«Икона» театроведения...
В Киеве попрощались с Валентиной ЗаболотнойВалентина Игоревна была известным театральным критиком, театроведом, профессором КНУТКиТ им. Карпенко-Карого, автором и другом «Дня», постоянным читателем с первого номера нашего издания, не пропускала фотовыставки, являлась основателем премии «Бронек», много сил отдала для сохранения памяти о выдающемся деятеле украинского театра и кино Амвросии Бучме, вырастила целую плеяду прекрасных учеников.
Напомним, премия «Бронек» была основана потомками Амвросия Бучмы (так звали Амвросия Максимилиановича в кругу семьи и друзей), присуждали ее в день рождения величайшего артиста (14 марта) и вручали за яркие творческие победы на просторах современного украинского театра. Эту инициативу В. И. Заболотной поддержала и наша газета. Ежегодно к лауреатам приобщался более широкий «Круг Бучмистов» — актеров, режиссеров, украшавших созвездием своих художественных достижений театральный процесс в Украине. Кстати, именно на страницах «Дня» печатались воспоминания Валентины Игоревны о знаменитом Дедике, как она с детства называла Бучму. Эти материалы постепенно составили целую серию статей и легли в основу книжки, которую готовила к печати В.Заболотная.
Cебя Валентина Игоревна называла «восторженной театралкой» Она говорила: «Всю свою жизнь я при театре. Дед, бабушка, мама — актеры. Отец — режиссер (впоследствии телевидение и кино). Поэтому выбирать профессию не пришлось — театр, но театроведение, потому что на носу очки, а режиссура — профессия не женская, лидерская, считала я, будучи выраженным интровертом. «У Бучмы внучка такая дикая», — сказал как-то обо мне один из актеров-франковцев, бывая у нас в гостях. Эту свою «замкнутость», непубличность пришлось впоследствии преодолевать всю жизнь. Первые публикации в десятом классе давали право, заменив стаж работы, подать документы в Киевский театральный институт им. И.Карпенко-Карого. Ну и кому когда был нужен мой «красный» диплом? Разве что для собственного достоинства, человеческого и профессионального.
Как-то перечислила, сколько спектаклей просмотрела на своем веку. Конечно, цифры приблизительные, но вполне вероятны — около шести тысяч! А это практически три непрерывных, круглосуточных года в зрительном зале. Конечно, не все осталось в памяти. Случались спектакли непутевые, «провальные», такие, которые возмущали непрофессиональностью, примитивностью, безвкусицей. Но были и такие, которые не только поражали, но и были событиями в личной жизни». (см. «День» № 52, 2011).
Последние годы Валентина Игоревна мужественно боролась с болезнями, перенесла несколько операций, но когда мы разговаривали с ней по телефону, то бодро говорила, что немножко подлечится и у нее есть интересные идеи для статей «Дня». Вспоминаю, как она однажды со смехом заявила, что меняет профессию и на два вечера стала... актрисой. По предложению Нового театра на Печерске (художественный руководитель Александр Крыжановский) сыграла два спектакля под названием «Истории из гримерки». Первый — в партнерстве с актером Валерием Чигляевым, а второй — его продолжение — самостоятельно. «Драматургия этих историй — миниатюрные словесные портреты тех выдающихся людей, с которыми меня свела жизнь, поскольку в доме моего деда, величайшего украинского актера Амвросия Бучмы, побывало немало интересных личностей. Да и позже приходилось встречаться с незаурядными уникальными талантами, — рассказывала В. Заболотная. — Я видела их «без грима», за столом или на охоте, в частных обстоятельствах и неофициальных разговорах. Они были живые, простые, теплые, почти обычные — как мы с вами. Но не совсем. Однако иконами, идолами, недосягаемыми небожителями они точно не были. Вот я и осмелилась оживить их, показать мгновенность их бытия вне официоза или профессии. Вспоминая интересных людей, которые встречались мне на жизненном пути, я и старалась передать их образы персонажами пьесы своей жизни. Полностью по Щепкину и Станиславскому, пропуская через память сердца. Их много прошло рядом. И я счастлива!...»
Валентина Игоревна старалась не пропускать ни одну премьеру, чтобы быть в курсе творческого процесса не только в столице, но и театров из разных других городов. Ее рецензии всегда были острыми и объективными, она была авторитетом, к ее мнению всегда прислушивались. Последним ее эссе, напечатанном в нашей газете, стал материал «Строитель театра» (№137 за 3 августа 2016 г.) о юбилее известного театрального режиссера и педагога Эдуарда Митницкого. Трудно поверить в то, что больше не услышу ее голос, и не прочитаю ее тексты.
— Я был учеником Валентины Игоревны. Вспоминаю, как волновался на вступительном экзамене в Киевский театральный институт, когда Заболотная набирала курс театроведения. Сначала мне показалось, что это очень суровый педагог, но, отвечая, начал замечать, что она улыбается, когда я говорил по сути билета, — вспоминает Борис КУРИЦЫН, руководитель литературно-драматургической части Национального театра им. Леси Украинки. — В этом году мы отметили бы 30-летие окончания курса В. Заболотной. Она была человеком прямым и закаленным советской системой, а потому хорошо знала, где нужно микшировать... Хотя она происходила из выдающейся семьи, но жить ей было вовсе не просто.
У нее на курсе учился интересный студент, потом сотрудник журнала «Театр», который написал резкую рецензию на фильм «Ошибка Оноре де Бальзак» (режиссер Тимофей Левчук — тогда очень авторитетный мастер). И после той публикации В.Заболотную отстранили от управления курсом, и несколько лет она была просто преподавателем института. Потом эта история забылась.
Слушать ее лекции было всегда интересно. Иногда она могла пошутить. Например, с серьезным выражением лица сказать, что нам, будущим театроведам, нужно научиться пить. Потому что вам придется бывать на серьезных мероприятиях, после премьер бывают фуршеты и нужно уметь не только поддержать разговор, но и не напиваться и всегда быть в форме.
Когда мы заканчивали учебу, то подарили ей роскошный альбом с репродукциями старинных икон. Это как раз то время (середина 1980-х), когда книжки были на вес золота, а тем более художественные каталоги. Для нас Валентина Игоревна была как «икона театроведения» и человек очень авторитетный, ее знали и уважали коллективы всех театров Украины! С ней могли не соглашаться, но к ее словам все равно всегда прислушивались.
Большую часть своей жизни Валентина Игоревна берегла память об Амвросии Бучме. Она мечтала о мемориальном музее легендарного актера, но это не удалось осуществить... Она, сколько могла, берегла квартиру, но на средства преподавателя вуза не могла содержать дом Бучмы и пришлось съехать из помещения (власть города не помогла в этом вопросе), но архив, фотографии, артефакты и все, что связано с именем А. Бучмы, она называла своими «сокровищами» и не расставалась с документами. Писала воспоминания, и это всегда было очень интересно читать. Заболотная была для нас примером в жизни и в профессии, ее смерть — большая потеря для украинского театроведения, но уверен, что память об этой незаурядной личности будет жить».
Валентина Заболотная для многих была примером: и манерами, и статью, и образованностью самой широкой, и острым умом, и настоящей интеллигентностью... Ее личности нам будет не хватать в театральной среде, ее голоса — в культурном диалоге. Перечитывайте чаще статьи Валентины Игоревны, чтобы лучше понять украинский театр, современную культуру и время, в котором мы живем. Чтобы помнить... Помнить прекрасную нашу современницу.
Выпуск газеты №:
№187, (2016)Section
Культура