Выстоит ли Украина в случае российской агрессии?
В канун 2022 года солидные западные эксперты обнародовали немало скептических оценок способности Украины противостоять масштабной российской агрессии. А в том, что режим Путина способен на такую агрессию, у них – в отличие от западных политиков – сомнений, похоже, нет. «Путин имеет лучший из мировых лидеров опыт использования силы для достижения политических целей. Сколько наступлений он должен провести в Украине, чтобы люди не думали, что он блефует?» – отметил руководитель программы исследований России центра CNA Майкл Кофман. И в самом деле: сколько? Впрочем, кажется, что Кофман имел в виду не только большинство западных политиков, но и некоторых украинских деятелей.
Следует согласиться, что ситуация действительно серьезная, потому что, по словам эксперта, Россия способна за несколько недель преодолеть украинскую армию, начав наступление сразу на нескольких фронтах, в том числе из Беларуси и Черного моря. «Они защищают восточный фланг самой большой страны Европы, и что у них есть? Их очень легко отрезать и изолировать в восточной части Украины, поэтому они вполне могут оказаться в ситуации организованного отступления, если столкнутся с атакой по нескольким направлениям», - подчеркнул Кофман. Действительно, что у ВСУ? Очевидно недостаточное для обороны на нескольких фронтах противотанковое оружие, малочисленные для противостояния российско-белорусским силам бронетанковые войска и вообще скудные для противодействия достаточно мощной российские авиации средства противовоздушной обороны. Между тем, Запад не спешит предоставить Украине достаточное количество современного оборонного оружия, мотивируя это рисками еще больше обострить ситуацию и спровоцировать Россию на агрессивные действия. Скажем, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок (принципиальная противница российского экспансионизма, между прочим) не поддерживает поставки вообще любого оружия Украине. Об этом она сказала в интервью агентству DPA: «Страны G7 и Евросоюз очень четко дали понять, что дальнейшее военное обострение на украинской границе и, главным образом, нарушение международного права и нарушение суверенитета Украины будут иметь огромные политические и экономические последствия для России. Если мы озвучим все наши варианты для действий, тогда у нас будет длинный перечень. Однако наш приоритет сейчас – это предотвращение дальнейшего обострения. Этого можно достичь только посредством дипломатии в "нормандском формате" и через Совет НАТО-Россия и в рамках ОБСЕ». А поставки любого оружия ВСУ спровоцируют ухудшение ситуации, тогда как «дальнейшее военное обострение не принесет Украине большей безопасности». Итак, только дипломатия и бумажки разного рода остановят Путина, а усиление украинских войск – это «дальнейшее военное обострение». А если Путин в очередной раз начихает на западных партнеров (как он это делал, скажем, в Сирии) и пойдет вперед? Что ж, некоторые западные эксперты советуют правительству Украины уже сегодня начать готовить базы для партизанских действий в Карпатах и лесах Галиции и Волыни, мол, это единственный шанс.
Впрочем, такие прогнозы и советы выглядят слишком апокалиптически, существенно переоценивая боевые возможности российских сухопутных сил. Значительно более аргументированными представляются сценарии, по которым Россия будет вести «дистанционную» большую войну, не вдираясь на территорию Украины. Так, исследовательница из центра Rand Corporation Дара Массико отметила, что РФ может нанести украинским войскам серьезный ущерб авиаударами по военным объектам и критически важной инфраструктуре, а также по войскам вдоль линии фронта на Донбассе. По ее мнению, хотя российские военно-воздушные силы не имеют опыта преодоления вражеской противовоздушной обороны со времен войны против Грузии, они численно достаточно велики, чтобы прорваться, несмотря на потери, к нужным им целям, а кроме того, отмечает она, «здесь есть много крылатых и баллистических ракет, которые могут быть привлечены либо с Черного моря, либо с самой территории России, и украинской системе ПВО будет с этим трудно справиться». Кроме того, у россиян есть большая тяжелая артиллерия и установки залпового огня, которые могут действовать, не заходя на территорию Украины. «Это было бы невероятно разрушительным для украинской наземной группировки», – считает Дара Массико. И через несколько недель таких атак Украина была бы поставлена на грань капитуляции, если, конечно, не будет получена серьезная западная помощь оружием.
Тор Букволл, старший научный деятель Норвежского аналитического центра по вопросам обороны, отметив высокий моральный дух и боевой опыт ВСУ, указывает: «Их слабыми сторонами, кажется, является организация, потеря ключевого персонала и значительные слабости в некоторых видах вооружений, таких как, например, противовоздушная оборона, радиоэлектронная борьба, истребители». В этих обстоятельствах украинцы смогут оказать организованное сопротивление несколько недель. А вот Роб Ли, эксперт по российской военной сфере американского Института исследований внешней политики (FPRI), считает, что массированные атаки сил Кремля могут привести к серьезным последствиям куда быстрее: «Они могли бы нанести десятки тысяч человеческих потерь за несколько дней. Они могут значительно ухудшить военный потенциал Украины на востоке. Однако будет ли этого достаточно, чтобы заставить Украину уступить?» И опять же одним из решающих факторов в такой ситуации стала бы оперативная и масштабная помощь современным оружием.
Да, проблема достаточного количества современного оружия – одна из ключевых. Ведь, по данным, проведенным Киевским международным институтом социологии, в случае открытого нападения России каждый третий украинец готов защищать свою страну с оружием в руках. И даже на пророссийском востоке 26% опрошенных готовы с оружием в руках противостоять российской интервенции. Однако здесь возникает другая, не менее важная проблема: готова и способна ли действующая в Украине власть быстро и эффективно организовать это противостояние. Отставной британский полковник Глен Грант отмечает: «В стране мало веры в то, что президент, как главнокомандующий вооруженными силами, и его администрация так же подготовлены и крепки, как армия и население в целом». Можно ли эту ситуацию улучшить? Кажется, что да, но ведь не очередными «видосиками»…
Сергей ГРАБОВСКИЙ