Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Залесская Украина

Славянская колонизация бассейна Волги и Оки и ее последствия
09 ноября, 14:36
ТАК ВЫГЛЯДЕЛА МОСКВА XIII—XIV ВВ. ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ВСЕ ЗЕМЛИ БАССЕЙНА ВОЛГИ И ОКИ БЫЛИ КОЛОНИЗИРОВАНЫ ТОГДА ВЫХОДЦАМИ ИЗ УКРАИНЫ-РУСИ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ: «УКРАИНА ЯВЛЯЕТСЯ БРИТАНИЕЙ СЛАВЯНСКОГО МИРА» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Экспансия славян в Восточной Европе имела свои долгосрочные последствия. Одним из них было появление Северо-Восточной Руси. Заселение славянами земель Волго-Окского междуречья началось еще в IX веке. До их прихода в западной части этой территории жили балтские племена, а на востоке — финно-угорские, что видно по топонимам и данным археологии. Следствием славянской колонизации, которая усилилась в эпоху Киевской Руси и ее распада, стало образование и возвышение Владимиро-Суздальского княжества, а затем и Московского государства.

Историческое ядро этой земли находилось в природном регионе, который назывался Залесьем, или Опольем, — небольшой плодородной территории, окруженной дремучими лесами. В древние времена Ополье представляло собой чередование участков дубовых лесов  с остепненными лугами и оврагами. Дубовые леса еще в средневековье были вырублены, а большая часть лугов распахана. Но главной особенностью Ополья является плодородная почва — так называемые «владимирские черноземы», в которых слой гумуса достигал 30 см. Это позволяло выращивать сельскохозяйственные культуры — рожь и овес, горох и гречиху, а позднее лен и ячмень. Заселение Ополья славянами протекало в благоприятных условиях средневекового климатического оптимума X—XIII веков, когда площадь лесов в Европе сократилась, а теплая погода позволяла собирать обильные урожаи. Климатический оптимум привел к быстрому росту численности земледельческих народов и освоению ими новых земель. Это стало катализатором миграций.

Славянская колонизация Северо-Восточной Руси проходила несколькими волнами. До появления дорог главными путями передвижения служили  реки. По ним отдельные группы славян  проникали далеко на северо-восток. Уже в этот период они оказали заметное влияние на культуру автохтонного финского населения и его состав. Летописная меря из «Повести временных лет» была финно-угорским племенем, проживавшим в Волго-Окском регионе, но основателями  форпоста переселенцев — города Ростова — были славяне. Позднее началось заселение Ополья крупными славянскими племенами. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья проникали с запада кривичи. В северные земли, в том числе в район Белого озера, переселялись ильменские словене. В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация велась, в основном, племенем вятичей.

Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. С одной стороны, это были плодородные земли, которые давали переселенцам стабильную сельскохозяйственную базу. С другой стороны —  развитие международной торговли и высокий спрос на пушнину, которая начала истощаться в других славянских землях. Именно пушнина, наряду с рабами, была самой доходной статьей экспорта Киевской Руси в Византию, а также в страны Европы и на арабский Восток. Киевские князья облагали пушной данью покоренные славянские и финские племена. Даже денежное обращение на Руси первоначально велось меховыми шкурками. Интересно, что Ярослав Мудрый при жизни своего отца — князя Владимира, в течение многих лет был ростовским князем и  наместником Залесья. Позднее собиратели дани — местные князья — начали прибирать меховую торговлю и доходы к своим рукам. В самом выигрышном положении оказались младшие Мономаховичи, укрепившиеся в Залесье. Пушные доходы давали возможность содержать большую дружину и основывать города — центры сбора дани и торговли. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти людей, желавших сохранить языческую религию и традиции. Из летописей известно восстание местных жителей в окрестностях Ростова под руководством волхвов (1024 год). Наиболее упорными в отстаивании своей веры и племенного правления оказались вятичи, которые оказывали вооруженное сопротивление киевским князьям вплоть до времен Владимира Мономаха.

Очередной значительной переселенческой волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения в XII—XIII веках. Ее причины были связаны с упадком Южной Руси из-за феодальных войн за киевский великокняжеский престол, регулярных набегов степных кочевников, эксплуатации простого населения, а также угасания торговли по Днепру, связанного с ослаблением Византии и опасностью прохода через половецкие земли.  Большое значение имело отраженное в летописях появление при Владимире Мономахе «прямоезжей дороги» из Южной Руси в Залесье через непроходимые ранее дебри — брянские леса. Это значительно облегчило прямое сообщение киевских земель с Владимиро-Суздальской землей, которое ранее осуществлялось в обход, по Днепру и верховьям Волги с волоком на Валдае. В отличие от славянской колонизации балтских земель верхнего Поднепровья, историки отмечают в Волго-Окском междуречье не только стихийное, но и организованное феодалами переселение. В условиях  древнерусской государственности колонизация опиралась на укрепленные города и вооруженные дружины. Новые центры расселения контролировались княжеской властью. По решению Любечского съезда русских князей 1097 года, Ростово-Суздальская земля, наряду с южным Переяславским княжеством, стала родовой вотчиной Владимира Мономаха и его потомков. В 1108 году в Залесье был основан город Владимир, куда со временем переместилась княжеская власть из Ростова и Суздаля. Интересно, что первоначально этот город носил южнорусское название с присущим ему полногласием — Володим      ръ.

Одним из наиболее активных энтузиастов переселения и основателем новых городов был младший сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий. Он вербовал новых поселенцев и выдавал им немалую ссуду. Вдобавок, переселенцы наделялись статусом вольных землепашцев, довольно редким в Южной Руси, где уже шло закрепощение простого населения. Сын Юрия — Андрей Боголюбский — также славился своей колонизаторской деятельностью. Против воли отца он покинул  южную Русь с ее междоусобицами, войнами и заговорами, и вернулся в Ростово-Суздальскую землю, прихватив в Вышгороде византийскую сокровищницу — будущую икону Владимирской Богоматери. Жители Ростова и Суздаля, собравшись на вече, избрали Андрея своим князем, однако тот, не желая обижать младших братьев, поселился во Владимире. Вскоре здесь развернулось бурное строительство, были возведены высокие земляные валы, крепостные стены и башни. В подражание Киеву были построены Успенский собор и центральные белокаменные Золотые ворота, которые сохранились до сих пор. Так же, как в великокняжеском Киеве, во Владимире-Залесском  было заведено собственное летописание и своя школа иконописи. «Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее, — пишет историк Николай Костомаров. — Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из Южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире: там была река Лыбедь, Печерный город, Златые врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы. Андрей, из подражания Киеву, дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга, и сверх того, город Гороховец и села». К этому можно добавить, что во Владимире была и есть не только речка Лыбедь, но и Рпень (Ирпень). Рассматривая карту древнего Владимира, можно заметить Залыбедскую слободу и даже Гончары — совсем, как в Киеве. Это показывает, откуда в Залесье появились развитые ремесла и промыслы. Например, высокохудожественная иконопись и народная роспись палеха, мстеры, холуя и хохломы. Достаточно посмотреть на изделия хохломских мастеров, цветочные и растительные мотивы которых напоминают украинскую Петриковку. Не исключено, что эта тема еще ждет своего исследователя. Миграция в Залесье жителей Южной Руси, вероятно, объясняет и тот факт, почему в России сохранились былины киевского цикла про великого князя Владимира Красно Солнышко и его дружину.

После татаро-монгольского нашествия началась очередная волна переселений в Залесье из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств. В ней участвовала и часть местной знати с дружинами, владения которых подвергались разорению на границе со степью. Эта волна совпала с переездом митрополита Максима из Киева во Владимир в 1299 году. Потомками переселенцев стали многие московские дворянские роды, такие как Плещеевы, Игнатьевы, Жеребцовы, Пятовы, Измайловы, Булгаковы и другие. Южнорусские переселенцы перенесли в Северо-Восточную Русь не только родные названия городов — например, Владимир, Переяславль, Стародуб, Звенигород, Галич, Юрьев, Вышгород, Перемышль, Белгород, но и многочисленные гидронимы — названия водоемов. К примеру, и Переяславль-Залесский, и Переяславль-Рязанский расположены на реках Трубеж, названных в честь притока Днепра, на котором стоит южный Переяславль. Встречаются также несколько рек с названием Почайна, Десна, Сула и другие гидронимы, перенесенные из Южной Руси.

С XIII века само Залесье уже включается в понятие Русь, и свидетельства этому встречаются как в русских, так и в иностранных летописях. Так, в «Повести о погибели Русской земли», литературном памятнике периода монгольского нашествия, очерчены ее границы: «Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимици погании, и за дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ[7], от буртасъ до чермисъ[8], от чермисъ до моръдви, то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру Манамаху, которымъ то половоци дети своя ношаху в колыбели». В период правления упомянутого здесь Всеволода Большое Гнездо, брата Андрея Боголюбского, могущество Владимира достигло пика. Однако потомки этой ветви Мономаховичей, как и в Южной Руси, вскоре схватились в междоусобной борьбе. В этот момент нагрянули татаро-монголы...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать