Пережить карантин и стать мудрее
«День» узнавал, как работают издательства и на что (кого) надеютсяБлогеры, звезды шоу-бизнеса, СМИ, соцсети — из всех источников практически сыплются разнообразные советы, чем стоит заниматься во время карантина. К счастью, лидерскую позицию занимает рекомендация — читать книги. А действительно, люди ринулись заказывать доставки книг или покупать электронные или аудиоформаты? Неужели пришло время расцвета книжных интернет-магазинов?
Интересно, что в конце 2019-го исследовательская компания
Research & Branding Group провела всеукраинский опрос, в ходе которого выяснилось: более половины украинцев не читают книги, а бумажные издания все еще преобладают над электронными.
«ЧАСТЬ УКРАИНСКИХ ИЗДАТЕЛЕЙ УЙДЕТ С РЫНКА, А ИХ МЕСТО ПОСТАРАЮТСЯ ЗАНЯТЬ РОССИЙСКИЕ ИЗДАТЕЛИ»
Марьяна Савка, главный редактор, соучредитель «Видавництва Старого Лева»:
— Карантин полностью перевел нашу работу в онлайн. Хотя еще остаются офлайн-продажи сети гипермаркетов «Ашан», автозаправок «ОККО», «WOG». Наш сайт starylev.com.ua как интернет-магазин работает в усиленном режиме, маркетинговые акции дают хороший результат, свидетельствующий о том, что люди на карантине таки имеют мотивацию читать. Отдел продаж так же работает дистанционно со всеми активными контрагентами. Соблюдая все меры предосторожности, работает наш отдел склада, чтобы все заказчики получили вовремя свои книги. Существенно выросли продажи электронных книг. Отдел промо активизирует читательский интерес в социальных сетях. Редакция — в дистанционном режиме — работает над новыми книгами. Несколько новинок мы все же отправим в этом месяце в печать.
Конечно, карантин сказался на наших доходах. Самое обидное, что за неделю до карантина мы открыли большое замечательное пространство — книжный магазин-кафе Старого Льва во Львове, на Галицкой, 17 и сразу же закрыли. Поскольку отпало много каналов продаж, мы неизбежно понесли убытки. Но мы давно уже развивали собственные интернет-продажи через наш сайт — и это дает нам преимущество перед издателями, которые не имеют сильных собственных интернет-магазинов. Кроме того, во время карантина мы начали партнерскую программу кэшбек (20%) с «монобанк» — и это оказалось также результативно.
В этом месяце чаще всего заказывали «Амадоку» Софии Андрухович и «Місто дівчат» Элизабет Гилберт. И бумажные книги, и электронные. Это свидетельствует о том, что люди хотят новинок и на карантине у них появилось время для чтения лонґридов. Большое внимание есть к книгам для детей.
Я думаю, часть издательств выйдет из строя. Неизбежно перераспределение рынка. Меня больше всего беспокоит, что в ситуации, когда надеяться на поддержку государства не приходится, часть украинских издателей уйдет с рынка и их место тут же попытаются занять российские издатели. Очевидно, было бы гуманно со стороны правительства ввести программу льготного кредитования отрасли. Чтобы издатели, которые выйдут из карантина с пустыми карманами, могли брать краткосрочные беспроцентные кредиты на свою деятельность. Откуда же еще брать деньги?
Конечно, нам не избежать финансовых потерь, не все из запланированных книг выйдут в свет. Но мы стараемся делать все, чтобы сохранить и бизнес, и команду.
«МЫ НЕСЕМ ФИНАНСОВЫЕ УБЫТКИ»
Виталий ТЮТЮННИК, директор издательства «Клуб Сімейного Дозвілля»:
— Безусловно, карантин сказался на работе. Все сотрудники издательства работают сейчас удаленно, из дома, потому многие процессы усложняются. Это новый вызов, который, на мой взгляд, наше издательство благодаря профессионализму коллег принимает достойно. К сожалению, многое зависит уже не от нас, и это прежде всего касается сбыта и финансовых поступлений в это время. Розничная сеть компании полностью закрыта на время карантина, закрыты и временно не работают также большинство наших ключевых партнеров. Издательство вынуждено было перейти на неполную рабочую неделю в апреле. Уже корректируются все плановые бюджетные ожидания во втором квартале и до конца года. Да, это действительно непростой вызов как для руководства издательства, так и для каждого сотрудника. От умения организовать работу в таких сложных условиях во многом будет зависеть дальнейшая судьба издательства.
