Телевизионный «Юрьев день»

Три канала — «1+1», «Интер» и СТБ — пытались в ночь после первого тура выборов президента нарисовать своей стране картину произошедшего в Украине акта волеизъявления народа. Пытались в меру той системы политических и нравственных координат, которую каждый из каналов выстроил для себя (или ему помогли выстроить властьпредержащие) еще задолго до 31 октября, во время многомесячной президентской гонки. Соответственно, на «Интере» — полностью подконтрольном СДПУ(о), одной из главных партий — архитекторов выхода Л. Кучмы во второй тур — глазам зрителей было явлено ночь победителя — «Титана и К о », где смокингам и вечерним нарядам основных участников действа не хватало только шампанского на столиках. Подобное действо вступало в шокирующее противоречие тому, что происходило до выборов и во время выборов в стране, в том числе и в СМИ, на самом деле, если иметь в виду тот фундамент, на котором строилась промежуточная победа действующего Президента. С одной стороны — это полная информационная блокада в электронных средствах информации его конкурентов, последним «актом» которой стало решение «1+1» о непроведении «Эпицентр-дебатов» в пятницу, 29 октября — принятое под необычайным давлением команды Л. Кучмы, чему есть многочисленные свидетельства, о которых, правда, неизвестно, когда нам предстоит узнать официально, с документальными подтверждениями. С другой стороны — то количество фальсификаций и нарушений во время самой процедуры голосования. Однако, как это ни парадоксально и грустно, именно на откровенно празднующем неправедную победу «Интере» после полуночи, когда уже стали известны результаты выборов, у любого участника политических процессов страны — будь-то апологеты власти, или оппозиционеры — было гораздо больше возможности высказать полновесно свою точку зрения, будучи при этом выслушанными как ведущими, так и зрителями. И пусть это была даже милость «победителей» к «побежденным» (оппозиции) — тем не менее, «Интер» в какой-то мере в этой ситуации выполнил роль беспристрастного модератора общественного мнения.

Чего, увы, не скажешь об «1+1», которая во время предвыборной кампании как раз вела более нейтральную, объективистскую линию по отношению ко всем кандидатам в президенты, что выразилось и в факте существования того же «Эпицентра», и в отсутствии как прямой, так и скрытой рекламы ныне действующего Президента в том количестве, в каком она присутствовала на других каналах, так и в предоставлении эфира политической рекламе всех участников предвыборной кампании. Тем не менее, точно так же, как художник может одним неосторожным мазком нарушить видимую гармонию на своем полотне, так и та атмосфера, которую создали на площадке «Ночь выборов» от «1+1» ведущие Мыкола Вересень и Виталий Портников, разрушила тот образ канала, который ему удалось с большим трудом удержать до этого. И дело даже не в том, что Вересень и Портников превратили «Ночь выборов» в театр двух актеров, в шоу, потеху, в арену для собственного самовыражения, журналистского стеба и полного неуважения к тем участникам передачи, которые представляли оппозиционные силы. Что выглядело особенно вызывающим и как в связи с безальтернативной победой нынешней власти на выборах (казалось бы, чего уж так суетиться — и так уже все произошло, и тем более высокая цель по настоящему объективных журналистов должна была бы заключаться в предоставлении максимальной возможности высказаться именно проигравшим и именно в их претензиях к власти). И так же в связи с той особой лояльностью и обходительностью, с которой ведущие «1+1» в накануне происходивших телемостах с Россией и том же «Эпицентре» с участием Леонида Кучмы вели себя с представителями власти. Однако истинную суть произошедшего на площадке «Ночь выборов», собственно говоря, очень точно выразил сам Мыкола Вересень в кулуарах студии, сказал о том, что «Интер» был в предвыборной ситуации честнее, чем они, ибо конкретно «лег» под власть. И хотя разговор о том, что «честнее» — еще впереди, однако вот именно это отсутствие собственной позиции и отказ от какого- либо применения нравственных критериев к оценке происходящего во время предвыборной кампании и загнало Мыколу Вересня и Виталия Портникова, как, наверное, и весь канал в «пятый угол». И наиболее явственно, на мой взгляд, это продемонстрировал один маленький эпизод эфира «Ночь выборов», уже утром 1-го ноября, когда в студии обсуждался вопрос о просчетах предвыборных штабов, оппонирующих штабу Л. Кучмы. Среди прочих на этот вопрос ведущие предложили ответить и корреспонденту газеты «Weekend.» Йохансену Андерсену. И датский журналист начал говорить о том, что он в Украине увидел не демократию, а клановое хозяйство, что в предвыборной кампании использовалась криптография, и что только таким образом могло произойти то чудо из чудес — промежуточная победа Президента страны, в которой экономические показатели за последнее время ухудшились на 25–30%. Мыкола Версень и Виталий Портников были абсолютно не удовлетворены ответом, они потешались из-за якобы несоответствия высказанного их датским коллегой вопросу. Было видно, что они действительно искренне не понимают, что Йохансен Андерсен говорил-таки именно о просчетах. Но говорил он об этом не с точки зрения просто технологий, на которых у наших журналистов, кажется, уже просто «поехала крыша». А он говорил о просчетах с точки зрения судьбы Украины, ее народа, с точки зрения репутации нашей страны в мире. Ибо для взгляда со стороны главной ошибкой и просчетом всех штабов и всех кандидатов в президенты однозначно является то, что они все вместе допустили торжество недемократичных, неравных, несправедливых выборов. Но при этом если вина оппозиции в том, что она не смогла этому противостоять, в том числе и за счет объединения сил, то вина действующей власти намного существенней — ибо это именно она и сделала подобную ситуацию главным залогом и оружием своей победы. И если даже нашим лучшим журналистам не хватает нравственного чутья, чтобы понять то, о чем говорил их коллега с того самого демократичного Запада, на который они так любят ссылаться в своих рассуждениях о том, как ЭТО должно быть у нас — значит, это приговор всей нашей журналистике. И прежде всего тем, кто считается «отцами» новой, независимой украинской прессы, которые нынче напрочь забыли о том, что реально в этом мире не происходит никогда ничего позитивного без благородных целей. Что любая журналистская объективность может строиться только на собственных твердых нравственных уб еждениях.

И что не только власть всегда ждет неприятная и даже трагическая расплата за тот конформизм, который она навязывает обществу. Но и само общество, и прежде всего его элиту, как ту его часть, которая на самом деле принимает решения и формирует общественное мнение — тоже не минет чаша сия. Увы, похоже, Украине это предстоит еще пережить — и дай Бог, чтобы менее болезненно, чем это было во времена советского тоталитаризма...

Что же касается выборной ночи от СТБ... Ну что тут говорить — если после того, как там дали высказаться о всех нарушениях предвыборной борьбы со стороны действующего Президента А. Ельяшкевичу, ведущие студии — Вадим Денисенко, Роман Чумак и пребывающий якобы в творческом отпуске помощник Л. Кучмы Сергей Куцый — минуты две оправдывались, что де это — личная точка зрения А. Ельяшкевича, и что он имеет право на свою точку зрения... СТБ — как СТБ, в его нынешнем положении кастрированного властью канала.

Продолжение на странице "Тайм-аут"