Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О настойчивости, таланте и... раритетных инструментах

Юлия Ван (Германия — Украина — Китай) — новая звезда скрипичной музыки с успехом выступила в Киеве
18 сентября, 10:01
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЮЛИИ ВАН

Юлия Ван родилась в 1996 году в г. Мариуполе. С шести лет начала играть на скрипке. В 2007 году поступила в Киевскую среднюю специализированную музыкальную школу имени Н.В. Лысенко класс Людмилы Овчаренко. С 14 лет учится в Музыкальной Консерватории в Ганновере (Германия) класс профессора Кшиштофа Вегжина (Krzysztof Wegrzyn). Юлия Ван — лауреат международных конкурсов в Италии, Украине, России, Болгарии и в Молдове. Брала мастер-классы у знаменитой скрипачки Иды Гендель, а также у маэстро Джона Стритса. Юлия Ван стала стипендиатом фонда Иегуди Менухина «Live Music Now» в 2014 году.

Во время учебы часто выступала на концертах в городах Украины, Германии, Испании, Италии, России, Польши, Франции и Голландии, в том числе с Симфоническим оркестром Ганновера (Германия), с Камерным оркестром Граубюнден (Швейцария), и с Академическим симфоническим оркестром национальной филармонии Украины под руководством дирижера Романа Кофмана (Украина).

Подарком киевским ценителям творчества Ф.Мендельсона-Бартольди стал вечер шедевров: Концерта для скрипки с оркестром ми-минор, и Симфонии № 4 («Итальянская»), а эпицентром программы — триумфальное выступление скрипачки Юлии Ван.

Скрипичный концерт Ф.Мендельсона — это заветная мечта и украшение репертуара музыканта. Искусное, эмоциональное исполнение этого виртуозного произведения с ярко-романтичным наполнением волшебными мелодиями, блестящей оркестровкой — всегда залог теплого приема публикой. Нынешнее выступление Юлии Ван в содружестве с Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины под руководством энергичного немецкого дирижера Грегора Беттхема вызвал длительные овации зала. Уже начальные звуки скрипки, выразительные руки и волшебное одухотворенное лицо Юлии, ее мягкое и в то же время властное взаимодействие с инструментом убедили собравшихся, что перед ними уже зрелая артистка, просто влюбленная в музыку Мендельсона.

Объемный и густой в среднем и низком регистре, хрустально чистый и звонкий на верхних нотах голос солирующей скрипки Юлии Ван вызвал предположение об итальянском происхождении ее инструмента. В нашей беседе после концерта она отметила, что теперь выступает со скрипкой знаменитого итальянского мастера Андреа Постаккини.

— Думаю, — заметила Юлия, — каждый скрипач мечтает играть на раритетном инструменте знаменитых династий итальянских мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари, которые творили три века назад. Сегодня их авторские работы являются чрезвычайно ценными: стоимость может достигать нескольких миллионов евро! Впрочем, есть инструменты, которые по акустическим свойствам максимально приближаются к брендовым скрипкам великих кремонцев. Молодым и уже известным исполнителям зарубежные фонды, частные меценаты предоставляют древние инструменты, так сказать, в долгосрочную аренду, поощряя их таким образом к профессиональному росту. Вот эту скрипку после моей победы в конкурсе 2016 года передал мне в пользование Фонд Deutsche Stiftung Musikleben. Кстати, в арсенале Фонда — свыше 150 струнных раритетов из знаменитых мастерских династий Гальяно, Гварнери, Тесторе и даже Страдивари 1703 г. Кроме того Фонд предоставляет стипендии и спонсорские средства для индивидуальной поддержки — от учебы за рубежом до специального приза на «Jugend musiziert». А лозунг Фонда: «Для того, чтобы добиться успеха на больших мировых сценах, юным талантам нужен апробированный, мощный инструмент». Следовательно, мне в этом плане очень повезло».

— Сегодня ты уже имеешь достаточно большой опыт гастрольных выступлений, серьезные достижения в концертной деятельности, высокий уровень мастерства, учишься в аспирантуре в Ганновере. Кто заложил основные фундаменты твоей современной исполнительской манеры?

— В первую очередь благодарю прекрасного педагога в Киевской средней специализированной музыкальной школе им. Н. Лысенко Людмилу Ивановну Овчаренко — ученицу легендарного Богодара Которовича, признанного основателя украинской скрипичной школы. В ее классе я училась около пяти лет, и именно она раскрыла мне немало секретов исполнительского стиля своего учителя и дала мне крепкую техническую базу. А с 2010 года я уже училась в классе профессора Кшиштофа Венгжина в Музыкальной консерватории Ганновера (Германия), основателя и Почетного президента Международного конкурса скрипачей Иосифа Йоахима. Он очень известный в музыкальном мире мастер, педагог, глава и член жюри многих знаковых скрипичных конкурсов. Известен он тем, что многие его воспитанники — победители престижных скрипичных конкурсов, впоследствии становятся солистами ведущих европейских оркестров.

