Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Когда образовался Советский Союз?

К обстоятельствам возникновения одного исторического мифа
05 июля, 19:37
«ВПЕРЕД, К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ» (ФРАГМЕНТ КАРТИНЫ АНАТОЛИЯ ЧЕРНОВА, 1954 год)

В любой стране среди праздничных дат важное место занимают годовщины событий, оказавших существенное влияние на формирование государства или установление его идеологических основ. Реестр советских праздников является ярким подтверждением этого. Отмечание фактически каждого государственного праздника использовалось советской властью для упрочения идеологического единства СССР и в то же время исполняло роль своеобразного пропагандистского символа. Ничего необычного в таком подходе не было. Разве что масштабы демонстраций иногда выходили за пределы разумного и на последнем этапе существования СССР все чаще в глазах населения приобретали карикатурный вид.

На протяжении существования СССР перечень общесоветских праздников менялся. Некоторые из них (день Парижской коммуны, день свержения самодержавия) со временем были лишены государственного внимания. Статус других, в частности Международного дня женщин 8 Марта, наоборот, повысился. Были и такие праздники-символы (1 мая и 7 ноября), отмечание которых стало настолько важным для власти, что отведенное для них количество выходных дней увеличилось с одного до двух. Празднование дня Конституции менялось в зависимости от действующего на то время Основного Закона, а День Победы, понятно, появился позже. Все названные праздники несли в себе важную государственно-созидательную нагрузку и были привязаны к конкретным событиям.

Особенное место занимали еще две даты — день Советской армии и день образования СССР, отмечавшиеся 23 февраля и 30 декабря. Во-первых, при всей важности названных событий эти дни не были выходными. Во-вторых, обе даты не имели непосредственного отношения к реальной хронологии отмечавшегося события. Проблема 23 февраля уже неоднократно становилась предметом рассмотрения историков, но день образования СССР остался за пределами их внимания. В свете того, что в декабре 2007 г. будут вспоминать об образовании СССР (85 лет — круглая дата), следует заблаговременно задуматься над некоторыми обстоятельствами, связанными с этим событием.

До 1933 года день образования СССР отмечался в июле, и праздник имел статус выходного дня. В календарях и справочниках в разные годы он назывался не всегда одинаково. Это мог быть «День основания СССР», «День принятия Конституции СССР» (1925 г.) и просто «День СССР» (1928 г.). В газете «Коммунист» от 1 июля 1928 года, например, употреблялись оба названия — праздновали и пятилетие со дня образования СССР (статья Власа Чубаря), и такую же годовщину принятия Конституции СССР (ряд других заметок).

Для абсолютного большинства наших современников такое «разночтение» может выглядеть как противоречие — мол, что же все-таки праздновали — день образования СССР или принятия Конституции? Современник, введенный в заблуждение сталинской традицией, ошибается. Противоречия в данном случае нет. Чтобы разъяснить эту мысль, а также показать недостаточную обоснованность утверждений о 30 декабря как о дне образования СССР, считаем уместным рассмотреть некоторые составляющие этого сталинского мифа, пережившего все время существования страны и живучего поныне.

Во-первых, до сегодня Конституцию СССР, а также Декларацию и Договор об образовании СССР принято считать разными документами. И, соответственно, в хронологии для определения принятия этих документов употребляются две разных даты. Такой подход логичен для человека начала ХХI века, поскольку договор об образовании государства (союза государств) и Конституция по своей форме, казалось бы, являются принципиально разными документами. Реалии нашего времени способствуют распространению такого мнения. Чего стоят, например, только проблемы с утверждением Конституции давно уже существующего Европейского Союза. Однако с СССР все иначе. Первая Конституция СССР, в отличие от второй и третьей, имела нетрадиционный вид. В одном из справочных изданий 1923 г. так говорилось о ее составных частях: «Комиссия ЦИК СССР решила объединить декларацию и договор о создании СССР и назвать их основным законом или Конституцией СССР». То есть, перефразируя слова известного поэта, можно сказать: «Мы говорим «Конституция». Подразумеваем «Договор и Декларация». Тождественность этих понятий неоднократно подчеркивалась и в разного рода документах компартийно-советского руководства той эпохи.

