Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На «нуле»...

Предпринимательское сообщество обеспокоено экономической ситуацией, — эксперт
15 ноября, 12:08

Что делает боксер после того, как получил сокрушительный удар? У него есть выбор: либо сдаться, либо собраться с силами и продолжить бой, чтобы в конце концов победить. Соучредитель общественной платформы «Нова країна» Валерий Пекарь использует эту метафору для того, чтобы объяснить, как нужно действовать Украине, которая получила 2014 года сокрушительный удар, потеряв в результате и традиционные рынки, и часть территории, и достаточно большую часть экономического и энергетического потенциала. По его мнению, стране нужно подниматься, отстаивать свои интересы на всех фронтах.

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ СТАГФЛЯЦИЕЙ

«Что делает украинская экономика? — спрашивает он и отвечает: — Не поднимается. Она похожа на боксера, который, не выдержав удара, упал и терпеливо слушает, как судья считает до десяти». «Мы хотим призвать нашу экономику: поднимайся! — продолжил Пекарь и, переходя к реалиям, напомнил, что Украина занимает 166-е место в мире по уровню экономической свободы. А наши соседи в этом рейтинге, по его словам, Турменистан, Северная Корея, Куба, Гаити — страны почти без экономики. Украина поднялась на целых четыре позиции в рейтинге Doing Business и занимает 76-е место. Но и это достаточно низкий результат, отмечает эксперт. Все знают, что почти половина украинской экономики в тени. В оффшоры ежегодно выводится 320 миллиардов гривен, из-за чего госбюджет теряет 65 миллиардов. Контрабанда составляет 230 миллиардов, а соответствующие потери бюджета — 70 миллиардов гривен. В стране на 9 миллионов работников 1,7 миллиона безработных.

«Следовательно, радоваться росту экономики на уровне 2,5% ВВП вряд ли стоит», — отмечает Пекарь. Он напоминает, что недавно Нацбанк Украины послал правительству, парламенту и обществу в целом очень важный сигнал: он увеличил учетную ставку. По мнению эксперта, это предупреждение: такими темпами печатать и раздавать деньги без ощутимого экономического роста невозможно, потому что это приведет к коллапсу. Инфляция просто съест нынешний рост, так как цены растут быстрее, чем национальный продукт, то есть мы имеем реальное падение экономики. «Это называется стагфляцией, — констатирует экономист и объясняет: — это наихудшая экономическая ситуация, которая может угрожать экономике. Даже инфляция — это неплохая вещь, потому что вызывает оживление экономики, а следовательно, не является бедой. Отсутствие роста при низкой инфляции также не так страшно. Это лишь значит, что экономике нужно взять временную паузу».

Стагфляция, по мнению Пекаря значит, что уже с начала следующего года будем иметь фактически нулевой рост. И такой прогноз дают сотни и тысячи предпринимателей по всей стране, указывает он. «Проблема в том, что мы, как тот боксер, прикованные к полу и не можем  подняться, — возвращается он к своей метафоре, —  Нам нужно ее, то есть нашу экономику, разблокировать, снять с ее рук и ног оковы. И начнется подъем — в стране достаточно талантливых предприимчивых людей и мощного бизнеса. Но времени очень мало. Есть только одна пленарная неделя работы Верховной Рады. И нужно сделать самые актуальные вещи, чтобы разблокировать ситуацию». Обращаясь к украинской власти — к правительству и Президенту страны, а главным образом к Верховной Раде, он призывает: давайте в последние месяцы года сделаем что-то, чтобы с начала следующего года обеспечить экономический рост.

«ДОБРО» ДАЛИ, А ЗАКОНА ДО СИХ ПОР НЕТ

«Мы уже давно говорим и даже требуем внедрения вместо налога на прибыль предприятий налога на выведенный капитал», — рассказывает о мероприятиях, которые могут разблокировать экономику, президент украинского объединения законодателей «Укрлегпром», представитель президиума совета Федерации  работодателей Украины Александр Соколовский. При этом он отмечает, что из всех проблем, с которыми сегодня сталкивается украинский бизнес, чуть ли не самой главной является отсутствие действенной налоговой реформы. «Руководство страны формально согласилось и дало «добро» на этот новый налог и соответствующий закон, и Нацсовет реформ его одобрил, потому что больше года длилось обсуждение и законопроект был отработан и согласован со всеми — с экспертной группой, фискальной службой, Министерством финансов».

