95 тезисов Лютера
Реформация церкви ХVІ векаПамятники этому человеку стоят в центре чуть ли не всех немецких городов — исключения немногочисленны. В 2003 году, по итогам опроса историков Германии и других стран Европы, Мартин Лютер занял второе место в списке самых выдающихся деятелей политики и культуры своей страны — немного уступив Конраду Аденауэру, однако опередив Отто фон Бисмарка! Сын упрямого, цепкого, временами жестокого саксонского крестьянина Ганса Лютера, который перебрался в местечко Эйслебен, в надежде на лучшую жизнь занялся там горным делом на медных рудниках и, в конечном итоге, выбился в «бюргеры», став зажиточным и почтенным гражданином, Мартин (1483—1546) навсегда вошел в европейскую и мировую историю как инициатор Реформации (ХVІ—ХVІІ вв.), грандиозного церковно-духовного, политического, даже более того, общенародного движения во многих (в первую очередь северных и западных) странах Европы, движения, которое в корне изменило лицо Старого Света, — а впоследствии существенно повлияло на развитие Света Нового, прежде всего США и Канады. Был полностью прав выдающийся философ и социолог, соотечественник Лютера Макс Вебер, который в знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) утверждал, что лютеровская проповедь не только заложила основу протестантизма, качественно нового течения в христианстве, не только дала толчок Реформации, но и (это, наверное, самое главное) стала поворотным моментом в зарождении капитализма и во многом определила дух Нового Времени.
Несмотря на это, в Украине, кажется, фигуре и идеям Лютера до сих пор не уделено надлежащее внимание. Парадокс: мы идем в Евросоюз, между тем творец богословской и политической доктрины, которая, когда-то существенно повлияла на становление и развитие самых богатых (!) стран ЕС (все без исключения государства Скандинавии, Нидерланды, центральная и северная часть Германии, Великобритания — в трансформированном виде, но все же... позже США и Канада, Эстония — перечень можно продолжать) — этот человек у нас известен далеко не в полной мере. О Лютере необходимо поговорить еще и потому, что его идеи могут и должны рассматриваться также и в универсальном контексте, как большой пример реформирования мощной мировой религии вообще.
Автор этих строк считает, что самыми важными являются, прежде всего, идеи Лютера, а не внешняя канва его жизни. Поэтому рассказ о биографии великого реформатора церкви мы попытаемся сделать кратким. Воспитываемый «твердой рукой» сурового отца Ганса, взрослея, по его собственному признанию, в «нестерпимом ощущении собственной позорной греховности перед лицом Бога», наш герой, однако, рано проявил самостоятельность, непокорный и упрямый нрав. Вопреки воле отца, который настаивал, чтобы Мартин стал юристом (лучше всего — адвокатом, нотариусом), Лютер-младший, хоть и поступил в университет Эрфурта, где проходил курс «семи свободных искусств», однако вскоре (осознав, как он потом вспоминал, свое настоящее призвание — служить Господу, символом этого стала страшная молния), ушел в Августинский монастырь в Эрфурте. В 1506 году Мартин стал монахом, а в следующем году был рукоположен в священники. Еще через шесть лет Лютер становится доктором богословия и профессором теологии Виттенберзского университета (одного из наиболее исполненных «свободомыслия» тогда учебных заведений).
Перелом в сознании будущего выдающегося реформатора произошел в 1511 году, когда Лютер, побывав в Риме, с «отвращением, стыдом и гневом» увидел все язвы папского католицизма: тотальную продажность, цинизм, торговлю индульгенциями (как и великого Яна Гуса, Лютера особенно возмущало именно это: отпущение грехов не Богом, а земной Церковью — за плату, за солидные деньги!). Когда в 1517 году папа Лев Х издал буллу об узаконивании индульгенций и официальном «отпущении грехов» ради «содействия построению собора Святого Петра в Риме и спасения душ христианского мира» — возмущению Лютера не было пределов. Он вспоминал, что именно тогда понял: делом его жизни должна стать борьба с «папским засилием» в Германии и других странах и основание нового, свежего и честного христианского учения.
31 октября 1517 года Мартин прибил на дверях Виттенберзского университета несколько листов бумаги со знаменитыми «95 тезисами» (эти мысли он и впоследствии бесстрашно отстаивал перед лицом «христианнейшего» императора едва ли не половины Европы, фанатичного католика Карла V, перед лицом римских кардиналов, архиепископов, перед лицом буллы — проклятия самого папы с отлучением от церкви — Лютер сжег эту буллу). Какова суть главных идей великого немца, которые легли в основу протестантизма (со всеми его десятками ответвлений)?