Во-вторых, традиционным является представление, что декларация и договор были приняты на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Это не так — ни по форме, ни по содержанию. Уже не рассматривая противоречие подобного тезиса самой дате введения Конституции (=Договор+Декларация), стоит подчеркнуть: проект Договора, проголосованный в декабре 1922 г. «в основном», ни в коем случае не мог считаться действующим документом. Так же, как, например, и любой закон, принятый законодательным органом только «в основном». Поражает и несоответствие проекта данного документа его конечному варианту. Одни только изменения в количестве статей в этих документах свидетельствуют об их существенных отличиях. Так, проект 30 декабря 1922 г. состоял из 26 статей, украинский вариант, принятый высшими компартийными и советскими органами УССР в конце мая 1923 г., содержал 36 статей, а введенный 6 июля 1923 г. и ратифицированный 31 января 1924 г. Договор о создании СССР (2 июля 1923 г. его предварительно одобрил Президиум ВУЦИК) — 72 статьи. Это уже не говоря о появлении в конечном варианте от 6 июля 1923 г. целого ряда важных нововведений, среди которых, например, введение Совета национальностей.

В-третьих, распространенным является мнение о том, что все ключевые вопросы были согласованы в конце 1922 года, а потом пришло время для формальных процедур. Анализ событий первой половины 1923 г., взаимоотношений как среди кремлевской верхушки, так и влияния на принятие решений представителей «националов», в первую очередь руководства КП(б)У, вынуждает опровергнуть этот тезис. Несогласованных вопросов было много. За содержание Договора, за принципы его заключения велась реальная борьба. И изменения в нем произошли существенные, они не ограничивались созданием уже названного выше совершенно нового Законодательного органа — Совета национальностей. Более весомой перестройке основных принципов проекта Договора помешали, прежде всего, болезнь В. Ленина, нерешительность Л. Троцкого, гибкость И. Сталина. Но это уже тема другого разговора.

В-четвертых, в сознании наших современников не вызывает возражений дата принятия Конституции СССР — 31 января 1924 года. Эта дата, безусловно, реальная. Но формально в тот день был ратифицирован уже действующий документ. В действующий Договор о создании СССР (основную часть действующей на то время Конституции) были внесены только две незначительных поправки (к перечню автономий ЗСФСР, имевших представительство в Совете Национальностей, были добавлены Нагорный Карабах и Нахичеванская АССР и уточнен порядок избрания Президиума ЦИК СССР). Заметим, что на дальнейших съездах советов СССР вносились значительно более существенные поправки.

Чтобы убедиться в отсутствии реальных аргументов в пользу 30 декабря, автор проанализировал отношение к этой проблеме тогдашней прессы и руководящих органов УССР. Просмотр газет первой половины 1923 г. обусловил такой вывод: об СССР как существующем государственном образовании речь не шла. Исключением из этого правила стали опубликованные по свежим следам I Всесоюзного съезда советов материалы в центральной прессе. Да, действительно, 31 декабря 1922 — 1 января 1923 (спаренный номер) «Известия» писали о создании СССР как о свершившемся факте. Такую поспешность можно объяснить как анализом решений Х Всероссийского съезда советов, состоявшегося накануне Всесоюзного, так и сталинской позицией по этому вопросу. Ведь И. Сталин, являвшийся сторонником немедленного создания СССР, был основным докладчиком на обоих съездах. На Х Всероссийском съезде советов его доклад получил одобрение, а персональный состав делегатов I Всесоюзного съезда советов ненамного отличался от Всероссийского. Но решения этих съездов имели разную направленность. 30 декабря генсек предложил делегатам I Всесоюзного съезда советов «с присущим коммунистам единодушием» принять Декларацию и Договор об образовании СССР как окончательные документы. Однако такое предложение противоречило решению декабрьского 1922 г. пленума ЦК РКП(б) и делегатами съезда принято не было.

В дальнейшем такого рода ошибки в центральной прессе не допускались. В еще большей степени это касается украинской прессы — до июля 1923 г. о существовании СССР речь не шла. Правда, иногда в отдельных постановлениях, поступавших из Москвы (а советская федерация существовала и до 1922 г.), выплывала аббревиатура «СССР», но против подобных случаев категорически и официально, через свое Постоянное представительство при правительстве РСФСР, протестировало руководство УССР. Важным в этих нотах протеста было несогласие с распространенными в Москве взглядами на СССР как новую форму российского государства — из Харькова новое государственное образование виделось по-другому. Подчеркнем — случаи употребления названия СССР (а соответственно утверждение об основании СССР 30 декабря 1922 г.) украинская сторона считала незаконными, о чем извещала Кремль в своих официальных документах. И в Кремле с этим соглашались.

Другим неоспоримым доказательством мифичности даты 30 декабря являются следующие факты. Через неделю после принятия Конституции СССР (а следовательно и вступления в действие Договора об образовании СССР), 13 июля 1923 г., Президиум ЦИК СССР принял воззвание ко всем народам и правительствам мира. В нем извещалось о создании СССР, о том, что высшие органы власти и управления нового государственного образования начали работу. То есть руководящие органы новообразованного государства констатировали, что датой его создания стало 6 июля 1923 г. Именно с тех пор начали действовать общесоюзные законодательные органы власти, был создан основной исполнительный орган власти СССР — СНК СССР. В то же время были ликвидированы те республиканские наркоматы, которые свидетельствовали о формальной независимости республик. В Украине это касалось в первую очередь Наркомата иностранных дел. Дата 6 июля постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 года была признана праздничным днем на всей территории СССР.