«Все они согласились с расчетами, — продолжает Соколовский, — что та небольшая сумма недобора, которая образуется на первом году действия данного закона (27 миллиардов гривен), не создаст большой проблемы. Ведь итоговые плюсы на несколько порядков больше. И это компетентно доказано. Но несмотря на это, у нас ничего не происходит. Потому что у нашего государства нет налоговой стратегии. А она должна была бы быть максимально простой: налоги минимальные и легко администрируются. А минимальные потому, что благодаря этому мы бы могли получить конкурентное преимущество, как минимум перед нашими соседями. К тому же мы хотим привлекать инвестиции. Те же поступления, которые сегодня попадают в страну, —  это смешные цифры в 1—2 миллиарда долларов, которые могут позволить нам вырваться из нынешнего затруднения и идти вперед». Но на повестке дня власти, как считает  эксперт, опять какие-то популистские вещи, а то, что следует решать срочно, снова отодвигается на неопределенное время. Закон почему-то во второй раз направлен на Нацсовет реформ, который его уже рассматривал и одобрил.

«Почему налог на выведенный капитал прогрессивный, — спрашивает Соколовский. — Если бы сейчас произошло чудо, и мы получили бы закон, который позволяет бизнесу не вести двойную бухгалтерию, реинвестировать деньги в производство, потому что ему просто невыгодно выводить прибыли из страны, а выгодно работать «по-белому, то в стране произошло бы много позитивных изменений. Сегодня же мы в первой тройке мировых экономик по работе в тени. И бизнес добивается не того, чтобы как-то ограничивать упрощенную систему налогообложения, а наоборот — упрощать усложненную общую систему. Сейчас одна из задач бизнеса — не показывать данные, по которым нужно было бы платить налог на прибыль.  85% этого налога платят всего 1300 предприятий. Это лишь 0,5% наших предприятий. А 300 тысяч других регулярно подвергаются проверкам. «Скоро нам не будет чего реформировать, — прогнозирует работодатель. — Потому что только в прошлом году из страны выехало, за разным оценкам, от 750 тысяч до миллиона работников».

«СХЕМЩИКОВ» БЛОКИРОВАНИЕ НАКЛАДНЫХ НЕ ЗАДЕВАЕТ

«Мы отстаиваем налог на выведенный капитал, чтобы привлечь больше инвестиций, а сегодня, напротив, наша налоговая политика не только не стимулирует их приход, а препятствует им, — отмечает  вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз, — делается все возможно, чтобы средства предприятий (в первую очередь это малый и средний бизнес) вымывались. Сегодня это делает система  блокирования налоговых накладных. Она пропускает налоговые схемы, потому что «схемщики» обходят ее, а удар наносится по реальному бизнесу. Из-под надзора этой системы вышли предприятия крупного бизнеса, а также самого мелкого (с оборотом до 500 тысяч в месяц), а под ее  жернова попали малые и средние предприятия, которые просто уничтожаются». По словам Дроговоз, только по трем месяцам накладные были заблокированы 14,7 плательщиков НДС, это 8% от тех, кто подал соответствующие документы на сумму 7,6 миллиарда гривен». Характерно, что в суд сегодня далеко не каждый предприниматель может пойти — не всем это по карману. «Мы требуем только одного, — указывает Дроговоз, — остановить эту систему, которая уничтожает малой и средний бизнес, и вернуть ее в тестовый режим».

Предпринимательские сообщества, бизнесовые и общественные организации, эксперты направили в органы власти Украины, Президенту, премьер-министру и в Верховную раду открытое обращение, в котором просят срочно рассмотреть затронутые в нем вопросы и поставить на первоочередное рассмотрение соответствующие законы. Честно говоря, когда озвучивались соответствующие пункты, это воспринималось едва ли не как ультиматум.

«Если мы не привлечем сегодня внимание к проблемам экономического роста, то буквально через полгода аудитория сама выйдет на улицу и будет говорить о сверхвысоких ценах, низких зарплатах, высокой безработице и массовом закрытии предприятий», — отметил Пекарь довольно решительным тоном. Однако, отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Это, конечно, не ультиматум. Мы с такими инструментами не выступаем. Более того, являемся их категорическими противниками. Как люди с хорошим экономическим образованием мы видим тенденцию и предупреждаем, что скоро может быть очень плохо». «Мы можем дойти до того, что украинцев как нации просто не будет, — добавила Дроговоз. — Мы не пугаем. Это делает экономическая ситуация, и то, что происходит, приобретает угрожающие формы. Поэтому нужно не молчать, а кричать и что-то делать».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать