Несокрушимый петушок из Бородянки
Как формировалась коллекция васильковской майолики и в чем ее ценность – рассказывает музейщик Ирина БекетоваУцелел петушок в Бородянке – уцелеет и наш народ в войне с Россией. Такие аналогии напрашиваются, когда среди развалин в городах, где побывали рашисты, мы видим проблески надежды. Фотографию керамического петушка в разрушенном доме в Бородянке сделали корреспонденты «Общественного». Стены дома нет, но шкафчик с посудой, на верхней полке которого стоит керамический петух, остался целым (теперь полочка с фигуркой стала экспонатом Музея Революции Достоинства).
Впоследствии выяснилось, что петушок – это изделие Васильковского завода майолики. Раньше такие куманцы можно было встретить во многих домах украинцев. А сейчас это символ нашей несокрушимости, сувенир, который не грех подарить Борису Джонсону. А также это часть нашего культурного достояния, которое не под силу осмыслить россиянам, но должны знать и ценить мы. Коллекция васильковской майолики хранится в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. Его специалист Ирина БЕКЕТОВА рассказала «Дню» подробнее о формировании коллекции и ее ценности в наше время.
ФОТО РЕЙТЕР
- Васильковская коллекция собиралась разными путями и имеет давнюю историю. У нас есть образцы начала ХХ века, изготовленные в гончарной мастерской Василькова – это расписные миски и неполивные, неглазированные свистульки. А коллекция заводская формировалась в послевоенное время во время деятельности завода. В 1928 году в Василькове была создана артель «Керамик», впоследствии переросшая в завод. Он работал до 1940 года, выпускал посуду. Основная деятельность развернулась в 1950-1960 годы, когда в Украине и в советском союзе отстраивалась промышленность, в том числе и художественная. В Украине в 1970-е годы действовало 40 керамических майоликовых предприятий. А если добавить предприятия, производившие стеклянные изделия, то это более 100 предприятий художественно-промышленного направления. Они приносили в бюджет 20% ВВП.
Васильковский завод стал мощным производством. Такие предприятия могли существовать благодаря тому, что был государственный заказ. Во-вторых, была политика улучшения жизни и быта простого человека. Кроме того, эта продукция вывозилась активно и за пределы страны. Именно в 1960–1970 годы шло становление этой промышленности, в том числе и Васильковского майоликового завода. В 1960-е годы была проведена реконструкция завода. Именно в это время сюда пришли работать мощные специалисты – Михаил Бибик, Александр Тищенко. Это инженеры и исследователи, благодаря которым были созданы специфические для Васильковского завода поливы.
Поскольку майолика – это окрашенная керамика, покрытая поливой. Когда формировалась идеология предприятия, они подумали о том, что необходимо поэкспериментировать над поливами и формами. На заводе работали очень сильные художники - Михаил и Григорий Денисенко (однофамильцы, не братья), супруги Проторьевы, которые получили образование в школе декоративно-прикладного искусства, работающей на территории Киево-Печерской Лавры. Это были творческие и мощные мастера. Они работали над формой, над декором. И инженеры и технологи - над поливами. Тогда была изобретена изюминка васильковской майолики. Это так называемые обтекаемые поливы. Если посмотреть на любую работу с этого завода, сразу можно сказать, что это из Василькова. Потому что это пластичные, нерезкие формы, оформленные, помимо налепного декора, растекающимися поливами, где цвета перетекают из одного оттенка в другой. Это принесло славу, известность и прибыль заводу.
В 1961 году за заводе в командировке работал художник Омельян Желесняк, который помог в формотворении, работая в экспериментальной мастерской Нины Федоровой. Железняк был непревзойденным специалистом по созданию зооморфных сосудов и фигур. Именно при его сотрудничестве были созданы вазовые формы, было задано направление на создание зооморфных фигурок. Лошадки Железняка были известны в то время по всему миру. Брендом васильковского зооморфного творчества были лошадки, петушки, птички, олени. В художественном совете завода обсуждалось, какие работы можно тиражировать, потом, запускали конвейер, и лучшие образцы шли на тиражирование, а затем в продажу. Они не очень дорогие, поэтому практически в каждом доме или квартире была какая-нибудь васильковская фигурка или сосуда.
Завод работал до 2000-х годов, затем обанкротился. Остался работать маленький частный цех. А в 2019 году и этот цех закрылся, от завода ничего не осталось.
- Как именно формировалась эта коллекция и какая цель для этого ставилась?
- Коллекция васильковской майолики в нашем музее составляет более полутора тысяч работ. Эти работы нам дарили, покупал музей. В музее хранятся нетиражные работы. Например, у Проторьевых со временем при заводе была своя мастерская, они работали вдвоем, никто не посвящая в свои тайны. И вот их индивидуальные работы попадали в музей. Если работы тиражировались, музей обычно не собирал их. Сейчас мы берем все, что там есть, потому что ничего подобного в Украине не осталось.
- Вы упомянули, что художникам разрешалось заниматься творчеством, насколько это было возможно, или это была слабость советской власти - не вмешиваться в творчество художников?
- В Василькове главным художником завода был Михаил Денисенко. Он понимал, что художник не может вечно творить на конвейере. А творчество автора требует фантазии, вдохновения и большего количества времени, и художникам было дано это время. В своих мастерских они могли сидеть день и ночь. Детей у Проторьевых не было, а их изделия были их детьми. Они жили своим творчеством. Кроме того, тогда была такая политика власти, которая начала рушиться в 1980-х годах.
- Три года назад музей реализовал арт-проект «Завод», в ходе которого была показана художественная керамика из Василькова. Рассматривает ли музей возможность повторения чего-то подобного после войны?
- В 2019 году этот проект был реализован на базе музейной коллекции, курируемой Павлом Гудимовым. На выставке был отдельный раздел «Добрые звери». Эту тему создал Проторьев, они создали фантазии на тему животных, птиц, лошадок. И они придумали это название.
Мы много раз делали такие выставки. Нам нетрудно сделать это снова, тем более что это интересно. В 2019 году выставку посетило много людей. Был интерес со стороны средств массовой информации. Такая керамика согревает душу. Все работы, выполненные вручную, передают душевное состояние, энергию художников. Это не тиражирование, а авторские работы, которые дают возможность ощутить эту энергию. И так в любом искусстве.
- Из вашего опыта, удастся ли сохранить этот интерес к нашей культуре, который мы видим сейчас из-за петушка из Бородянки, ведь вы рассказали об одном слое того, что создали наши художники, а сколько еще всего неизвестного и недостаточно оцененного?
- На мой взгляд, когда этот интерес поддерживается государственными программами, то это работает. Если школы и университеты не будут говорить об этом, ничего не произойдет. В Японии детей приучают к искусству с раннего возраста, это входит в школьные программы. Так же, как и в Германии, где несколько уроков в неделю проводится в музеях. Да, к нам приходят ценители, те, кто понимает, что детей нужно воспитывать на настоящем искусстве, но массовости, чтобы это было интересно большинству, нет. Для этого нужно работать на государственном уровне. Ведь народное искусство достаточно символично, в нем много шифров и символов, а также - это дух народа.