769 желающих!
В Одессе завершился первый дистанционный международный музыкальный онлайн-конкурс Odesa Music OlympОн пришел на смену своих двух предыдущих, привычных для всех live-конкурсов. С опытом его проведения делится председатель жюри Леся Олийнык в газете «День», которая является традиционным информационным спонсором конкурса.
В действительности, определенная подготовка к переформатированию музыкальных соревнований в онлайн-режим вообще-то уже происходила. Идет речь о, так называемом, предварительном прослушивании видеозаписей конкурсантов, то есть, «отборочном» этапе. Кто бы мог подумать, что реалии жизни адаптируют подготовительный тур в основной формат конкурса, когда члены жюри дистанционно, каждый в своей стране, за своим компьютером будут слушать записи всех претендентов и посылать оценочные баллы в интернет-офис конкурса. Авторитетное жюри по семи номинациям собрало свыше двадцати специалистов из Украины, США, Армении, Литвы, Канады, Азербайджана.
Количество желающих принять участие в дистанционном Odesa Music Olymp поражает — 769! Такое количество можно объяснить, в первую очередь, традиционной для Украины музыкальной одаренностью детей, а также стремлением к усиленной творческой активности в «застойный» карантинный период. Организаторам (о них позже) удалось дистанционно собрать новые таланты от 7 до 25 лет по почти всем музыкальным специальностям, причем даже не таким популярным для конкурсов, как «композиция», «сольфеджио», «музыкальная литература». В этой области Odesa Music Olymp представил 40 будущих потенциальных композиторов и 140 юных специалистов в отрасли теории музыки (!).
Последняя из упомянутых номинаций оказалось, как по мне, чуть ли не самой сложной. Представьте себе: в разделе «сольфеджио» дети должны были написать за один час и десять минут два музыкальных диктанта (ритмичный и мелодичный), послать их через вайбер в виде фотографии, а также пройти десять тестов на слуховой анализ, а по «Украинской и зарубежной музыкальной литературе» за один час ответить на 24 вопроса, среди которых, — распознать на слух то или другое произведение украинского и зарубежного композитора. Результаты по 100-бальной системе оценивания оказались удивительными: только по специальности «сольфеджио» первенство получили 30 детей, не говоря уже о вторых и третьих местах.
Как и любой конкурс, Odesa Music Olymp дает определенный срез состоянию современной профессиональной музыкальной культуры. Прежде всего, очевиден количественный рост нового музыкально одаренного амбициозного поколения. Об этом и свидетельствует неожиданное количество победителей. Почти каждый четвертый из 769 стал лучшим в своей номинации и в своем возрасте. (Конечно, все получили грамоты «Участника конкурса»). Как и любой конкурс, Odesa Music Olymp открыл новые имена чрезвычайно талантливых детей. Такими звездами оказались пять обладателей Гран-при: юный пианист Дмитрий Семикрас (г. Сумы), виолончелист Арсений Ставицкий (г. Харьков), баянист Алексей Мурза (г. Одесса), юная флейтистка Дарья Бачинская (г. Краков, Польша) и восьмилетний баянист Всеволод Якубовский (г. Пермь, Россия).
Известную истину «талант — понятие не географическое» в который раз подтвердил Odesa Music Olymp, представивший музыкальную одаренность со всей Украины — от Закарпатской, Винницкой, Николаевской, Херсонской областей до Днепропетровской, Донецкой и Луганской. Причем, большинство детей учатся в таких поселках, городах и районных центрах, как Чинадиево, Новопсковск, Счастье, Рава-Руська, Рубежное, Константиновка, Скадовск. К конкурсантам из Украины присоединились также юные музыканты из Польши, Германии, Армении, Молдовы, Литвы, Испании, Азербайджана, России. Всех этих детей, которые разговаривают на разных языках, объединила музыка, лишенная, к счастью, проблем «языкового вопроса».
Еще одно «постконкурсное» наблюдение: лидером инструментов для вхождения в музыкальный мир традиционно остается фортепиано: Odesa Music Olymp собрал 221 пианиста. Следующими после фортепиано согласно рейтингу являются народные инструменты: 154 юных исполнителей соревновались в искусстве игры на бандуре, гитаре, аккордеоне, баяне, домре, балалайке, мандолине, цимбалах, свирели и даже на кануни. Преимущество они отдают гитаре, баяну, аккордеону и бандуре. Дальше идут скрипка, виолончель, иногда альт (всего 80 участников) и духовые инструменты (свыше 60). Соревновалось между собой также свыше 70 певцов — в академическом и эстрадном вокале, причем с возрастом (15-18 лет) перевесило пение академическое.
