Государственный долг особой секретности
Почему министры решают налоговую проблему «Укрнафты» на тайном заседании?Депутаты от «Самопомочи» Андрей Журжий и Виктория Войцицкая в четверг обратились в Национальное антикоррупционное бюро с заявлением о преступном бездействии руководства Государственной фискальной службы в вопросе бюджетной задолженности ПАО «Укрнафта». Как написал в своем «Фейсбуке» Журжий, «фактически руководство ГФС делает все возможное и невозможное для того, чтобы государство не получило от «Укрнафты» 10 миллиардов гривень задолженности. Сложно себе представить, что в этой ситуации ни одному должностному лицу «Укрнафты» не вручено сообщение о подозрении, а расследование уголовных дел полностью саботируется».
В тот же день в Кабмине под председательством премьер-министра Украины Арсения Яценюка проходило заседание по вопросу бюджетных долгов «Укрнафты». Депутаты от «Самопомочи» Роман Сидорович и Андрей Журжий попытались туда попасть. «Арсений Петрович, увидев нас на совещании, заявил, что нардепам здесь не место. На замечание моего коллеги, что правительство у нас коалиционное, и мы пришли помогать, а не мешать, премьер-министр просто спешно покинул зал заседания, а за ним последовали все присутствующие министры, глава ГФС и глава «Нафтогаза», — сообщил Сидорович «Дню». «Наверное, вопрос уплаты госкомпанией налогов в бюджет носит характер особой государственной тайны», — предположил народный депутат, пытаясь понять причины бегства министров от двух членов коалиции.
Напомним, задолженность «Укрнафты» перед государственным бюджетом по уплате налогов и сборов за период с августа 2014 года по 1 января 2016 года составляет 10,4 милиарда гривень. Но дело в том, что государство в лице НАК «Нафтогаз Украины», в свою очередь, обязано вернуть «Укрнафте» 10,1 миллиарда кубометров газа или деньги за него, полученные в 2006—2011 годах от населения. «Нафтогаз» официально признал этот свой долг в составленной по международным стандартам финансовой отчетности за 2014 год.
Коллективное «соломоново» решение в этом сложном вопросе предстояло принять министру экономического развития и торговли Айварасу Абромавичусу, министру финансов Наталии Яресько, министру юстиции Павлу Петренко, и.о. министра экологии Сергею Курыкину, неназванному представителю Минэнергоугля (участие министра Владимира Демчишина почему-то не предполагалось), главам ГФС Роману Насирову и НАК «Нафтогаз Украины» Андрею Коболеву. Что они решили и решили ли вообще, пока неизвестно. И это, как и все остальное, что делается «под ковром» в публичной сфере, а государственные финансы именно к ней и относятся, не может не провоцировать определенных подозрений.
На это однозначно намекают эксперты «Дня». У президента Центра глобалистики «ХХІ век» Михаила Гончара такое поведение высоких правительственных чиновников вызвало недоумение. Он допускает, что совещание было созвано только для того, чтобы продемонстрировать озабоченность правительства соответствующей проблемой и намерение ее как-то решить. Подход, по мнению эксперта, примерно такой же, как и накануне, когда обещали заставить нефтетрейдеров через две недели снизить цены на бензин.
«А поскольку появились неожиданные визитеры, — отмечает Гончар в разговоре с «Днем», — возникло сомнение, что в их присутствии все пойдет по намеченному сценарию. Скорее всего, никто там не собирался решать вынесенный на обсуждение вопрос. Если оставаться в рамках действующего законодательства, то решить его, конечно, довольно сложно. Ведь Коломойский (Игорь Коломойский, группе которого принадлежит больше 40% акций «Укрнафты». — Авт.) ранее сказал: я сразу же заплачу, как только «Нафтогаз» заплатит «Укрнафте» деньги или вернет газ».
«При таких обстоятельствах. — предположил Гончар, — и любое другое правительство было бы столь же недееспособным, как и это. Ведь наш Кабмин — это, в конце концов, коалиция. Если она формально есть, но, на самом деле, не работает, то не может повлиять и на правительство. Оно «гуляет» само по себе и при этом не может ничего сделать. Потому что в коалиции происходит то же самое. Они лишь обмениваются язвительными укорами и ударами (укр. — копняками). Так что на правительство можно, конечно, вешать всех собак. Но проблема не только в нем».
Директор специальных программ НТЦ «Психея», профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Геннадий Рябцев считает, что Кабмин не хочет отдавать газ из подземных хранилищ, в которых его и так не слишком много. Он также отмечает, что «все эти кулуарные договоренности очень странные: опять миноритарные акционеры определяют политику принадлежащей государству (50% плюс одна акция) компании». Эксперт считает, что действия нового главы «Укрнафты» Марка Роллинса «показывают, под чью дудку он играет»: «Компания в долгах, как в шелках, а он, только вступив в должность, идет в отпуск». В споре между «Нафтогазом» и «Укрнафтой» никто не хочет идти на уступки, — говорит Рябцев, — потому что, как я подозреваю, в хранилищах уже нет того газа».
«Я бы не сказал, что правительство в этом вопросе зашло в тупик, из которого нет выхода, — продолжает анализ ситуации профессор, — Но все упирается в Коломойского. В деолигархизацию, о которой сегодня все кричат, можно было бы поверить, если бы были предприняты реальные меры, направленные на то, чтобы ликвидировать долги «Укрнафты» перед госбюджетом...Это свидетельствует о том, что серьезных изменений в государственной политике за последние два года не произошло. Именно об этом говорит беспомощность правительства, которое уходит с совещания из-за появления на нем двух народных депутатов из коалиции».
P.S. «Я не отказывался платить долг по налогам, однако, у компании сейчас просто нет денег, — заявил Роллинс в пятницу вечером Интерфаксу-Украина, — вы же видели сегодняшнюю цену на нефть?! «Укрнафта» сможет выплатить долг, если с компанией рассчитаются за газ и если выплатят дебиторку — в идеале конечно, чтобы произошло и то, и другое».
Выпуск газеты №:
№6, (2016)Section
Экономика