Взял бы я бандуру... Но...
В Киеве завершился Первый Национальный конкурс кобзарского искусства им. Григория КитастогоРождалось соревнование в тяжелых муках. Дело даже не в финансовых трудностях. Этот вопрос практически на всех конкурсах решается с трудом. Спонсорство и меценатство в Украине не популярно из-за неотрегулированных законодательных актов. Минкульт старается выкроить что-то из мизерных бюджетных средств, но... Вот и приходится оргкомитетам крутиться, изыскивая средства. Первый кобзарский конкурс задумывался как международный. Ожидали гостей из США, Канады, России. На по разным объективным и субъективным причинам иностранные бандуристы не приехали. Что делать? Пришлось перестраиваться на ходу, менять статус, перепечатывать корочки дипломов. «Как говорили козаки: ветра не будет, нужно грести руками», — подчеркнул председатель жюри Владимир Есыпок, возглавляющий Всеукраинский союз кобзарей.
Свое мастерство показали украинские музыканты и певцы (45 человек). И были открытия! Мы услышали прекрасных молодых исполнителей. Например, первую премию в номинации «Певец-бандурист (традиционные инструменты)» получил киевлянин Тарас Компаниченко — виртуозный музыкант, тонкий интерпретатор фольклора. В программах (трех турах) Тарас исполнял произведения разных жанров: канты, думы, лирические песни — каждое сочинение, словно мини-спектакль.
Если бы присуждался приз «Зрительских симпатий», то его, несомненно, получил бы молодой львовянин Дмитрий Губьяк, завоевавший первое место в номинации «Певец-бандурист (современная бандура)». Дмитрий не просто великолепно поет и играет, но сам пишет музыку, продолжая кобзарские традиции, соединяя в своих композициях старину и современность.
Впрочем, не обошлось и без закулисных конфликтов. Среди конкурсантов были ученики членов жюри, которым трудно было устоять перед соблазном «протянуть» своих. Поэтому один из членов судейской бригады хлопнул дверью и не захотел принимать участие в раздаче призов. Через день страсти улеглись, но решили, что раз нет консенсуса, то гран-при присуждать не станут. В номинациях «Ансамбли» и «Певица-бандуристка (современная бандура)» первых премий тоже не дали. Второе место завоевал квартет «Львовянка» и отметили двух вокалисток — Елену Кушнир (Львов), Ирину Рудзик (Луцк).
— Выступление финалистов конкурса записали на аудиодиск (80 минут) и планируется, что будет организован гастрольный тур по крупным городам Украины, — сказал Владимир Есыпок. — Самое главное, что кобзарские традиции продолжаются. На бандуре играют не только профессионалы, но и любители. Масса кобзарей-солистов, трио, квартетов и ансамблей существуют практически во всех регионах Украины. Есть клубы, школы, лицеи, на кафедрах народных инструментов (в НАМУ, университете культуры, пединститутах) обучают студентов музыкальным и вокальным премудростям игры на кобзе, лире, бандуре. Интересные школы бандуристов есть зарубежом: в Детройте, Торонто, на Кубани. Бандура — не архаический инструмент. Меня радует, что он популярен у молодежи. Не буду ходить далеко за примером. В нашем концерте участвует детский ансамбль «Соколики». 8—10 поколений выросло в этом коллективе. И пусть не все из ребят стали музыкантами-профессионалами, но я уверен, что любовь к украинской песне они сохраняют на всю жизнь. Кобзарский репертуар тесно связан с общеобразовательной программой: историей Украины, природоведением, литературой, музыкой.
Сегодня играть на бандуре сложно. Увеличился спектр инструментов. Есть простые кобзы, а есть и такие современные бандуры, на которых можно лет 20 учиться играть, но зато и возможности увеличиваются. Можно исполнять не только народную музыку, но и сложные произведения (украинских и зарубежных композиторов) классики и современности.
Выпуск газеты №:
№26, (2003)Section
День Украины