогла...
Для человека творческого необходимой чертой является «самокопание». То есть самоконтроль и самооценка. После каждого сыгранного спектакля актриса наедине с собой тщательно разбирает свою роль, анализирует, взвешивает, что смогла, чего и где не дотянула. И выставляет себе оценки... «Ну, Добрынина, сработала ты на четыре с минусом, или на четыре с плюсом, или с двумя плюсами». Пятерку, призналась актриса, она не ставит себе никогда, до нее еще работать и работать! Да, к высшим оценкам своей работы актер идет всю жизнь, этот труд настолько оригинален, что иногда опыт и годы не помогают. Свою состоятельность на сцене всплесками вдохновения приходится доказывать каждый раз, в каждом спектакле.
Выпуск газеты №:
№14, (2009)Section
Культура