Черкасчина Вячеслава Липинского
«Край сыграл важную роль в жизни выдающегося деятеля и формировании его главной идеи — украинского консерватизма», — исследовательПостепенно все больше украинцев узнают о фигуре выдающегося политического украинца Вячеслава Липинского, которому «День» уделяет большое внимание. Среди многих он ассоциируется географически прежде всего с Затурцами на Волыни, где расположен его мемориальный музей (кстати, виртуальная экскурсия по заведению доступна на сайте «Дня» «Украина Incognita») В то же время, по утверждению исследователей, значимое место в формировании личных качеств украинского политического мыслителя, историка и социолога Вячеслава Липинского, его сквозной идеи создания Украинского Государства, где украинский хлебороб хозяйничает на собственной земле, заняла и Черкасчина. Именно здесь, в имении «Русалівські Чагари», молодой шляхтич обрабатывал землю, общался с украинцами, не покидая работу над своими трудами. О жизни Вячеслава Липинского на Черкасчине и о его идее украинского консерватизма детальнее «Дню» рассказал украинский историк, историограф, заведующий кафедрой истории Украины Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого, профессор Виталий МАСНЕНКО.
«Фигура Вячеслава Липинского, к сожалению, еще мало известна широким кругам нашей общественности. Но, исследуя его деятельность, наталкиваемся на мысль, что именно на Черкасчине состоялось формирование его патриотического национального духа, зарождение главной идеи — украинского консерватизма — как средства создания украинского национального государства. Известный исследователь Ярослав Дашкевич считал, что именно здесь он сформировался как историк и политический публицист дореволюционных времен», — говорит Виталий Масненко.
В детские и юношеские годы Липинский неоднократно бывал в имении своего дяди Адама Рокицкого, которое находилось в Уманском уезде, в с. Русаловка (теперь — Маньковский район, Черкасской области). «Из его рассказов молодой Липинский узнал, что правобережная полонизированная шляхта по своему происхождению является украинской и в свое время играла роль ведущего украинского государственно созидательного сегмента. Идея возвращения своего сегмента к украинской государственной жизни становится жизненной установкой будущего историка и политического деятеля», — заметил Виталий Васильевич.
В июле 1913 г. Вячеслав поселился в Русаловке. От своего дяди он получил имение «Русалівські Чагари», в имущественном измерении — 160 десятин земли. «Название «чагари» означало поле на раскорчеванных остатках бывшего леса. Земля находилась в удалении от села. Там — в пяти верстах от Русаловки — Липинский начал строить собственную усадьбу. В исследовании Виталия Масненко говорится: «На территории, которая на начало ХХ в. называлась Чагари, находятся три оврага, холмы между которыми активно распахиваются. На северо-восточном склоне этого оврага, над прудом, археологом Михаилом Сиволапом в апреле 2002 г. были найдены остатки кирпича начала ХХ в. Именно здесь можно локализовать место размещения усадьбы Вячеслава Липинского. Поселившись в Русаловке, Липинский обращает внимание на славное историческое прошлое этого места. Отписывая М. Грушевскому свой новый адрес, он специально отмечает, что эта территория входила в состав прежней Буцкой сотни Уманского полка».
Этот хутор был чрезвычайно важным для историка не столько как средство собственного материального обеспечения, а как попытка на практике реализовать свои теоретические идеи относительно ведущей роли украинского хлеборобского слоя и его социальной консолидации. Исследователь утверждает, что для Липинского и землевладелец-помещик, и землевладелец-селянин принадлежали к одному производственному классу, который должен был составить основу новой украинской аристократии. Позже, в «Письмах к братьям-хлеборобам» Липинский так подытожит ее значение: «Тільки український клас хліборобський в стані власною силою і власним авторитетом політично зорганізувати і національно об’єднати нашу етнографічну масу, тобто сотворити Українську Державу і Українську Націю».
Как замечает Виталий Масненко, срок собственного хозяйствования Липинского в имении на территории Черкасчины достаточно короткий. Это 1913-й и первая половина 1914 года, потому что началась Первая мировая война, и Липинский был призван в действующую армию. «Очень важный факт, что во времена ведения хозяйства Липинский перевез в имение свою библиотеку. Причем она очень высокого уровня, там были собраны труды многих европейских мыслителей, основополагающие тексты, касавшиеся политической теории, исторических проблем. Это было очень хорошее собрание, но, к сожалению, все погибло, потому что начались революционные события, и на бунтарской волне имение было уничтожено», — рассказал историк.
Как свидетельствуют исследования, часть крестьян защищала хозяйство и имущество пана. «Свой наибольший исторический труд «Україна на переломі», вышедший уже на эмиграции, Липинский посвятил памяти своего друга — крестьянина Левка Зануди, который погиб, пытаясь остановить уничтожение имения. Смерть Левка, по свидетельству современников (Любовь Григорьевна Билецкая, 1907 г.р.) была страшной. Ему отрубили саблей голову. Когда пытались похоронить обезглавленное тело, то священник Сава Богданович отказался проводить погребальную службу, пока не будет найдена голова. Только когда это было выполнено, осуществил обряд», — говорится в исследовании Виталия Масненко. «Впрочем, родословная самого Левка не прервалась: сейчас в Русаловке живет Николай Оверкович Зануда — правнук Левка», — рассказывает исследователь.
Само уничтожение имения Липинский расценивал как одну из самых болезненных личных потерь. Во Вступительном слове к «Письмам братьям-хлеборобам» он замечает, что литературные недостатки этой книги предопределены тяжелыми условиями общей руины, к которой добавляется «ще й руїна особиста: хвороба, життя на еміграції, знищення і забрання маєтку революцією, повна невпевненість щодо завтрашнього дня». В то же время он утверждал: «Фах, до якого я готовився і яким займався, — хліборобство. Крім того був я в життю своїм військовим і істориком. Всі ці заняття люблю, до них лежить моя душа».
Виталий Масненко замечает, что в самой Русаловке помнят имя Липинского: «У нас там 15 лет тому назад состоялась конференция, приезжали историки, философы, политологи, археологи. Мы обследовали территорию. Нашли и вероятное место, где было имение Липинского и имение Адама Рокицкого около Рокицкого озера».
Поэтому, бесспорно, внимание к фигуре Вячеслава Липинского должно быть не только в его родных Затурцах, Локачинского района Волынской области, но и на Черкасчине — колыбели его идей, убежден Виталий Масненко. «Необходимо уделять большее внимание этой общеукраинской и даже общеевропейской фигуре, популяризируя ее. Интересно было бы с помощью этой личности возродить село Русаловку. Восстановить местную школу, которой ранее было присвоено имя Липинского», — отмечает Виталий Масненко.
СПРАВКА «Дня»
Вячеслав Казимирович Липинский (05(18) апреля 1882 г. — 14 июня 1931 г.) — выдающийся украинский политический деятель, историк, теоретик украинского консерватизма. Его «Листи до братів-хліборобів. Про ідею і організацію українського монархізму» стали образцом осмысления путей формирования украинского национального государства, значения национальной элиты, гражданства, частной собственности на землю и тому подобное.
Родился в польскоязычной волынской шляхетской семье. В конце 1890-х годов приобщился к украинскому движению. Учился в Краковском университете, окончив который, переселился на Черкасчину. Один из организаторов Украинской демократической хлеборобской партии, при гетманате — посол Украины в Австро-Венгрии. После поражения Украинской революции остался за рубежом. Умер в Австрии, но похоронен в родных Затурцах на Волыни.
Выпуск газеты №:
№173-174, (2017)Section
История и Я