Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Последствия могли быть меньшими»

В XIX веке на Киевщине боролись с инфекционными болезнями с помощью... языческих ритуалов
03 апреля, 11:01
НА ИЗОБРАЖЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА — ОБРЯД «ОБОРЮВАННЯ» В ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ

На протяжении тысячелетней истории Киев много раз сталкивался с инфекционными пошестями. В XVIII-XIX веках наиболее сокрушительных последствий наносили эпидемии холеры и чумы. К сожалению, из-за недостаточной осведомленности людей относительно распространения этих инфекций и несоблюдения правил по обеспечению безопасности эпидемии существенно сокращали количество населения города и близлежащих поселений. «День» пообщался с краеведом Михаилом КАЛЬНИЦКИМ о том, какие методы жители Киевщины использовали для борьбы с инфекциями.

— Как боролись жители Киева с разными случаями эпидемий?

— Первая известная в Киеве эпидемия XVIII столетия случилась в 1710 году. Тогда это была эпидемия чумы. Известно, что в 1709 году произошло ее распространение в регионах Балтии, скажем, в Литве были вспышки этой болезни. И поскольку в то время проходили военные действия и войска передвигались по разным территориям, в том числе и по Российской империи и Украине, то в большой степени это стало причиной эпидемии чумы в Украине. И тогда она попала в Киев. Не очень много есть свидетельств, но известно, что эта эпидемия приобрела огромные масштабы. Как следствие — в определенный момент она привела к тому, что население Киева уменьшилось в 10 раз. Немало людей умерло, многие разбежались. На протяжении длительного времени люди боялись оставаться в Киеве из-за того, что там все было заражено. Поэтому спаслись в основном только те жители, которые убежали из города и скрывались по каким-то отдаленным местам. Фактически 1710 год является годом полного упадка Киева, и лишь потом началось его восстановление и возвращение жителей. Была чрезвычайная пошесть. К сожалению, тогда вся борьба против эпидемии заключалась лишь в бегстве из города.

«ОТ ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ 1770-71 года УМЕРЛО ПРИМЕРНО 20% НАСЕЛЕНИЯ КИЕВА»

— А как насчет следующих вспышек эпидемий? Были люди подготовлены к ним лучше?

— На протяжении XVIII века люди лучше изучили эту проблему, и тогда появлялись хотя бы определенные меры карантина и хотя бы частичные меры профилактики. Но в любом случае, когда начиналось распространение болезни, то уже существовали определенные методы борьбы с ними. Следующая эпидемия в Киеве случилась в 1770-71 годах. И это снова была чума.

— И как на тот момент киевляне с ней боролись?

— Откровенно говоря, последствия для Киева могли быть легче. Вследствие эпидемии чумы тогда погибло примерно 20% населения, около 4 тысяч жителей города. Конечно, большую роль в этом сыграло и недостаточное обеспечение Киева медицинскими учреждениями — их можно было пересчитать на пальцах. Для улучшения ситуации Кловский дворец, построенный Киево-печерской лаврой для приема почетных гостей, специально обустроили для лечения людей. Он хорошо предоставлялся, поскольку был достаточно просторный. Поэтому в помещении дворца в течение определенного времени содержали больных киевлян (ныне это здание Верховного Суда Украины).

Между прочим, у этой эпидемии есть весьма поучительная история. Известно, что во время вспышки чумы профилактика была еще недостаточно хорошо организована. Но, впрочем, некоторые меры защиты против чумы таки были. Они, прежде всего, заключались в эвакуации людей из эпицентра заражения в специальные карантинные места для отделения больных людей от здоровых. Во-вторых, если где-то вспыхнет эпидемия, то жителей не просто выводили оттуда, но и обязательно сжигали их вещи. К сожалению, не все киевляне понимали важность этих мер, и это привело к ужасным последствиям. Немало людей хотели сохранить свои вещи и во избежание поджога растаскивали их из зачумленных участков Подола, который на то время был средоточием жизни киевлян, и, соответственно, чумы. Интересно, что даже солдаты гарнизона прихватывали с собой вещи, которые казались пригодными. Известны случаи, когда люди намеренно выбрасывали мертвое тело зараженного человека из своей усадьбы и подсовывали его соседям для того, чтобы у них самих не обнаружили чуму и не заставили сжечь вещи.

— Это придавало эпидемии дополнительной силы?

— Бесспорно. В конце концов, такое легкомысленное поведение привело к потерям тысячи людей. На тот момент для Киева это было огромное количество. Закончилось все тем, что в город пришел вооруженный отряд солдат и начал действовать по четким инструкциям: военные сжигали подозрительные дома и вещи. Такие решительные меры в определенной степени ограничили распространение чумы, но все равно в 1771 году она дошла до Москвы.

— Какими были причины возникновения и распространения этой чумы?

— Она началась в Молдове и Валахии (современная Румыния). В то время, в 1767-74 гг. продолжалась русско-турецкая война. Соответственно, постоянное передвижение войск способствовало распространению эпидемии чумы. На время, когда она дошла до территории Российской империи, на границах государства уже задействовались карантинные методы. В частности, была запрещена перевозка иностранцев, у которых было подозрение на чуму, через границу, а также иностранного транспорта или товаров. Такое взаимодействие Российской империи с европейскими странами было приостановлено.

ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОЙ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ЛЮДИ ПРИБЕГАЛИ К НАРОДНЫМ МЕТОДАМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ

— Вряд ли тогда среди посполитого люда было понимание, что такое чума. Как относились украинцы к этой болезни, прибегали ли к каким-то народным, церковным или, может, ведьмовским мерам или обрядам для ее преодоления?

— Подобные обряды существовали с древних веков, потому что была недостаточная пропаганда медицинских знаний. Хотя в середине XIX века уже некоторые сведения были. Особенно это касается холеры — это та болезнь, для которой профилактика много значит.


ОПАХИВАНИЕ. ИЗ КАРТИНЫ ГРИГОРИЯ МЯСОЕДОВА (1876 Г.)

В XIX веке уже в значительной мере существовало понимание, как распространяется холера. Чуму на тот момент изредка еще наблюдали на территории Российской империи, но в Киеве острых эпидемий уже не случалось. Но поскольку население городов уплотнялось, то начали распространяться такие заболевания, как тиф и холера. Известно, что вибрионы холеры передаются через человеческий помет, вследствие недостаточной санитарии. В частности, и из-за потребления загрязненной воды можно было заболеть. Эта эпидемия тоже была смертельно опасной.

Азиатская холера приходила несколькими волнами, начиная с древних времен. На протяжении XIX века насчитывалось пять пандемий холеры, шестая произошла в начале ХХ века. Последняя, седьмая, случилась около 1970 года — тогдашняя вспышка холеры добралась аж до Одессы.

«С ОБРАЗАМИ СВЯТЫХ ГОЛЫЕ ДЕВУШКИ ВПРЯГАЛИСЬ В ПЛУГ И ПАХАЛИ ГОРОД»

— Вы исследовали, что с эпидемией холеры на Киевщине в XIX веке связаны суеверные обряды для защиты от эпидемии. Что это были за ритуалы?

— Из архивных материалов мне известна конкретная ситуация, произошедшая летом 1848 года в городке Чернобыль, который тогда относился к Радомысльскому уезду. Местные девушки, зная, что накануне была серьезная вспышка холеры в Киеве, решили бороться в своем городке с эпидемией весьма пикантно. Видимо, кто-то им рассказал, что существует обряд так называемого «оборювання» (от слова «орати» — М.С.) для ограждения от болезней. Он заключается в том, что женщины, а лучше молоденькие девушки, должны впрягаться в плуг и «оборювати» город, село или двор, которые хотели защитить от губительной пошести. Ко всему же, они должны были держать в руках христианские атрибуты, например, образы святых. Этот метод считали действенным против человеческих заболеваний или мора сельского скота.

Поэтому жительницы Чернобыля сплотились, чтобы «оборати» городок. Кстати, некоторые толкователи этого обряда утверждают, что его нужно было осуществлять в рубашках, а кто-то считает, что более действенный результат был тогда, когда девушки оборювали город голыми. Очевидно, чернобыльские жительницы решили пойти именно этим путем. И их попытка «оборати» город завершилась неудачей. Когда другие жители услышали и увидели это действо, то подняли шум и крик, на который прибыли полицейские чины. Некоторых «оборювачок» они арестовали, некоторые успели разбежаться. Но результат был таким: полицейские сорвали эту попытку защитить девушек городок.

Причем полиция также отмечала в рапорте, что якобы к этому ритуалу имели причастность и местные священники. Эта история дошла вплоть до генерал-губернатора, который потребовал от самого митрополита Филарета объяснений. В конце концов, после нескольких месяцев ожиданий губернатор получил письмо от киевского митрополита с сообщением, что участие чернобыльских священников в пикантном обряде не подтвердилось, но подобные поступки посреди простых людей привычно случаются при заболеваниях людей или животных и что «это искоренить невозможно».

— Известно ли про другие случаи таких обрядов?

— В различных этнографических исследованиях можно найти упоминания о попытках «оборювання» в населенных пунктах Украины, России, Беларуси. В таких обрядах, кстати, использовали и иконы. Когда, например, нужно было уберечься от мора сельских животных, то брали икону святого Власия, считавшегося покровителем скотоводства.

— Значит ли это, что такие ритуалы проходили при поддержке церкви?

— Нет, это не был церковный обряд. Наоборот, официально церковь такие вещи не одобряла и старалась доказывать крестьянам, что этих предрассудков не стоит придерживаться.

— Такие случаи свидетельствуют о том, что у людей того времени было мифологическое или же языческое сознание?

— Ну, скажем так: имели влияние народные традиции. Очевидно, корни ритуала оборювання уходят конями в большую давность — они зародились еще на стыке язычества и христианства. Это так же, как, скажем, обряды, которые осуществляются на Ивана Купала, который тоже появился примерно в то время. Но, в конце концов, его иногда и до сих пор придерживаются. И теперь это, скорее, развлечение без практического применения — вроде поиска цветка папоротника. А в случае чернобыльского «оборювання», что было связано со вспышкой холеры на Киевщине, — это серьезная практическая цель. Но в последующие десятилетия постепенно этот ритуал отходил в прошлое.

— Думаете, в наше время такие ритуалы уже невозможно увидеть?

— Дай Бог, если нам удастся справиться с эпидемией коронавируса до лета, то будет хорошо. А если не удастся, то...

...придется испытать народные методы?

— Ну, да (смеется). Девушки запрягутся в борозды, и можно будет это транслировать даже в прямом эфире.

Иллюстрации из «Живого Журнала» Михаила Кальницкого

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать