Был избранным
Лысика никогда не бывает много. И очень радует то, что в последнее время его имя довольно часто вспоминается.Так и должно быть.
В частности, «День» писал о зале Лысика в Музее модернизма во Львове, о возобновлении спектакля «Сотворение мира» Андрея Петрова в декорациях Евгения Лысика во Львовской национальной опере. Также – о подготовке альбома «Лисик. Графіка, малярство» и презентацию этого уникального художественного издания, которое готовили дочка Евгения Никитича, замечательная керамистка Анна Лысик и светлой памяти художник Остап Лозинский, в который вошло свыше 550 работ из наработки художника.
И вот теперь открыта выставка «Евгений Лысик. Драма» в арт-центре Павла Гудимова.
Справка «Дня»:
Евгений Никитич Лысик (17 сентября 1930 г. - 4 мая 1991 г.) – театральный художник, лауреат Шевченковской премии, народный художник Украины.
Профессии обучался во Львовском институте декоративно-прикладного искусства. Работал во Львовском театре оперы и балета с 1961 года. С 1967-го – главный художник театра.
Для Львовской оперы создал сценографию к свыше 40 спектаклям, в частности – к операм «Золотой обруч» Бориса Лятошинского, «Отелло» Джузеппе Верди, «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Тангойзер» Рихарада Вагнера, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Война и мир» Сергея Прокофьева, балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Сотворение мира» Андрея Петрова, «Эсмеральда» Цезаря Пуни, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др. Сценографическое наследие Лысика принадлежит к Золотому фонду Львовской национальной оперы.
Как приглашенный художник работал в театрах Украины, Польши, России, Беларуси, Молдовы, Турции и Северной Македонии.
Многие из ученых изучали творческую манеру сценографа Евгения Лысика, его уникальный стиль и технику выполнения значительной части монументально-живописных полотен как неотъемлемой составляющей балетных спектаклей, в том числе и «Сотворение мира». «За годы творческой деятельности Евгений Лысик выработал собственный оригинальный стиль и творческую манеру, которая не имеет прямого заимствования ни в давнем, ни в современном театральном искусстве. Живописные стиль и техника стали средствами углубления раскрытия художественного замысла, образов балетов», – пишет, в частности, о наработке Лысика в исследовании «Творчість Євгена Лисика і балетний театр» кандидат искусствоведения Андрей Демьянчук.
Говорит о творчестве Лысика как об уникальном явлении в мировой культуре и профессор, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Института архитектуры и дизайна Национального университета «Львовская политехника», автор монографии, которая вышла в издательстве «Львовской политехники» в 2017 году, «Творчість Є.М. Лисика в часі, просторі, сценографії та архітектурі» – Виктор Проскуряков: «Це Мікеланджело у сценографії...». И напоминает, что Евгений Лысик «створив середовище дії у 85 виставах».
«Я рад, что Лысик возвращается к нам, – отмечает автор предисловия к вышеупомянутому альбому Лысика, народный художник Украины Любомир Медвидь. – Это феноменальная фигура в мировом искусстве. Мы дозрели до коммуникации с Лысиком. Мы поймем величие этого человека, величие его интеллекта, поймем исключительно гуманные позиции в жизни».
«Экспозиция «Драма» в арт-центре «Я Галерея» – это в первую очередь результат, который стал возможен после выхода альбома рисунков Евгения Лысика, что в прошлом году составили Анна Лысик и Остап Лозинский, – отмечает арт-менеджер, основатель арт-центра Ya Gallery Lviv, куратор украинских и международных художественных проектов Павел ГУДИМОВ. – Альбом, который хочется просматривать и просматривать, иногда его невозможно закрыть, он презентует еще одну, до сих пор малоизвестную, грань художника – рисунок. Но это не подготовительный рисунок к спектаклям или эскизы образов. Это дневник, который, скорее, поднимает из сознательного и несознательного действие и образы, которые стремительно рвались на поверхность. Это то, что требует объяснения, расшифровывания, истории и ощущения: здесь и особенной трактовки жанровые сцены, лица, воспоминания и величественные иллюзии. Ты подсматриваешь за прошлым, и, когда общаешься с Анной Лысик, понимаешь первопричины, которые предопределяют эту визуализацию».
Выставка «Евгений Лысик. Драма» представлена разделами «На коні», «Війна», «Театр», «Львів, 50-ті» и «Буття». «Основные темы его рисунка становятся ориентиром нашего повествования и помогают создать новый взгляд на гения», – говорит Павел Гудимов.
Над созданием «Драмы» работала большая команда, и это – Павел Гудимов, Анна Лысик, Наталья Тулина-Маруняк, Татьяна Боривец, Анна-Мария Волосацкая, Дмитрий Янковый, Вадим Волков, Екатерина Большакова, Светлана Велеган, которые исследовали, писали и редактировали тексты, переводили, фотографировали и реставрировали.
«Прошло свыше 30 лет без Евгения Лысика. И мы опять имеем шанс познать художника. Постепенно развести концентрат его творчества в выставочных пространствах и артикулировать через темы и сюжеты, через биографию и воспоминания, через понятные и необъятные ситуации», – отмечает Павел Гудимов. Добавляет, что не может избавиться от ощущения, что Евгений Лысик был избранным, что художник – это лишь земная профессия, которая дала ему возможность раскрыться в то время, в том месте: «Это не только талант или одаренность – это особенное действие, которое должно длиться». И приглашает посетить выставку «Евгений Лысик. Драма», которая открыта в арт-центре «Я Галерея» до конца марта.
Фото Андрея КУБЬЯКА и из ФБ-страницы Даши БАЛАБАЙ