Безусловно, компания несет значительные убытки, как и вся отрасль в целом. К сожалению, большая часть продаж и, соответственно, финансовых поступлений зависит от работы собственной книжной сети и магазинов и магазинов партнеров, которые сейчас временно закрыты на карантин. Продажи онлайн пока составляют небольшой процент сбыта, поэтому многое зависит от традиционных магазинов и сетевого сбыта, которые наиболее пострадают во время карантина. Мы несем финансовые убытки, и бюджетные ожидания не будут выполнены, поэтому пересматриваются.
Я очень благодарен своим коллегам за то, что в это сложное время они очень ответственно отнеслись к сложившейся ситуации. Именно это позволяет нам организовать все процессы дистанционно. Сокращения штата у нас не будет, потому что оптимизация состоялась еще в начале года. Мы вынуждены были перейти в апреле на неполную рабочую неделю. В целом это вызов для каждого, потому что каждый сотрудник должен самостоятельно организовывать свою эффективную работу в новых условиях дистанционной работы. Ни один из издательских процессов не останавливается, и все запланированное вовремя выполняется.
Читают много художественных книг, больше несущих позитивный настрой и позволяющих отвлечься от негативной информации, которой и так достаточно в новостях. Также популярны книги, позволяющие самосовершенствоваться, получать новые навыки; психологические советы, которые помогают преодолеть депрессию и кризис. Вкусы клубной аудитории не очень изменились, вот только заказов сейчас мы получаем, к сожалению, значительно меньше.
На мой взгляд, если карантин затянется до конца мая или дольше, те издательства, которые не имеют весомой финансовой поддержки, и небольшие издательства обанкротятся. Так что я жду очень большой финансовый кризис этого года. К сожалению, мы только в начале этого процесса, и не все еще понимают масштаб кризиса, надвигающегося на многие страны мира. Книжной отрасли будет очень трудно. Да, будут банкротства, и преодолеть этот кризис смогут только те издательства, которые смогут быстро адаптироваться к новым условиям.
Издательства более активно работают сейчас над онлайн-продажами и прямыми продажами. С таким кризисом книжная отрасль еще не сталкивалась, поэтому все ищут новые пути сбыта. Переход на дистанционную работу и дистанционное управление процессами — это нелегкое испытание: новые навыки нужно развивать и совершенствовать, в частности, умение четко формулировать задачи и контролировать результаты дистанционно. Умение быстро принимать решения и гибко изменяться согласно новым условиям, умение четко планировать свои действия и действия коллег — вот главные компетенции, которые помогут в эти сложные времена преодолеть любые вызовы. На помощь государства не стоит рассчитывать. Да, значительно помогут налоговые каникулы и льготное кредитование отрасли после карантина, но чтобы действительно выйти из этого кризиса, нужно быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям. Для классической отрасли с достаточно большим сроком оборота средств это сложно, и для тех, кто сможет найти свое место и покупателя в новых условиях, финансово взвешенно построить свою работу и все процессы, учитывая новые риски, преодоление кризиса будет успешным.
«ИЗДАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ВЫЖИВУТ В КРИЗИС, БУДУТ ИМЕТЬ ШАНС НА РАЗВИТИЕ»
Илона ЗАМОЦНАЯ, директор издательства «Наш Формат»:
— С началом карантина мы перестали сдавать в печать новые книги, так как понимаем, какие финансовые риски нас ждут. Ведь ранее прибыль нашего издательства зависела от продаж оффлайн и онлайн. Сейчас все книжные магазины закрыты и работаем только онлайн — а это значительно меньше половины нашей прибыли.
Обычно книга — это эмоциональная покупка, когда человек, например, гуляет по центру города, заходит в книжный магазин и покупает что-то почитать. Учитывая то, что надвигается экономический кризис, мы понимаем, что таких эмоциональных покупок будет становиться меньше, ведь это не товар первой необходимости. Поэтому даже если после карантина мы вернемся в работу, насколько быстро мы восстановим докарантинные ресурсы и обороты, даже не можем прогнозировать. Поэтому сейчас ситуация в книгоиздании не слишком радостная. Многие издатели объединяются и обращаются к власти, чтобы она предоставила какие-то льготы для книгоиздательского бизнеса, чтобы во время кризиса мы могли как-то выжить.
Сейчас план выхода книг нашего издательства значительно изменился. Ранее мы печатали в среднем по 5-6 новинок в месяц. Прогнозируем, что к концу года мы выйдем на 3 новые книги в месяц. Это на самом деле большое изменение для нас, поскольку это означает уменьшение тиражей и оборотов. Понятно, что в онлайне произошел рост продаж. Однако оно совершенно не компенсирует даже десятой части тех продаж, которые были в оффлайне.
Сейчас все наши сотрудники работают дома. Мы будем стараться делать все, чтобы их сохранить и не планируем сокращение. Мы предупреждаем людей, что может быть небольшой кризис во время карантина, так как продажи очень сильно упали, но обещаем людям компенсировать все до конца года. Возможно, придется перейти на уменьшение заработных плат. Однако для нас сейчас очень важно сохранить наших людей. Мы очень ценим каждого члена команды, потому что это профессионалы, поэтому нам некого сокращать. Все эти люди очень важны.
Когда еще только начался карантин, мы открыли свободный доступ к 10 электронным книгам. Мы хотели как-то поддержать людей, чтобы им было чем заняться.
Это книги, которые мы считаем актуальными в этот период. А в список предложенных книг попали следующие:
• Стівен Пінкер «Просвітництво сьогодні. Аргументи на користь розуму, науки та прогресу»
• Томас Ніколс «Диванні експерти. Як необмежений доступ до інформації робить нас тупішими»
• Тім О’Райлі «ХЗ. Хто знає, яким буде майбутнє»
• Анна Рослінг-Рьонлюнд, Ганс Рослінг, Уля Рослінг «Фактологія. 10 хибних уявлень про світ, і чому все набагато краще, ніж ми думаємо»
• Марк Менсон «Витончене мистецтво забивати на все. Нестандартний підхід до проблем»
• Стівен Дабнер, Стівен Левітт «Фрікономіка. Зворотний бік усього на світі»
• Деніел Канеман «Мислення швидке й повільне»
• Джордан Елленберґ «Як ніколи не помилятися»
• Насім Ніколас Талеб «Чорний лебідь. Про (не)ймовірне у реальному житті»
• Ніл Ферґюсон «Цивілізація. Як Захід став успішним».
Мы не ожидали, но за два дня у нас загрузили столько книг, сколько не купили за год. Наш сайт не выдержал такого потока людей. Поэтому мы были вынуждены прекратить эту акцию, так как с каждой загруженной электронной книги, как с бумажной, мы должны заплатить роялти нашим авторам.
Кроме того, мы начали замечать, что люди начали делиться бесплатно этим контентом. Мы обратились с просьбой ко всем читателям, которые скачали у нас эти электронные книги, чтобы они не распространяли их в интернете, потому что это нарушение авторского права. Ведь автор и издательство должны получить прибыль, потому что в этот продукт вложена большая работа. Таким образом мы увидели, что в Украине люди не привыкли платить за электронный контент.
Как бы это не было обидно, но издательства точно будут переживать банкротства, и прежде всего слабые и маленькие. Ведь книжная отрасль в Украине никогда не была суперприбыльной. После карантина продажи будут так же невысокими, поэтому однозначно какая-то часть рынка исчезнет. Но, как говорят эксперты, каждый кризис для кого-то шанс. Поэтому для тех издательств, которые выживут в кризис, это шанс для развития.
Издательская отрасль однозначно изменится также и по тематике, так как темы, которые были популярны до, могут быть не такими популярными после кризиса. Вполне возможно, что эта пандемия приведет к появлению нового слоя литературы, которая станет актуальной в мире. Потому что каждое историческое событие формирует новый пласт литературы и меняет мировоззрение читателя.
Государство может помочь издателям тем, чтобы отменить налог на прибыль. До 2016 года украинские издательства не платили налог на прибыль. Сейчас Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей обратилась к властям с просьбой, чтобы на год отменить налог на прибыль. Это бы нам очень помогло.
