Любовная лихорадка лета
В кинопрокате появилась экзотика — бразильский фильм «Нижний город»Определение «латиноамериканское кино», кажется, в определенном смысле, эвфемизм. В перечне великих талантов, которые Южная Америка дала миру, среди художников, писателей, поэтов не найдешь ни одного кинорежиссера, особенно в последние полтора десятка лет. Был в Мексике легендарный сюрреалист Алехандро Ходоровский — но снял всего шесть очень противоречивых фильмов, из них только два — на родине. Более свежий пример — лучший друг Тарантино, Роберто Родригес, но тот вообще с первого же дня работает в Голливуде.
То есть школы направления латинского кино нет. Но есть отдельные, довольно яркие примеры. Пару лет назад пронесся в нашем прокате кровавый бразильский «Город Бога». Сейчас имеем еще одну бразильскую новость — в кинотеатре «Киев» демонстрируется «Нижний город».
Эта лента в буквальном смысле — вливание молодой крови: режиссеру Серджио Мачадо только 38 лет, что для ремесла кинематографиста — почти незрелый возраст, исполнителям главных ролей нет и 30. Молодость и преданность искусству покорили в прошлом году одно из жюри Каннского фестиваля — «Нижний город» отметили как лучший дебют.
С первых же эпизодов бросается в глаза, что режиссер стремится соответствовать определенным внешним представлением о Бразилии. Мы думаем, что там много бедных, но горячих по темпераменту и красивых людей — следовательно, действие происходит в нищих кварталах, в среде полукриминальной молодежи. Нам кажется, что тамошний климат побуждает к чувственному неистовству — и фильм насыщен эротическими сценами. Нужно отдать Мачадо должное — эти сцены он снимать умеет. Все эротические эпизоды сняты и сыграны безукоризненно. Снято это соответственно — на крупных планах, с плеча, очень умелым оператором Тока Сеабра. Очень полнокровно, выпукло, соблазнительно… Когда за дверью царит знойное лето — лучшего зрелища не найти.
Другой соблазн — актеры. Алиса Брага, Лазаро Рамос, Вагнер Мора играют почти безукоризненно. И не только в сценах совокупления. Ни одного фальшивого, пустого момента. Работают очень естественно в самом широком диапазоне — от любви до ненависти, от насилия до обожания. Ведь сама история, сочиненная Мачадо совместно со сценаристом Каримом Айнузом, предполагает такой накал страстей. Первую половину фильма смотришь с нарастающим напряжением и понимаешь, что вся эта треугольная коллизия закончится таким взрывом, что кровь застынет в жилах…
Но нет.
Режиссер и сценарист, разогнав фильм до такой, так сказать, эмоциональной скорости, в определенный момент просто теряют контроль над сюжетом. И тот начинает провисать, расклеиваться. Вследствие чего — финал, к сожалению, просто никакой. Ожидаемого потрясения нет, как и послевкусия, из-за чего возникает даже банальный, но в таких случаях симптоматичный вопрос — о чем это все? О любви? О вечной драме «нижнего города»? Искать ответы представляется напрасным делом...
Однако «Нижний город» все же стоит посмотреть. Хотя бы ради этой любовной лихорадки. В жизни такое нечасто увидишь…
Выпуск газеты №:
№121, (2006)Section
День Украины