Конечно же, можно говорить, что де-факто большевистское централизованное государство образовалось значительно раньше и по сути ни в одну из названных дат почти ничего не изменилось. Такое мнение не вызывает возражений. Однако не подлежит сомнению и тот факт, что само название государства — Союз Советских Социалистических Республик — должно служить подтверждением равноправия и взаимоуважения республик, вошедших в его состав. Добавим, что название государства не менялось на протяжении всего времени его существования. В отличие от названия руководящей партии. Но на ХII съезде РКП(б), состоявшемся в апреле 1923 года (когда, как это принято считать, СССР уже существовал), предложение переименовать партию было отклонено именно из-за того, что СССР еще не был создан. Утверждение о Советском Союзе как новом типе государства стало своеобразным пропагандистским клише на протяжении всего времени его существования. Все перечисленное свидетельствует о внимании к формальным сторонам создания СССР. Поэтому интерес к дате создания нового государства не выглядит лишним.

Новое государство имело форму добровольного союза республик. Поэтому для украинского руководства была важна демонстрация самостоятельного пути республики к СССР, главным средством которой стало печатное слово. Заметим, что нередко в справочной и профессиональной литературе 1920 х годов дата 30 декабря даже не упоминалась. Так, в серии статистико-экономических справочников УССР в 1920-х среди предпосылок образования СССР упоминалась ст. 4 Конституции УССР 1919 г., где говорилось о «твердой решимости» УССР «войти в состав единой международной Социалистической Советской Республики, как только создадутся условия для ее возникновения». Содержались там также ссылки на другие соглашения и постановления, но ни одного упоминания о проекте союзного договора от 30 декабря, как и о каких-либо проектах решений, там нет.

Анализ юбилейных (к 10-й годовщине Конституции СССР) брошюр, изданных в Москве в 1933 году, побуждает к выводу, что именно тогда было решено «изменить» дату образования СССР и «разъединить» образование СССР и введение Конституции. При этом день Конституции СССР еще оставался за шестым июля. Первые попытки делались в спешке и некачественно. Так, например, в книге директора Института национальностей при ЦИК РСФСР С. Дыманштейна подчеркивалось, что СССР был создан 30 декабря 1922 г. Но наряду с этим говорилось, что созданный Сталиным Наркомат национальностей просуществовал «до создания СССР в 1922 году, до организации Совета национальностей ЦИК СССР». Напомним, что в проекте от 30 декабря 1922 г. не было даже упоминания об этом органе. Да и любой исследователь национального вопроса без колебаний скажет, что Наркомат национальностей РСФСР существовал до лета 1923 г.

Взятая Сталиным на собственное усмотрение дата создания СССР до сих пор «живет» в головах наших соотечественников. Сложилось так, что внедренный во время Голодомора миф до сих пор распространен даже среди профессиональных историков. Долгую жизненность «общепризнанной» даты образования СССР нельзя объяснить только господством тоталитаризма в СССР. Важным фактором существования этого мифа является то обстоятельство, что ни один из активных участников формирования СССР не дожил до конца 1980 х годов, когдаупал «железный занавес» и стал возможным плюрализм мнений в исследовании прошлого. Все оппоненты И. Сталина в вопросе создания СССР были репрессированы еще до начала войны с Германией. «Украинской советской» эмиграции просто не существовало. То есть этот вопрос было просто некому поднять, внимание историков сосредоточилось на других проблемах украинской истории.

В 1922 г. И. Сталину, несмотря на все попытки, не удалось завершить создание СССР. Ему пришлось даже пойти на значительные уступки национальным республикам. Однако с установлением тоталитаризма эти недостатки были ликвидированы — централизация страны усилена, дата создания СССР заменена. И. Сталин лично редактировал основные исторические труды в 1930-х годах, контролировал он и пропаганду, и агитацию. С помощью этих средств в сознание масс была введена желаемая «отцу народов» дата. Такое продолжающееся поныне забвение даты, которая на протяжении 10 лет была в СССР «красным днем календаря», свидетельствует об огромных возможностях тоталитаризма в формировании сознания подвластного населения. Новый подход нашел свое отражение и в известном «Кратком курсе истории ВКП(б)». Необходимо, наконец, отойти от этой мифологемы. Пришло время отказаться от сталинского видения проблемы образования СССР и обратиться к более тщательному анализу источников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать