Королева-эпоха
В начале февраля Ее Величество Елизавета ІІ отпраздновала 70 лет своего вступления на британский престол. Празднование этого «платинового юбилея» продлится до июня текущего годаОкончание. Начало читайте «День» №11-12
Испытание властью — самый сложный экзамен для правителя. Это убедительно подтверждает история. Сколько (на первый, внешний взгляд) «скромных», «гуманных», «мудрых» лидеров, достигнув реальной — обычно неограниченной — власти, рано или поздно превращались в авторитарных вождей, если не просто в тиранов, нередко кровавых.
Ее Величество Елизавета II такое испытание прошло блестяще (не будем сейчас прибегать к дискуссии, реальной или только мнимой была и является ее власть). Заметим только, что власть эта достаточно весомая — однако королева осуществляет ее косвенным образом, согласно нормам конституционной британской монархии. Она является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Великобритании, ее полный титул звучит так: «Ее Величество Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Объединенного Королевства Великобритании, Северной Ирландии и других своих царств и владений, Глава Содружества, Защитница Веры. Известно, что начиная с 1688 года, когда в Англии произошла так называемая «славная революция», юридическая (писаная, признанная официально) власть королей все больше передается парламенту и правительству. Поэтому британская монархия является именно конституционной — при том, что конституции как таковой, в нашем понимании этого слова, в стране нет, а действует соответствующий базовый комплекс законов, среди них — Акт о гражданских правах еще с 1679 года. Следовательно, номинальной власти королева имеет не так уж много, однако на чаше весов действительно немалый вес имеет ее огромный опыт Служения народу, несравненное чувство ответственности, взвешенность решений. Все это вместе взятое и называется «моральный авторитет», что значительно шире и важнее юридических полномочий. И британцы высоко ценят это.
«Королева не может выйти из своего статуса ни на миг, — пишет американская журналистка и историк Салли Беделл Смит, автор великолепной биографии Ее Величества, — и это делает ее положение совершенно особенным. Даже ее родные обязаны постоянно помнить о том, что имеют дело с королевой. У нее нет ни паспорта, ни водительских прав, она не может голосовать на выборах и выступать свидетелем в суде, не может сменить веру и перейти из Англиканской церкви в католичество. Поскольку она воплощает национальное единство и не должна вызывать отторжения у подданных, она обязана сохранять строжайший нейтралитет — не только по политическим вопросам, но и по таким, казалось бы, невинным, как любимый цвет, песни или телепередачи».
Монархиня не принадлежит себе — со дня восхождения на трон буквально считанные минуты она могла прожить по своему выбору, посвятив это время своей персоне. Расписание Ее Величества всегда было чрезвычайно жестким (эта драматичная ситуация хорошо изображена в знаменитом фильме «Римские каникулы» 1953 года с Одри Хепберном в главной роли, хоть там и речь не идет конкретно о британской королеве, скорее это собирательный образ). И открытие ежегодных сессий британского парламента с так называемой тронной речью, и еженедельные встречи с Премьер-министром, на которых обсуждается ситуация в Великобритании и мире — это все лишь часть всеобъемлющих, огромных обязанностей Ее Величества. Кстати, номинально королева сохраняет за собой право не подписывать те или иные акты, принятые парламентом, — однако по традиции, которая в Британии, как известно, значит больше писаных законов, она всегда подписывает их.
«Она не раз говорила мне, что монарх — это почти священнослужитель», — вспоминал Фрэнсис Кэмпбелл-Престон, один из чиновников Букингемского дворца. И это трепетное отношение к своей миссии было и остается присущим Елизавете II в очень высокой степени. Немыслимы такие подходы, как «порадеть родному человечку», незаслуженно помочь, хотя бы на самую малость, карьере той или иной персоны (коррупция здесь — это что-то из совершенно другого измерения), при том, что Елизавета II — одна из самых богатых женщин в мире, более чем обеспеченный человек. А может быть, именно поэтому — плюс британские традиции, моральные нормы, законы и абсолютная нетерпимость общества.
Ее Величество всегда держится с редким чувством собственного достоинства, однако никогда не подчеркивает превосходство над кем-либо из своих подданных. Это основывается на ее личной скромности, которая, в свою очередь, проявляется в высоком уровне интеллекта королевы. Через три года после начала правления Ее Величества личный секретарь королевы, сэр Алан Лассел отметил: «Люди еще не скоро осознают, насколько разумна она... Но рано или поздно это признает весь народ». А придворная дама Хелен Миррен, получив Оскар за роль Ее Величества в фильме «Королева» (2006 год), выразилась следующим образом: «Когда человек настолько долго остается верным себе — это невероятно успокаивает. Это — свидетельство надежности. Королеву никогда не бросало из стороны в сторону. Ее самодисциплина, как мне кажется, берет начало скорее изнутри ее души, чем диктуется какими-то внешними обстоятельствами». Эти слова многое объясняют.
