«Просвещение: разум и чувства»
Само слово «Просвещение» еще, как говорится, со школьной скамьи рождает в воображении ассоциацию с кабинетными мудрецами, которые говорили и писали о естественных правах и заразили все человечество идеей того, что разум способен изменить мир к лучшему. Хронологические границы этого течения довольно короткие: по сути, оно уложилось в 18 век, но остается с нами до сих пор. Его истоки видятся в так называемой научной революции, когда в Европе распространяются новые материальные средства и технологии, продолжаются географические открытия, применяется научный подход к различным явлениям и их объяснение. Это было время, когда все видели, что яблоки падают, но только Ньютон наконец-то спросил: «Почему?!». И дальше вера просветителей в то, что общественную жизнь можно изменить путем распространения знаний, стала действительно революционной.- Мы привыкли называть 18 век эпохой разума, ассоциировать Просвещение со скептицизмом и здравым смыслом, реформами, открытиями и техническим прогрессом. Впрочем, именно Просвещение после столетий недоверия к человеческим чувствам утверждает ценность субъективного переживания и личного опыта. Выставка «Просвещение: разум и чувства» – это попытка отказаться от стереотипного взгляда на эпоху, – анонсировала сокуратор выставки Александра ИСАЙКОВА, исследовательница коллекции европейской графики Музея Ханенко.
Экспозиция предлагает погрузиться в эпоху через различные артефакты, порой – неожиданные. Так, старопечатными изданиями 18 века из фондов научной библиотеки музея зрителя, пожалуй, удивить сложно, хотя их научная и даже эстетическая ценность безусловна. Но если рядом разместить изысканную фарфоровую чашку, которая самим фактом своего существования иллюстрирует восхищение Востоком, которое также очевидно на соседней гравюре, а к этому добавить образцы текстиля – получается интересная иллюстрация ко вкусам и увлечениям эпохи. Эти вкусы в свою очередь не возникли бы, если бы не увлечение экзотикой через многочисленные путешествия и культурные контакты с самыми отдаленными уголками мира. Безусловно, ни на какой другой выставке в художественном музее не мог бы появиться и ископаемый аммонит возраста 100 млн лет.
В основе экспозиции лежат три наиболее важные, по мнению организаторов, составляющие Просвещения: культ разума, индивидуализма и культ природы. Именно эти темы или категории – рационального, частного и природного – стали основой трех разделов выставки, чтобы, с одной стороны, показать разнообразие эпохи, а с другой – подчеркнуть ее целостность. Значительное количество представленных вещей из фондов музея Ханенко, в том числе текстиль, экспонируется впервые. Естественные образцы любезно предоставлены из коллекции Геологического музея Киевского национального университета им. Шевченко.
Смысловым акцентом экспозиции является «кабинет удивительности» – сервант, в котором музейщики разместили книги, разнообразные образцы восточного и европейского декоративного искусства и даже минералы. Этот шкафчик становится собирательным образом заурядной детали интерьера, который мог быть в доме любого из «просветителей». Здесь уместно вспомнить и советские серванты с парадным фарфором или хрусталем и красивыми коробками от конфет, так как это было очень репрезентативным симптомом эпохи. Благодаря такому серванту можно на минуту представить, как кто-нибудь в 18 веке с любовью расставлял на полках значимые для него предметы. Можно словно заглянуть сквозь несколько столетий и представить людей, которые работали и отдыхали, путешествовали, имели хобби, просто – жили.
Посмотреть выставку «Просвещение: разум и чувства» в Музее Ханенко можно до 12 декабря. Следует отметить, что выставка очень органична и хорошо организована. Для самостоятельного обзора, кроме стандартных сопроводительных материалов, дополнительно предложены детский аудиогид, тематические маршруты, непосредственно на выставке через специальные qr-коды можно найти видео об экспонатах. Посетитель с удовольствием заберет домой на память информативный каталог и интересный музейный сувенир.