— Что побудило тебя продолжать учебу за рубежом?

— Мое внимание привлекла чрезвычайно красивая и профессионально отточенная игра девочки из Франции, призера Конкурса им. Н.Лысенко, который проходил в Киеве. Узнала о ее учебе в Германии и решила искать тропинку к профессору Кшиштофу Венгжину, у которого училась французская скрипачка. Обратилась по электронной почте и получила предложение приехать к нему на прослушивание. На то время мне едва исполнилось 15 лет. Немного смущал и тот факт, что в Германии очень высокий общий уровень инструментального исполнительства. Кшиштоф Венгжин много помогал мне, особенно это было важно на первых порах, когда период адаптации в новой стране сопровождался определенными трудностями, так как все студенты были старше меня и мне пришлось по многим дисциплинам догонять их.

— Нередко новый педагог стремится сразу привить студенту свои принципы исполнительства, часто пренебрегая его предыдущим техническим достоянием. Не возникали ли такие ситуации во время твоей учебы в Ганновере?

— Принцип занятий Кшиштофа Венгжина — совершенствовать и шлифовать до эталонного состояния произведения, не в нарушение той базы, которую студент принес с собой в его класс. Вероятно, в целом профессора моя подготовка устроила, и мы сразу начали готовиться к конкурсу. Новыми для меня стали выступления с камерными ансамблями — трио, квартетами и т.п. Этот вид концертного исполнительства очень распространен в Европе, и на такие концерты всегда собирается много публики, правда, как правило, почтенного возраста.

— А какие именно формы учебы предусматривает аспирантура и дает ли этот диплом определенные преференции в твоей последующей сольной карьере, откроет ли он перед тобой новые двери в самые известные концертные залы мира?

— В аспирантуре получаю занятия по специальности, готовлю новые программы для следующих концертов и конкурсов. Там существует очень свободная и лояльная система обучения. Параллельно есть возможность планировать выступления в разных городах и странах. Я сама корректирую график занятий, когда нуждаюсь в больших встречах с профессором и рассчитываю на его профессиональные советы и подсказки. В Европе аспирантура считается очень престижной и значимой ступенью в карьере концертирующего солиста. Но, в конечном итоге, все зависит от меня самой, от настойчивости и работоспособности.

— Сейчас ты имеешь определенный опыт сотрудничества с разными дирижерами. Существует ли какой-то универсальный рецепт: как быстрее всего найти взаимопонимание с новым партнером по сцене, с которым тебе выпадает играть концерт, например, за пару дней или даже за день?

— Обычно стремлюсь предварительно ознакомиться с записями выступлений дирижера. Такое заочное знакомство помогает мне во время репетиции лучше понять замысел маэстро, посмотреть на его технику дирижирования, взаимоотношений с солистами. Для меня всегда являются ценными советы дирижера во время репетиций. Как правило, его указания принципиально новые, иногда неожиданные, но я пытаюсь максимально прислушиваться к его советам, придерживаться его пожеланий. Чаще всего указания касаются темпов и динамики звучания, деталей акустического баланса солирующей скрипки и оркестра.

— Вносишь ли ты в свой репертуар произведения украинских композиторов и есть ли возможность их исполнения в Европе?

— Мне очень нравится скрипичная музыка украинских композиторов, например Скрипичный концерт Евгения Станковича, правда, он очень сложный. Планирую в ближайшие годы обогатить свои программы произведениями украинских авторов. К сожалению, пока в Западной Европе украинская музыка остается почти неизвестной.

— Одной из твоих «топовых» побед в международных соревнованиях стала Первая премия на прошлогоднем конкурсе в Мирекури (Франция). Чем тебе запомнился этот турнир?

— Этот город называют «французской Кремоной», или столицей французского скрипичного производства, там существует крепкая традиция производства скрипок, история которого насчитывает четыре века. Поражает, что в этом городе и до сих пор господствует удивительный дух всеобщего уважения к искусству скрипичной игры и гордости за поколения мастеров, которые прославили этот край на века.

Техническая подготовка участников была очень высокой, тем более мне приятно, что именно в Мирекури мы вместе с Ромой Холматовым, с которым мы в свое время учились в Киеве в одном классе, оба из Украины, разделили Первую премию. Кроме того, мне еще достались призы от жюри, зрителей и оркестра, и среди них абсолютно уникальный смычок.

— Пересматривая массив афиш и анонсы твоих концертов, нетрудно заметить, что рядом с твоей фамилией могут быть указаны разные страны, которые ты представляешь. Представителем культуры какой страны ты себя считаешь?

— Я родилась и выросла в Украине. Впрочем, не так уж и важно, что пишут в афишах, главное, что я чувствую себя украинкой и это мне чрезвычайно импонирует.

Интересно и информативно наполненно выглядит вариант афиши, предложенный сейчас Хмельницкой областной филармонией: «Открытие концертного сезона! Академический симфонический оркестр, дирижер — Сунь Сюйн (Китай — США). Юлия Ван (скрипка, Китай — Германия — Украина)»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать