Первый пошел?
Туркменистан переходит к ассоциации с СНГТуркменистан окончательно и бесповоротно решил расстаться с СНГ и стать его символическим ассоциированным членом. Это значит, что в соответствии со своим новым статусом туркмены и далее будут участвовать во всех мероприятиях в рамках СНГ, но без права подписи документов. На днях в Минске в Исполнительном комитете СНГ собралась экспертная комиссия по согласованию проекта Соглашения об ассоциированном членстве Туркменистана в СНГ. Окончательный переход к новому качеству партнерства должен завершиться в конце года. Известно, что Туркменистан не входит в большинство организаций, образованных на территории Содружества, например ОДКБ и ЕврАзЭС. Президент республики очень редко участвовал в официальных саммитах СНГ. Не «светился» Туркменбаши и на неформальных встречах лидеров. Безразличное отношение к объединению бывших братских народов президент Туркменистана объясняет одним словом — нейтралитет. Напомним, что нейтральный статус страны признан ООН 12 декабря 1995 года. Это значит, что Туркменистан не может вступать в силовые объединения, а также участвовать в органах и структурах со сверхгосударственными полномочиями. Ниязов неоднократно говорил о предоставлении преимущества двухсторонним отношениям перед многосторонними. СНГ он неоднократно резко критиковал.
Идея о выходе Туркменистана из СНГ прозвучала на прошлогоднем саммите в Казани. Теперь, по словам постоянного представителя Туркменистана в СНГ Ильи Вельджанова, страна «просто хочет законодательно закрепить свой статус ассоциированого члена», сообщает Интерфакс. «Туркменистан является одним из основателей СНГ, однако наряду с другими странами, в частности Украиной и Грузией, наша страна не подписывала Устава СНГ. Сегодня мы просто хотим узаконить наше положение», — сказал дипломат. При этом он подчеркнул, что Туркменистан и в дальнейшем будет развивать связи со странами-членами СНГ в двухстороннем порядке, кроме деятельности в военной и силовых сферах. В свою очередь исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло заявил Интерфаксу, что спокойно относится к переходу Туркменистана на ассоциированн ое членство. Впрочем, истинную причину отхода Туркменистана от общих дел СНГ некоторые эксперты видят в углублении изоляционистской политики Туркменбаши. Президент Московского центра изучения публичного права Аджар Куртов считает туркменский режим «уникальным на постсоветском пространстве по степени своей тоталитарности». Как пишет «Независимая газета», такого же мнения придерживается и один из лидеров туркменской оппозиции Худайберды Оразов.
Станет ли выход Туркменистана из рядов Содружества началом его конца, очевидно, остается вопросом времени, ведь тезис о нецелесообразности существования этой организации уже неоднократно звучал из уст как политологов, так и политиков. В ноябре спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе намекнула на возможность выхода Грузии из СНГ. В декабре, подводя годовые итоги деятельности своего ведомства, министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заявил, что сомневается в перспективах Содружества. По его словам, вывод о неэффективности этого объединения можно сделать на основании тщетных попыток активизировать деятельность этой организации со стороны Украины в течение 2005 года. Некоторые российские политологи в последнее время также начали говорить о близком конце СНГ, очевидно, руководствуясь принципом: «Если мы не можем с чем-то бороться, следует его возглавить». Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергей Караганов в недавнем комментарии для «Дня» высказал мнение о том, что Россия должна сама инициировать закрытие Содружества и оставить только консультативный орган, поскольку организация уже выполнила свою роль — способствовать цивилизованному разводу постсоветских республик. Теперь уже само СНГ чем дальше, тем больше напоминает брак, который никому не нужен.
Выпуск газеты №:
№6, (2006)Section
День Планеты