Правительство думало о том, чтобы сократить расходы на культуру. Пока этого не произошло. Но если приостановить финансирование, например, Украинского института книги, это также повлияет на издателей.
У нас на складе есть напечатанные книги, туда вложены наши деньги, то есть куда-то их надо продать. Если платежеспособность людей упадет, то понятно, что мы просто останемся со своими напечатанными книгами на складе. Значит, мы будем выдавать зарплату нашим сотрудникам книгами. Разве что так. А если госзакупки оставят, это очень поможет издателям.
Лето — это не сезон для книг, поэтому нам придется ждать осени, чтобы как-то выйти из этой ситуации. Следует заметить, что Книжный Арсенал перенесли на конец августа. И опять же будет «конфликт» двух важных книжных событий года — Book Forum, который проходит в сентябре, и Книжного Арсенала. Как это будет происходить — пока неизвестно, так как издатели финансово не смогут участвовать в двух событиях. Более того, на эти мероприятия был запланирован приезд многих зарубежных авторов. Приедут ли они теперь, я очень сомневаюсь...
«ДЛЯ НАС КОНЕЦ КАРАНТИНА НЕ РАВЕН НАЧАЛУ ВСПЛЕСКА ПРОДАЖ»
Юлия ОРЛОВА, генеральный директор издательства «Vivat»:
— Конечно, карантин очень сказался на нашей работе, поэтому по этому поводу мы очень озабочены. Основной объем нашей работы — это, безусловно, офлайн, потому что у нас есть большое количество книжных магазинов по всей Украине: это наши партнерские сети, а также наши магазины. Они все закрыты, соответственно, мы не получаем оттуда денег.
Конечно, мы торгуем и в гипермаркетах, супермаркетах, но по-прежнему книги — случайная покупка. А в этот момент паники книга точно не является приоритетом. Ведь люди сначала покупают предметы первой необходимости, а книги к ним не относятся.
Наши партнеры понимают, что сейчас неопределенная ситуация: как долго продлится карантин и финансовый кризис. Для нас приостановился финансовый поток, а нам также нужно выполнять свои финансовые обязательства. Я не могу сказать, что мы находимся на грани банкротства по разным причинам. Прежде всего, мы достаточно крупное издательство и входим в тройку лидеров. А что же это за издательство, которое за три недели оказывается на грани? Без сомнения, «финансовые подушки», которые у нас есть, они съедаются, и это сказывается на нашем бизнесе.
За апрель мы не сможем полностью выплатить заработную плату, и мы не будем платить премии нашим сотрудникам. Если говорить об увольнении, то когда работник неэффективен, а во время кризиса это очень видно, то мы не будем с ним прощаться во время этого периода, потому что это нужно пережить. Однако то, что мы будем работать в каком-то другом режиме, то это повод принять такое решение. Будем ли мы искать новые кадры? Да, потому что мы хронически заняты подбором в нашу команду очень профессиональных людей. А если на рынке будут максимально профессиональные кадры, то мы постараемся привлечь их на работу к себе.
Что касается заказов онлайн, то у нас теперь часто покупают детские книги. Это неудивительно, потому что дети находятся на карантине, их нужно чем-то занять, а детская книга — это возможность провести время с ребенком. Это действительно полезное дело, которое следует использовать родителям.
Кроме того, есть интересный момент. Если раньше в интернет-магазине большей популярностью пользовался нон-фикшн, то сейчас большим спросом пользуется художественная литература. Я объясняю это тем, что сейчас многие испытывают информационный прессинг: «проведи время с пользой», «смотри онлайн-курсы», «не отвлекайся»... Этого действительно слишком много. А люди хотят хоть как-то отвлечься от негативной информации, которой и так слишком много. И они стараются покупать больше художественной литературы, чтобы окунуться в другой мир. А до карантина читателей больше интересовал нон-фикшн, потому что хотели от книги получить максимально практическую пользу. Большим спросом пользуется бумажная версия. С электронными книгами все сложнее, поскольку в Украине процветает «пиратство», а книга может «гулять» по интернет-пространству...
