Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Символ нации и единства народа»

14 июля, 11:38
ФОТО С САЙТА JAPANDAILYPRESS.COM

Недавно парламентом Японии был принят специальный закон о предоставлении   императору Акихито  права отречься от престола и передать власть старшему сыну — наследному принцу Нарухито.

На протяжении года после того, как в августе 2016 г. император выступил с публичным заявлением о своем намерении освободить Хризантемовый трон, над разработкой данного закона работала специальная комиссия, а в японском обществе шли напряженные дискуссии относительно возможности подобного шага. Консервативные политики и большинство ученых выступали категорически против, выражая обеспокоенность тем, что это может привести к дестабилизации устоявшейся монархической системы Японии.

Мельчайшие детали процедуры передачи власти еще будут определяться правительством Японии, но планируется, что эра «Хейсей», то есть эра «Мирного правления», которая началась со дня интронизации Акихито, завершится  в конце 2018 года.

125-й император Японии  Акихито — единственный император, правящий в современном мире. Представитель  старейшей монархической династии, история которой насчитывает около 2600 лет. Ее основателем считают легендарного  императора Джимму, правившего в VII веке до нашей эры. Согласно древним летописям «Кодзики», он был прямым потомком богини Солнца Аматерасу, от которой  получил право на  власть над японскими островами вместе с регалиями императорского дома — бронзовым зеркалом, мечом и яшмовыми  подвесками, символизирующими мудрость, мужество и процветание.

Эти регалии (которые никто никогда не видел, кроме самого императора) хранят в трех разных местах. Меч в храме Ацуга в Нагое, зеркало — в храме Исе, а яшмовые подвески, которые император всегда берет с собой в дальние поездки,  — в сокровищнице императорского дворца.

За долгую историю своего  существования Императорский дом Японии  пережил и эпоху патриархальной монархии, и периоды военной диктатуры, и эпоху феодальной империи Токугава, когда императору отводилась лишь роль верховного жреца синто. Но даже тогда, когда император не имел реальной власти, ему традиционно поклонялись и не предавали никаким сомнениям его «божественное происхождение».

У японцев  вообще вежливым считается избегать прямого контакта глазами с высшим по статусу  собеседником. А увидеть императора еще век назад было практически невозможным. Даже от ближайшего окружения во время общения его отделяла специальная ширма, поскольку считалось, что от благодати, которую излучает  потомок богини Солнца, можно ослепнуть.

«Божественный» статус императора был закреплен после Революции Мейдзи Конституцией Великой Японской Империи 1889 года. Его также провозглашали верховным правителем, надзирателем за деятельностью органов власти и гарантом конституции, предоставляли право утверждать законы, принятые парламентом, и право на его созыв и роспуск. Императорские рескрипты могли приобретать силу закона даже без обсуждения парламентом в случае существования угрозы для государства. Сам император становился главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных  сил Японии, имевшим право объявлять войну, заключать межгосударственные соглашения.

Роль императора Японии Хирохито как формального главнокомандующего  в период  с 1930 по 1945 гг. историки оценивают неоднозначно. Большинство считает, что  он выступал против альянса с нацистскими Германией и Италией, но вынужден был пойти на уступки милитаристам, которые тогда преобладали в правительстве и в командовании вооруженными силами страны. Некоторые уверены в том, что  Хирохито активно поддерживал политику военной верхушки, начиная со вторжения в Манчжурию в 1931 году и  до последних лет Второй мировой войны.

Однако в августе 1945  года, когда Япония предстала перед выбором между признанием поражения и капитуляцией или продолжением  сопротивления  Силам союзников (без какой-либо надежды на победу), Хирохито выступил в поддержку сторонников мирного урегулирования.

Беспрецедентным событием стало его радиообращение к согражданам 15 августа 1945 года с заявлением о полном принятии условий капитуляции и призывом к армии и флоту прекратить сопротивление, а подданным — «с достоинством выстрадать то, что возможно».

Считают, что эта речь императора, которого японцы считали  богочеловеком и голос которого услышали впервые, спасла Японию от полного разрушения.

