Чернобыль. Осмысление
Сегодня в галерее «Боттега» открывается выставка франко-швейцарского фотографа Валери КлеманЭта акция посвящена поэтическому осмыслению памяти о Чернобыльской катастрофе. Идея проекта родилась после прочтения книги «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, которая стала своеобразной сенсацией во Франции в начале 1990-х годов. Книга белорусской писательницы-диссидентки (сегодня Светлана проживает в Швеции) — это сборник личных свидетельств очень разных людей, которые пережили катастрофу в Чернобыле, легла в основу театрального спектакля Николь Вотрие в городе Гренобль, где Валери Клеман была задействована как художник-постановщик.
О трагической Чернобыльской странице истории нашей страны сказано, написано, снято очень много. Однако Валери Клеман создает, отталкиваясь от глубоко личных впечатлений от посещений Украины, свой собственный эстетический и эмоциональный мир, основанный на сопереживании, эмпатии к людям, которые оказались на грани выживания. Часть фотографий была сделана во Франции и Швейцарии с актерами-непрофессионалами и просто небезразличными людьми, которые становились героями истории, рассказанной фотографом.
— Каждый воспроизведенный мною образ — это замершее время, немой вопрос: что же тогда случилось? Ответ ищешь во взглядах, в выражениях лиц, в человеческой осанке. Нет крови и явных ран. Никаких требований, никакого осуждения. Только молчание и одиночество, больше ничего, — сказала Валери КЛЕМАН в одном из своих интервью.
Выставка насчитывает 50 фотографических работ, выполненных в авторской технике многоразового наложения на изображение разных фактур, которые создают эффект, приближенный к живописи. В этой серии нет ни тени экзотизации чужого горя, и даже знакомые пейзажи зоны Отчуждения появляются в совсем ином, немного фантастическом мире, который напоминает о пронзительных, меланхолических образах из кинолент Андрея Тарковского. Напомним, «Запечатленное время» — название книги Тарковского, в которой знаменитый режиссер рассказывает о собственном кинематографическом методе, основанном на понимании течения времени. Вслед за ним Валери Клеман останавливает на постсоветской действительности свой взгляд сквозь линзу, позволяющую на мгновение воскресить в памяти растерянность и отчужденность, которая охватила нашу страну на рубеже 1980—1990-х и, пусть на мгновение, пережить прошлое как настоящее.