Мэри Сомс, дочь великого Уинстона Черчилля, возглавлявшего британское правительство в момент, когда Елизавета стала королевой, вспоминает: «Ее Величество было прекрасно осведомлено о своем конституционном статусе. И отец, в отличие от большинства премьеров, прекрасно знал, какое положение занимает монарх по отношению к премьер-министру, кабинету и парламенту, что было большим преимуществом, как и его огромный опыт управления государством. Они с королевой беседовали о текущих делах. Наверняка говорили о народе. У королевы, несмотря на ее юный возраст, тоже был некоторый опыт. Она путешествовала. Она, возможно, знала некоторых людей лучше, поэтому могла поделиться этим с отцом. Особенно поражала отца ее сосредоточенность. Она всегда следила за собой и своими поступками, проявляя исключительную осмотрительность».
Мэри Сомс вспомнила о «путешествиях» тогда еще юной королевы. Однако кажется, что в данном случае это слишком слабое, бесцветное слово. Зарубежные визиты — это очень важная часть общей миссии Ее Величества. Она, публичная персона (а в то же время — человек довольно закрытый — принципиально никогда не дает интервью!) совершила по состоянию на 2016 год — 256 официальных визитов в разные страны на всех континентах Земли, посетив 129 государств. За свою жизнь Ее Величество получило 3 000 000 писем (!) и 387 000 почетных премий и наград. Елизавета II стремилась быть первой, первой в максимально возможной степени: она принимала у себя в Букингемском дворце первых космонавтов, стала первым британским монархом, посетившим Китай, и впервые приняла у себя Папу Римского.
Следует при этом иметь в виду, что в своей внешней политике (которая, конечно, проводится в рамках, очерченных правительством и парламентом) королева уделяла, и ныне уделяет, особое внимание отношениям Лондона с Содружеством Наций (до 1949 года — Британским Содружеством). Это страны, которые в свое время были колониями или подконтрольными территориями Великобритании, а теперь являются независимыми государствами (назовем лишь Канаду, Австралию, Новую Зеландию, официальным главой которых является королева, представленная в соответствующих столицах генерал-губернаторами). В состав Содружества, кстати, входят также и государства с республиканской формой правления, которые королева, разумеется, не возглавляет. Однако все эти страны объединены общими демократическими ценностями. Общая численность населения стран Содружества (а это 54 государства) достигает почти трети всего населения человечества!
Бывший премьер Канады Брайан Малруни в свое время заявил: «Она (королева. — И.С.) считает себя соединенной навеки с тем институтом, которым когда-то была Британская Империя». Очевидно, что за этими словами кроется весомое содержание. Сэр Филипп Мур, личный секретарь королевы в 1977-1986 годах, подсчитал, что половину своего времени Елизавета II уделяет именно Содружеству. За десятилетие правления большинство стран — участниц Содружества — Ее Величество посетила не один раз (а Новую Зеландию — 13 раз, Австралию — 18, Канаду — 23). Это все вполне закономерно: роль Главы Содружества, пусть даже символического, действительно способствовала укреплению позиций королевы в Британии и в мире, стала источником гордости, основанием для уверенности в себе и неотъемлемой частью самосознания монарха.
Миллионы людей на земном шаре выросли в мире, просто не представляющем жизнь без Елизаветы II. Но кроме бесспорного величия есть еще один аспект разговора о королеве — ее искренняя человечность. После тяжелой потери в прошлом году — смерти мужа, герцога Эдинбургского Филиппа — Ее Величество обратилось к миллионам людей, которые выразили ей слова соболезнования, тепло и просто: «Я хотела бы искренне поблагодарить вас всех за поддержку. Ваш слуга, Елизавета». И есть все основания полагать, что это не было «демократической позой».
Уже упоминавшаяся Салли Беделл Смит пишет об «раскрашенном яркими красками образе дома Виндзоров, в который когда-то постучалась королевская судьба и возложила нелегкую ношу на хрупкие плечи десятилетней принцессы (речь идет о 1936 г., когда Елизавета довольно неожиданно стала наследницей). Елизавета II выполняла эту обязанность с честью, — продолжает Салли Беделл Смит, — целеустремленно и добросовестно, имела огромное влияние, но не узурпировала власть, сохраняя личную сдержанность при «звездной» популярности — а самое главное, и в хорошие, и в темные времена несла людям свет счастья».
Очевидно, именно поэтому украинцы, как и миллионы людей в мире, могут искренне присоединиться к словам британского гимна: «Боже, храни Королеву!». Особенно сейчас, когда Британия является нашим очень важным союзником в условиях агрессии России.