Во время второго радиообращения 1 января 1946 года была обнародована «Декларация о человеческой натуре» императора Хирохито, в которой шла речь об ошибочном представлении о том, что «император якобы обладает божественной натурой». Данный документ сразу вызвал невероятное количество дискуссий, которые приводили к появлению множества толкований текста, большинство которых сводились к утверждению о том, что император отрекся от традиции считать японских монархов прямым потомками богини Солнца. Вместе с тем,   император  остался верховным жрецом синто и продолжал  выполнять традиционные ритуалы поклонения предкам, прежде всего — Аматерасу.

Согласно новой конституции Японии, принятой в 1947 году, положение о  «божественном естестве» императора отменялось и он становился лишь «символом нации и единства народа».

Реальная власть принадлежит главе правительства — премьер-министру Японии, которого, впрочем, формально назначает император по представлению парламента.

Поскольку Япония — конституционная монархия, император выполняет представительские функции, такие, как официальные встречи с главами иностранных государств, формальные созывы и роспуск парламента, объявление выборов, вручение государственных наград, церемонии получения верительных грамот от иностранных послов, обнародование указов об амнистии и тому подобное.

Необходимость формального утверждения решений правительства и парламента монархом могла бы предоставлять ему право откладывать процедуру на неопределенное время, а таким образом буквально «запрещать» любой документ. Однако подобных ситуаций за новейшую историю страны не случалось.

Новый статус императора, который он приобрел  согласно положениям новой конституции, не только аристократы, которые теряли свои громкие титулы князей и баронов, но и простые обыватели не всегда воспринимали однозначно и безоговорочно.

Полвека назад намерение Акихито, на то время — наследного принца, выбрать невесту не из кругов изысканного общества дочерей «кадзоку» стал ошеломляющей новостью и у многих вызвал невосприятие и внутренний протест. Весть о том, что членом старейшей правящей династии в мире впервые за более чем две тысячи  лет станет простая смертная, была прекрасной новостью для тех, кто надеялся на то, что очаровательная молодость невесты внесет свежую струю в жизнь императорского двора и укрепит связь «небожителей» с народом, в то время как сторонники старых традиций свято верили исключительно в браки по договоренности, считая их прежде всего не союзом влюбленных, а узами между кланами.

Переломом в вековых традициях стало не только бракосочетание принца с Мичико Cеда, а также их общее решение воспитывать детей самостоятельно, вопреки тому, что сам Акихито с двухлетнего возраста рос и воспитывался отдельно от родителей.

За последние пятьдесят лет произошли значительные изменения в заключенном столетие назад  протоколе императорского двора. Императора, на которого когда-то не разрешено было даже поднять взгляд, можно увидеть (хотя и на расстоянии) вместе с семьей по крайней мере раз в году во время новогоднего приветствия.

В самые сложные для страны моменты император с императрицей всегда там, где больше всего нуждаются в их поддержке. После разрушительного землетрясения и цунами 2011 года они вместе посещали районы бедствия, общались с пострадавшими и, отступая от протокола, садились на татами рядом с ними, что воспринималось как символ их искренней симпатии к людям.

На маленьком поле на территории дворца император занимается выращиванием риса. И это не просто дань устоявшимся традициям, а древний синтоистский ритуал и символ стабильности и непрерывной связи между поколениями.

Несмотря на то, что время от времени  консерваторы поднимают вопрос о возрождении некоторых положений довоенной конституции и предлагают опять «повысить» статус императора, сам Акихито, наоборот, придерживается либеральных взглядов и  выступает категорически против любых намеков на «милитаристские» настроения прошлого и не воспринимает идею возобновления статуса синтоизма  как единственной государственной религии. Хотя даже сейчас, согласно социологическому исследованию, около 5% японцев продолжают относиться к императору как к прямому потомку богини Солнца — Аматерасу.

Уверена, что для всех ста процентов японцев император был и будет оставаться прежде всего наибольшим моральным авторитетом, как и настоящим символом единства нации, своего  народа,  которому, согласно  первой статье Конституции Японии, принадлежит «суверенная власть в стране».

Продолжение темы:

Как «связать» времена-7

О секретах успеха Японской монархии

На небе и на земле

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать