День Ольги
Самая известная женщина Украины: загадки жизни, версии, «болгарский след»История неопровержимо доказывает: наши украинские женщины ни в чем не уступали мужчинам, когда шла речь об стержневых жизненных делах — ни в защите Отчизны, ни в управлении семьей, ни в художественном творчестве, ни, в конечном итоге, в государственной деятельности.
Княгиня Ольга (Хельга), в христианстве — Елена, по меньшей мере, 19 лет (945-964) возглавляла Древнеруськое государство, провела его сквозь опасные «тучи» и «бури» тогдашней страшной, тревожной истории и политики (врагов у Руси-Украины было более чем достаточно), показав при этом настоящую дальновидность и государственную мудрость. Эта выдающееся личность является, несомненно, одной из самых известных (возможно, наиболее известной) женщин Украины. И сегодня, 24 июля, в День Равноапостольной Княгини Ольги (такое звание дала ей христианская церковь) есть потребность поговорить об этой исключительной фигуре.
Тем более, что даже при беглом взгляде на знаменитую владычицу возникает стойкое, сильное впечатление сильной, несравнимой воли, характера победного, несокрушимого (одни только пылающие глаза чего стоят!), — и в то же время... загадочности. Действительно, знаем мы о Великой Княгине Киевской очень и очень мало, достоверных сведений крайне недостаточно (деликатно высказываясь), крохи, которые мы можем добыть из древних летописей, безгранично скупы, часто трудно поддаются расшифровке и анализу, к тому же, нередко противоречат друг другу. Но это интересно — разгадывать тайны жизни знаменитых исторических фигур! Кроме того, определенной информацией мы таки владеем. Поэтому, начнем наш разговор.
Загадок в биографии Великой Княгини — предостаточно. Нам достоверно неизвестен год ее рождения (историки предлагают такие версии: 903, 910 и даже 920 годы), ни предыстория ее таинственного брака с полулегендарным князем киевским Игорем (Старым), по летописной традиции, прямого потомка известного Рюрика — браку, который впоследствии вознес ее на высшие ступени государственной власти (помните, как страшно, согласно каноническому тексту «Повесть временных лет», отомстила Ольга древлянам за смерть мужа?). Мы крайне мало знаем об обстоятельствах жизни Ольги в последние годы ее земного пути и отхода княгини от государственных дел. Известно только, что умерла Великая Княгиня где-то в середине июля 969 года.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ «СОФІЯ КИЇВСЬКА»
Но, по-видимому, наибольшая среди всех загадок — это происхождение Ольги. Где родилась великая женщина, какую землю могла считать родной? Какой была семья ее родителей? Что известно о ее юных годах? И здесь есть разнообразные версии, среди которых, — «болгарская», хоть историки еще далеки от согласия.
Есть летописные строки, достаточно туманные и таинственные, которые описывают происхождение молодой Ольги «от Плескова...». Что это за «Плесков»? В российской дореволюционной историографии ответ был недвусмысленным: город Псков на севере (стоит вспомнить оперу Римского-Корсакова «Псковитянка», которая полностью основывается на этой гипотезе). Но здесь видим, как писал Иван Франко, «поважні гачки». Дело в том, что во времена рождения Ольги, то есть в начале Х века, факт существования населенного пункта (любого) на месте более позднего Пскова, откровенно говоря, не вполне достоверный, а то и напрочь сомнительный. Даже больше, современные археологи не осмеливаются датировать становление этого города раньше, чем началом ХІ века, а во время детства Ольги племенным центром кривичей (коренных жителей этих земель) был вовсе не «Плесков», а Изборск — древний и существующий и в настоящее время город.
Недаром еще известный российский историк конца ХІХ века академик Дмитрий Иловайский писал: «Рассуждая над летописным «Плесковым», приходишь к выводу, что трудно здесь понимать наш Псков, который тогда не только не имел никакого политического значения, но вряд ли и существовал».
Но есть исторические источники, которые дают возможность иначе посмотреть на эту проблему. В 1888 году архимандрит Леонид (Кавелин) ввел в научное обращение неизвестную раньше рукопись — так называемый «Короткий Владимирский летописец» (конец ХV века). Соответствующий текст, который имеет отношение к Ольге, утверждает дословно такое: «Игоря же Олег жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бе мудра вельми». Кстати, именно эту гипотезу тогда же поддержал академик Иловайский.