1 «Я понял, что милостивый Господь оправдывает наши грехи только нашей же верой. Путь к спасению души — (исключительно важная категория для человека ХVI века!) лежит только через веру (sola fide), через благодать (sola gratia) и через знание Святого Писания и исполнение его установок (sola scriptura). Католическая церковь (включительно с папой и его индульгенциями) для спасения души абсолютно не нужна — нужно прямо говорить с Господом и укрепляться в вере, и этого достаточно. Впоследствии именно этот тезис Лютера был назван «ударом молнии в бочку с порохом», и это действительно так; заметим, что это было сказано во времена, когда христиане верили, что папа является «наместником самого Господа на Земле».
2 Любой труд (крестьянина, купца, рыцаря, интеллигента, государственного чиновника) имеет право на уважение перед лицом Господним, но при одном непременном условии: если этот труд является честным и человек добросовестно исполняет свой долг перед Богом и людьми. Соответственно, богатство (но, опять же, приобретенное честным, законным путем!) является приятным для Господа (вовсе не является грехом, как в православии) и открывает путь в Царствие Небесное. Очень важный тезис Лютера, который сыграл существенную роль в становлении капитализма.
3 С другой стороны (Лютер очень противоречивый мыслитель), «на небо надлежит всходить не деньгами, а скорбями».
4 Свобода воли и души не зависит от внешних обстоятельств, а исключительно от воли Бога.
5 Лютер утверждал непогрешимость Святого Писания, авторитет же папских установок, эдиктов, булл, соборов и т.п. ставил под сомнение.
6 По учению Лютера, Бог создал два царства: Божие и светское. Это он сделал из-за двойственной природы человека, который является одновременно и духовным, и телесным. Кроме того, следует учитывать, что мир состоит в основном не из настоящих христиан. Если бы настоящие христиане преобладали, не нужно было бы ни князей, ни господ, ни меча, ни права.
7 Государство должно заботиться о внешних отношениях и внутренних порядках, что же касается отношений любого гражданина с Богом — это не дело государства, а сфера свободного выбора воли человека и его совести.
8 Разумно управляет тот монарх, который использует власть не как привилегию, а осуществляет ее как повинность, возложенную на него Богом (сказано 498 лет назад!). То есть христианский правитель должен считать себя слугой, а не господином народа.
9 Светская власть не должна простираться дальше тела и имущества человека. Во всем ином государству принадлежит право требовать полного повиновения, за исключением, однако, тех случаев, когда правители вмешиваются в дела веры и отношений человека с Богом.
...1521 год. Император Карл V вызывает Лютера на рейхстаг в Вормсе, где, в присутствии высших иерархов римо-католической церкви, требует полного отречения от своих взглядов, угрожая в ином случае судьбой Яна Гуса (которого Лютер искренне уважал и признавал своим предшественником). Ответ великого немца: «Поскольку, Ваше Величество, Вы и все государи желаете услышать простой ответ — я буду отвечать прямо и просто. Если я не буду убежден свидетельствами Святого Писания и ясными доказательствами ума — потому что я не признаю авторитет ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу— совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу отрекаться от чего-либо, потому что нехорошо и опасно делать что-то против совести. На этом стою и не могу иначе. Пусть поможет мне Бог. Аминь».
К счастью, Лютера не сожгли (в частности, благодаря поддержке влиятельных северонемецких князей, которые разглядели колоссальный потенциал его учения и предоставили ему убежище, да и почва для появления Великого Мятежника была хорошо подготовлена). Но «простой» (из разряда очень непростых!) вопрос: в Украине никогда не было своего Лютера. Как это повлияло на ее историю — при том, что чуть ли не вся Северная Европа (за исключением романских стран) так или иначе взяла на вооружение лютеров «духовный меч». Основные его идеи (пусть порой и без знания источника) и сегодня очень важны для западных стран — особенно учение о свободе веры как высшем приоритете и о честном труде как Божьем призвании человека, результаты которого Господь будет учитывать на своем Суде. Стоит ли также говорить, насколько актуально наследие Лютера во период сильного религиозного безразличия в Европе (да и, положив руку на сердце, у нас — пусть в меньшей мере)?
Выпуск газеты №:
№222, (2015)Section
История и Я