И еще один, достоин внимания итог: учатся музыке дети преимущественно с 7 до 14 лет (I и ІІ возрастные категории). Дальше остаются те, кто стремится получить профессиональное музыкальное образование. Скажем, из 221 пианиста в IV возрастную группу (19—25 лет) попало лишь 12, из 78 скрипачей, виолончелистов — лишь пятеро, исполнителей на духовых старшего возраста тоже осталось только 5. Причем, самой мощной возрастной группой оказалась вторая (11—14 лет), что охватывает старшие классы детских музыкальных школ. Следующие же ступени учебных ступенек — училище (колледж) и академия. Следовательно, такие цифры являются вполне естественными, в который раз удостоверяя преимущество отечественного трехступенчатого музыкального образования, которое всегда считалось во всем мире наилучшим.
Об этом говорит и председатель жюри в номинации «фортепиано», профессор Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского Ольга Лифоренко:
— Впечатление от конкурса чрезвычайно позитивное! Конечно, картина достаточно пестра, как по способностям, так и по уровню подготовки. Но во всех возрастных группах оказалось немало способных и блестяще обученных детей, у которых есть замечательные перспективы на будущее. Такие конкурсы дают возможность «отслеживать» будущих профессионалов, абитуриентов музыкальных вузов. Мы даже несколько растерялись, кому отдать предпочтение как победителю, но решили не жадничать, потому имеем несколько первых, вторых, третьих мест. Конечно, считались с тем, что дети записывались преимущественно в домашних условиях, в основном на пианино (на конкурсах играют на рояле): у кого-то хорошо настроен инструмент, у кого-то нет. Убеждена, что в следующих конкурсах категорически нужно отказываться от электроклавишных, которые не дают полного представления о музыкальности ребенка, хотя именно это является главным! Должна сказать о педагогах. Несмотря на неблагоприятные для них условия, чувствуется, что они работают с полной отдачей. Радовалась согласованным сотрудничеством с коллегами, даже на «дистанции» наши оценки по большей части совпадали. Работали очень насыщенно: прослушать свыше 200 конкурсантов было непросто, да еще и нужно было учитывать разницу во времени. Скажем, мои коллеги — профессор Темпл-университета Михаила Яновицкого из Филадельфии (США), доцент Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Заруи Казарян слушали и передавали в разное время результаты, которые нужно было, по условиям конкурса, вовремя и достаточно быстро выставлять на сайт. Чрезвычайно приятно поразил как сам конкурс, так и его безукоризненная организация, в первую очередь, в лице арт-директора, замечательного музыканта, блестящего менеджера Асмик Хачатрян.
Действительно, нелегкой задачей для Асмик Хачатрян было дистанционно собрать, и к тому же впервые, сотни заявок на участие, видеозаписи конкурсантов, провести «без сбоя» в режиме онлайн тестовые задания, сформировать для каждой из номинаций международный состав жюри, определить и согласовать порядок просмотра, оценок с фиксацией баллов и оперативно размещать результаты на сайте.
И в завершение об организаторах Odesa Music Olymp: его основателем, как и двух предыдущих «вживую конкурсов» является Международная общественная организация «Ассоциация новая музыка», которая проводит брендовый ежегодный международный фестиваль «2 дня и 2 ночи новой музыки». Партнерами Odesa Music Olymp стали Одесский городской совет (департамент культуры), Одесская средняя специализирована музыкальная школа имени П.С. Столяра. Информационную поддержку, кроме газеты «День», оказала «Інтернет-журна Музика».
P.S. В современном лексиконе все чаще употребляем слово «адаптивный». Реалии жизни требуют адаптировать привычные, устоявшиеся формы. Но, наверное, сложнее всего к новым вызовам приходится адаптироваться образованию, с его ответственностью не потерять главного — творческого развития будущих поколений.
Выпуск газеты №:
№137-138, (2020)Section
Культура