Действительно, если мы примем такой взгляд, то много чего становится понятным. В первую очередь, мы видим, что загадочный «Плесков» — никоим образом не Псков, а вполне реальная Плиска (или Плискова), столица Первого Болгарского Царства (расположенного неподалеку от современного города Шумен). Этот древнейший город вспоминается во многих источниках начала IХ-ХII веков (в частности, о нем писали византийские авторы Лев Диакон, Анна Комнина; существует неразрывно связанная с историей Плиски таинственная надпись древнеболгарского хана Омортага). В ІХ веке Плиска была огромным городом, с поражающим капищем площадью свыше 2000 квадратных метров (напомним, что Болгария приняла христианство в 865 году, во времена правления знаменитого царя Бориса, который находился на троне на протяжении 852-889 гг., и особенно укрепилась во время царя Симеона, 893-927 гг.). Поэтому в конце ІХ века это капище перестраивается в величественный христианский храм.
Плиска была дотла сожжена венграми в 893 году, после чего резиденция болгарских царей и архиепископов была перенесена в Великий Преслав. Но старая столица на удивление быстро возродилась, и еще долгое время хранила значение выдающегося духовного и культурного центра Первого Болгарского Царства.
А теперь спросим себя: разве этот «царский город» не был неизмеримо более привлекательной «ярмаркой невест», чем холодные, туманные леса, где проживало племя кривичей? Когда исторических источников остро недостает — то, может, на помощь стоит иногда звать простой здравый смысл?
Есть определенные основания утверждать, что Ольга не только родилась на болгарской земле, где ей, собственно, предложил «руку и сердце» князь Игорь (хоть само по себе это еще не доказывает, что она была этнической болгаркой — есть и другие версии), но и принадлежала к правящей в Болгарии царской семье. Так, некоторые ученые допускают, что Ольга была дочерью болгарского царя Симеона Великого и родилась около 896 года в Плиске. Другая версия, похоже, более правдоподобна, рассматривает вероятность того, что Ольга — внучка прославленного болгарского царя Бориса (мы кратко вспомнили его — именно при его властвовании Болгария стала христианской страной; не этот ли факт, пусть гипотетический, объясняет знаменитое крещение Ольги в 957 году, во время визита в Константинополь и переговоров с византийским императором Константином Багрянородным? Выполнила дедов завет.).
Почти ничего нам неизвестно о дипломатических отношениях Великой Княгини Ольги с Болгарским Царством в середине Х века, во время ее властвования (в отличие от лучше изученных отношений с Византией). Но они, очевидно, были! Ведь рядом была мощная Византийская империя — геополитический гегемон в те времена — и приходилось, в жестких обстоятельствах давления, византийских интриг, искать союзников (а наивной княгиня никоим образом не была!). Почему таким союзником не могла быть Болгария, несколько ослабленная во времена тогдашнего царя Петра, но понимающая, как и Ольга, настоящие намерения имперского Царьграда?
Вспомним также зафиксированные в летописи известные слова сына Ольги, князя Святослава, о Болгарии как «середине земли моей». Для средневековой ментальности это были очень ответственные слова — но, возможно, дело в том, что это было законное наследство его матери?
И еще интересный факт. В интересах того, что Ольга была знатной женщиной из властной семьи, удостоверяют интересные сведения, которые дошли до нас. В договоре князя Игоря с византийцами (около 944 года) она титулована «княгиней», а ее представитель (посол) вспоминается сразу после послов самого Игоря и малого Святослава — и это при том, что нередко в таких договорах княжеские жены вообще не вспоминались. Еще при жизни мужа Ольга имела свою собственную личную дружину. Все приближенные дружинники Игоря сразу признали ее правительницей после гибели князя. По-видимому, она таки принадлежала к «высокой семье».
Знаменитый имперский историк Николай Карамзин написал об Ольге так: «Народные легенды назвали ее хитрой, церковь — святой, а история — мудрой». Для нас же Великая Княгиня выступает из темноты веков и хаоса как символ порядка, организованности и глубокой государственной идеи.
P.S.
В следующем году в Измаиле Одесской области планируется открытие памятника княгине Ольге.
Выпуск газеты №:
№137-138, (2020)Section
История и Я