«...Здобудеш людських прав»
Иван Стешенко: возможна ли левая и одновременно украинская партия?Украинские левые. Социал-демократы и социалисты. Как организованная политическая сила они появились в последней четверти ХІХ века. Без них невозможно представить наивысшие всплески освободительной борьбы в Украине в первые десятилетия ХХ века, украинскую культуру, образование, науку, общественную жизнь. И в последующие годы украинские левые — заметная сила. Но с ними происходят какие-то удивительные трансформации.
Одна часть этих левых с самого начала ХХ века все больше и больше поворачивала в сторону Москвы, в конце концов полностью ориентируясь на нее, а не на европейские левые идеи, другие бескомпромиссно оставались на украинских и действительно левых позициях. Но этих вторых становилось все меньше и меньше — притом что они придерживались безукоризненно европейского курса, выстраивая свою идеологию на принципах не столько марксизма, сколько этического и демократического социализма. В конце концов, действительно украинские левые, за исключением нескольких интеллигентских кружков, просто исчезли. Что же являют собой сегодня те, для кого их внешняя левизна — лишь средство влияния на электорат, и какими должны быть по своей общественной роли действительно украинские левые?
Главным признаком левых является реальная защита интересов наемных работников в их отношениях с работодателями. Те же, кто в Украине называет себя левыми, к этой действительно основополагающей проблеме относятся равнодушно, ограничиваясь громкими словами. Они ни разу не защитили трудящихся от наступления на их права. Они не способствовали и не содействуют развитию независимого профсоюзного движения. Тем временем Украина нуждается в мощном украинском и в то же время классическом европейском по социально-политическим ориентирам левом движении, способном защитить трудящихся и, главное, эффективно организовать их для защиты собственных интересов. Причем эта защита должна касаться многих вопросов: злоупотреблений как украинских, так и международных корпораций, балансирование отношений наемных работников и работодателей (в том числе и государства), борьбы с тотальной коррупцией и тому подобное. Однако понятие «левый» в Украине — это фактически синоним прокремлевского деятеля, который едва смирился с независимостью своей страны и крахом тоталитарного режима.
Между тем классическая европейская «левица» (не бешеные леворадикалы и не идеологи «халявы» для своего электората) ничего общего с этим не имеет. Она, убедившись в утопичности и небезопасности идей «диктатуры пролетариата» и «социалистической революции», взяла курс на глубинные социально-экономические и политические реформы в интересах всех трудящихся слоев, на достижение как можно большей социальной справедливости, на этическое, а не марксистское понимание социализма.
При этом бросается в глаза, что собственно украинское левое движение начиналось как движение европейское. Скажем, Сергей Подолинский в середине 1870-х годов задекларировал создание Украинской социально-демократической партии. Как реальная организация эта партия так и не возникла, оставшись на уровне подпольных кружков единомышленников, работавших в пределах революционного крыла народнического движения, но эмблемой здесь является сама попытка выделения украинской социал-демократии из всероссийского политического движения как силы, которая стоит на европейских принципах. Анализируя происхождение украинской социал-демократии, Подолинский писал: «Если отношения между украинофилами и радикалами великорусами (под русскими радикалами здесь имеются в виду революционеры-социалисты. — С.Г.) бывают или лучше сказать бывали очень натянутыми, то почти единственной причиной было — непризнание со стороны великорусов украинского народа как особенного народа, непризнание, иногда находившее свое прямое выражение, иногда косвенное, например, хождение в малороссийский народ без знания его языка...». И дальше: «Отношение у[краинских] социалистов к западно-европейским, поскольку они существуют, такое же, как и к радикалам. Вопрос о национальностях украинофилами решается так же, как и западными социалистами, то есть национальность являет собой очень удобную совокупность для экономического самоуправления теперь, и, вероятно, будет представлять до тех пор, пока будут отличия в языке и другие национальные особенности... Этим, конечно, никак не приуменьшается значение всемирной федерации во всех тех сторонах общественной жизни, которые охватывают общечеловеческие интересы».
В те же времена начинается развитие социалистического движения и в украинской среде Галичины. Молодые социалисты Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Терлецкий и другие — они называли себя радикалами — невзирая на свою малую численность, сыграли большую роль в изменении идеологических основ и организационных форм национального движения, в его модернизации и переводе на современные «европейские рельсы», выступая возмутителями спокойствия в консервативно-традиционном галицком обществе и заставляя определяться и действовать по-новому представителей других идеологических течений. А подготовленная при участии молодого Ивана Франко «Програма галицьких соціалістів» (1881 год) некоторыми тезисами напоминала значительно более позднюю Брюнскую (1898 год) программу австрийской социал-демократии, следовательно, идейно опередила ее.
В целом же украинская политическая мысль начала пересмотр радикальных концепций Маркса одновременно с всеевропейской и в ее же контексте, выводя необходимость создания справедливого общества не только из объективного, от воли индивидов не зависимого течения вещей, но и из моральных императивов человеческого бытия, из потребностей национального развития во всем его разнообразии.
Эта установка вошла даже в украинский перевод текста «Интернационала», созданный Николаем Вороным: «В Інтернаціоналі здобудеш людських прав». В Галичине такой поворот левой политики к человеку и к морали, как уже было сказано, делали Иван Франко и Михаил Павлик. На Надднепрянщине эта заслуга, среди других, принадлежит Ивану Стешенко.
Сегодня немногим известно имя этого политика, литератора, научного работника и общественного деятеля. А между тем Стешенко был одним из наиболее знаковых политических достойных деятелей левого движения, которые органично совмещали в своей деятельности принципы украинскости, социальной справедливости и нравственности.
Иван Стешенко родился 24 июня 1873 года в Полтаве. Он учился в Полтавской гимназии и на историко-филологическом факультете Киевского университета, впоследствии преподавал в Фундуклеевской гимназии, Фребелевском институте, Музыкально-драматической школе Николая Лысенко и на Высших женских курсах.
Гимназистом Стешенко начал писать стихотворения — сначала на русском языке, а потом на украинском, позже написал поэму «Мазепа» и издал сборники поэзий «Хуторні сонети» и «Степові мотиви». Он свободно владел испанским, французским, немецким, итальянским и несколькими славянскими языками, а также переводил Овидия, Байрона, Беранже, Шиллера, Пушкина. Стешенко исследовал творчество Котляревского, Коцюбинского, Старицкого, Мирного, Стефаника и Шевченко, редактировал журнал «Шершень», журналы «Ґедзь» и «Сийво», вместе с женой Оксаной составил и издал украинско-русский словарь. Его литературные псевдонимы — Иван Сердешный, Ив. Сичовик, Свитленко. Он был членом кружка «Плеяда» и литературно-артистического общества, был секретарем и заместителем председателя Украинского научного общества, избран действительным членом НТШ — прообраза украинской академии наук — с 1917 года.
Студентом Стешенко увлекся идеями Маркса и Драгоманова и стал соучредителем группы «Украинская социал-демократия», в состав которой входили в частности Михаил Коцюбинский и Леся Украинка. Он последовательно принадлежал также к когорте Киевского старого товарищества, Революционной украинской партии, Украинской демократической партии и Украинской социал-демократической рабочей партии. В 1897 году Стешенко был арестован за политическую деятельность и после пяти месяцев заключения выслан из Киева.
В марте 1917 года Стешенко стал соучредителем Центральной Рады, руководителем школьной и редакционной комиссий Рады и членом ее президиума, а в июне он был назначен генеральным секретарем (то есть, министром) образования и на этом посту проводил украинизацию школ. После отставки кабинета Владимира Винниченко работал главным инструктором Министерства образования. Вместе с тем на протяжении 1917—1918 годов Стешенко был соредактором «Робочої Газети». 29 августа 1918 года Иван Стешенко был в Полтаве тяжело ранен террористами-большевиками и на следующий день умер.
Вот такой жизненный путь прошел политик, литератор, научный работник и общественный деятель Иван Стешенко. Еще раз повторю, что установками его самого и таких как он — в отличие от значительной массы бывших и подавляющего большинства будущих левых политиков, — было органичное сочетание принципов украинскости, социальной справедливости и нравственности в политике.
Впрочем, похоже на то, что сегодня в Украине практически нет по-настоящему левых политиков, и это зависит далеко не только от добродетелей таких деятелей. Речь идет и об общегражданских установках, в которых социальное и национальное оказались разорванными, а «политический класс» — глубинно деукраинизирован (хоть может общаться на украинском языке). Это — прямое следствие как веков колониального статуса Украины в Российской/Советской империи, так и постколониального развития юридически уже независимого Украинского государства при условиях информационно-культурного доминирования в ней бывшей метрополии.
Иными словами, дело не только в политикуме, но и во всем обществе, в котором в советское время укоренилась своеобразная «социальная шизофрения», при которой социальные вопросы оказываются не связанными с национальными, которым они нередко прямо противостоят. А между тем и нация не может быть сплоченной в условиях наличия внутри нее классовых антагонизмов, и социальные вопросы не могут решаться в каком-то безнациональном космосе, хотя бы потому, что решаются они прежде всего на уровне национальных государств.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2017)Section
История и Я