Для нас конец карантина не равен началу всплеска продаж. Ведь сейчас многие используют свои «финансовые подушки» и не побегут массово покупать книги после карантина. Постепенно все начнет возвращаться. Однако наступает май-июнь, не совсем благоприятный для продаж книг период, когда люди много времени проводят на дачах, на природе.
Я не думаю, что все издательства восстановятся, но если карантин закончится в апреле, то думаю 90% смогут продержаться.
«МЫ СЕЙЧАС УСИЛЕННО РАБОТАЕМ В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ»
Иван МАЛКОВИЧ, украинский поэт, основатель, директор и главный редактор издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га»:
— Мы сейчас усиленно работаем в удаленном режиме. Я почувствовал на этом карантине особую привилегию детского издателя — читать и редактировать прекрасные детские книги в это непростое время. Такая же радость, которую я испытал, читая эти замечательные книги, будет ждать и моих читателей.
Возможно, люди сейчас читают больше на карантине. Однако сейчас упали продажи во всех издательствах, потому что ни один книжный магазин теперь не работает, остались только интернет-продажи, которые являются стабильными, пожалуй, с маленьким плюсом.
«ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕБОЛЬШОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, ТО НАМ ПРОЩЕ МАНЕВРИРОВАТЬ В ЭТО ВРЕМЯ»
Ирина ОСАДЧУК, соучредитель издательства «Pabulum»:
— У нас небольшое издательство, поэтому процесс создания книжного продукта не изменился. Редактирование, корректура, верстка, печать — все происходит так, как и раньше. Единственное изменение — отсутствие реальных «офлайновых» каналов сбыта: книжных встреч, презентаций, продаж в книжных магазинах.
Да, мы, как и практически каждый бизнес сегодня, чувствуем проблемы, которые надвигаются на отрасль. Так, например, был отменен Книжный Арсенал — один из крупнейших книжных фестивалей в Украине, который приносил значительные прибыли, а также был важным местом для продвижения изданий и рабочих встреч, профессиональных контактов, создания новых проектов. Закрылись все физические книжные магазины или корнеры, отменились всякие книжные каналы продаж кроме онлайн-площадок. В которых тоже сейчас сократились продажи, несмотря на то, что вроде бы появилось время больше читать. Но из-за обилия пиратских сайтов и бесплатного контента (не только книжного — это и фильмы, сериалы, курсы, инстаграм и т.д.) онлайн-продажи значительно упали. Люди все же думают сначала о товарах первой необходимости, и книги туда не входят.
Поскольку мы небольшое издательство, то нам проще маневрировать в это время. Потому что у нас нет постоянного штата, все книжные проекты создаются командой, которая набирается именно под него. Соответственно у нас не стоит вопрос постоянных зарплатных расходов, что очень выгодно в такой ситуации, как сейчас.
У нас нишевое издательство, мы занимаемся книгами по творческому саморазвитию, соответственно, эти книги и покупают чаще всего. Электронными книгами не занимаемся.
Не думаю, что это будет массовое банкротство. Но то, что большинство издательств сократят свои планы — это 100 процентов, потому что мы уже видим, как отменяют или переносят те или иные книжные проекты, а это только начало. Думаю, впереди нас ждет большое затишье.
Не думаю, что это будет отличаться от других бизнесов. Будет общая переориентация на онлайн — как в плане цифрового контента, так и по маркетинг-продажам. Больше вложений в сайты, ограждение электронных продуктов. Но надеюсь, что произойдет акцентирование на живых, реальных встречах — на ценности личного общения читателей с авторами, презентации, книжных встреч. Того формата, по которому в течение карантинного времени большинство из нас так соскучится и будет ждать.
КСТАТИ
Как видим, онлайн-продажи приобретают новое значение. «День» тоже не остается в стороне — магазин на нашем сайте не сбавляет обороты. Между прочим, наши читатели отдают предпочтение электронным версиям изданий, а наибольшим спросом среди бумажных версий пользуются проверенные временем «Экстракты» и полные мудрости «Повернення в Царгород» и «День вдячності». Заполняйте форму по ссылке https://day.kyiv.ua/uk/library и пишите нам по адресу [email protected]!
Выпуск газеты №:
№70, (2020)Section
Экономика