Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заборная история Сычика и Хрущика и не только

28 октября, 18:46

Низкий сезон для одних, а если в более глобальном смысле, чем предполагаемая тема нашего разговора с искусствоведом Стасом Скориком, то понятно, что он автоматически становится весьма упитанным и даже тучным для других. Это наблюдение без претензий на просьбу первого отжима, но все-таки подтверждает свою правильность. Когда художник видит реальность под другим углом, то часто получаются яркие плоды. Конечно, если все продумано, пусть интуитивно просчитано и приправлено самой главной специей — индивидуальностью, тогда и цепляет сюжет, манера и классика, особой выпуклостью, независимостью от завязанности своих бойцовских качеств, которые по сути идут от комплексов. Все это о художниках-нонконформистах, в частности одесской группы, которые удивляли в 60-70-е годы. Им очень не хотелось быть тихими, как море в штиль, постоянно воспевая то ли праздник урожая или сталеваров у огня, или комбайнеров в жаркий полдень. Хоть безусловно талантливые художники и эти сюжеты обыгрывали так звонко и ярко, что они тоже стали классикой. Раз так, рассуждая вслух и ожидая реакцию моего собеседника, любовалась из окна его уютной студией, украшенной картинами и тщательно подобранной библиотекой, которая о своём хозяине даже больше, чем я знала. Любовалась этой красотой, осенью обнимающей дивную церковь. Эту особую цветную нескучность, как бывает в это время. Без излишней правильности. Все так импульсивно, так вдохновенно и чувствую, что это даже, честно говоря, иммунно заряжающе, что в наше время очень даже важно.

Но тут напоминаю сама себе, что мы-то хотели говорить со Стасом о зелёном непременном заборе. Вспомнить тот особый забор, давний, а вернее это было в 67-м году. Он просто ограждал одесский оперный театр во время его очередного ремонта. И совершенно неожиданно, почти случайно дал старт такому понятию, как «заборники». Понятие «квартирники» — своеобразные художественные интеллектуальные тусовки, уже вошли в жизнь в то время достаточно плотно. Понятно, что особым вниманием властей и специальных знатоков это творчество не баловали. Им очень трудно было выставляться и после своего уединения, когда каждый художник был со своим полотном наедине, им очень хотелось взять перерыв, подарить себе праздник общения и показать, что ты создал, услышать мнение друзей. Главное выставить свои работы, поделиться своей страстью. Ведь люди заряженные идеями, не могли не творить. Да и зарабатывать надо было на жизнь. Впрочем, им интересно именно так и постоянно себя не отдёргивая, мол промолчи, если тебе это не по карману. Они были уверены в себе, не прятали посыл своих идей. И будучи лишёнными возможности выставляться в больших залах, а значит общения со зрителями. Единственным творческим воздухом было — это вот такие встречи.

Понятно, что любые незначительные детали, объединившись, сгруппировавшись, не спрашивая разрешения, умеют поднять свою значимость, создав как бы критическую массу. Как со знаком минус, так и со знаком плюс. Так и случилось с тем моментом, когда со временем два известных одесских художника Станислав Сычев и Валентин Хрущ, возвращаясь со своими работами из «Союза художников», куда их, понятно, не приняли. Уж больно авангардный, метод подачи был каким-то не советским, да и пластика, и цвет. Ну в общем все не так. Возможно, расстроены, а может, слишком возбужденные от несправедливости, или наоборот их накрыла волна бунтарская и созрел мгновенно план. Они решили украсить этот типичный, нудный советский забор как положено — зелёного цвета, своими работами. Использовать его как сцену для них, как подиум.

Тут же стали останавливаться случайные посетители, показывает Стас мне старые фотографии. Я вижу, что люди улыбаются, потому что художники назвали свою работу «Сычик плюс Хрущик». Так их называли друзья. Такое неформальное пиршество на улице в то время было в диковинку, правда, длилось оно не долго. Пресса все же успела зафиксировать. К счастью, остались кое-какие кадры, фотографии. Но милиция быстренько навела порядок, раскидав картины. Многие считаются утерянными, кстати.

Стас вдруг подвёл меня к одной стене и показал работу Хруща под названием «Женский торс». Обратила внимание, что все это без всякой излишней, ненужной эротизации, которая навязывается в наше время достаточно нахально. Работа лаконична, самодостаточна. Стас приобрёл её, даже не зная, что она от «заборника». Но просто имя Хруща само говорило за себя, да и его давным-давно уже интересуют шестидесятники. Уже сейчас готовит как куратор будущую выставку легендарных художников нонконформистов Украины одесской группы, которая планируется на осень будущего года в Национальном художественном музее Украины. Он рассматривал старые фотографии этой заборной выставки и обратил внимание, что его «Женский торс» тоже там присутствует. Поэтому эта картина тоже будет экспонироваться в музее. Кстати, интерес к художникам шестидесятникам прошлого века уже не первый год только нарастает. Многие работы вывезены из страны и находятся в частных коллекциях зарубежом. К тому же, это в то время было очень легко, без всяких проблем. Соответствующие службы быстро ставили печать, разрешающую вывоз таких картин из СССР, считая их никчёмной мазнёй, чуть ли не мусором, антиискусством. И лучше, чтобы мы их не видели вовсе. Как говорится: «Баба с воза...». Невосприятие удобных тому обществу взглядов и традиций, вытолкнуло в своё время многих художников в эмиграцию. Так случилось, что Владимир Асриев, коллекционер, музыкант одесский, подвижник, я бы сказала,а уже давно живя в Лондоне и меценат, он, уезжая, даже почти убегая, оставил одесскому литературному музею часть работ, кое-что вывез. Кстати, в его квартире были самые яркие, возможно, творческие тусовки, так называемые квартирники. А уже живя за кордоном долгие годы, он продолжает систематизировать, изучая факты этого движения. Создал в Лондоне галерею, где выставляются украинские художники. Он живет этой темой до сих пор. И таким образом собрал материал для книги, которая будет так и названа «NON». А весь этот материал сейчас систематизируют художники отец и сын Василий и Степан Рябченко. В рамках будущей выставки будет презентация этой книги и любой сможет её приобрести. Куратор этого проекта именно Стас Скорик и его идея организовать эту выставку. Его исследовательская натура, дотошная, упрямая, тщательная и вдохновенная одновременно. По сути он как следопыт, однажды взявши интересный след, не перестаёт перерывать десятки источников, справочников, каталогов, составлять нюансы. Ища незаметные детали, перезванивать, советоваться, уточнять. И в его семье к тому же маленькие дети. Иногда он, даже не выспавшись, продолжает рыть и рыть, пока не словит за хвост ответ. А знания всегда при нем. И все это самое главное по-любви. А как известно, от неё нельзя получить сиюминутное удовольствие, его надо заработать. Стас точно это умеет.

Вот так с видом на Андреевскую церковь мы как бы играли свою разговорную пьесу, зелёный этот забор. И тут ничего нет случайного, все вовремя соединяется. Хрущик на его стене, обратила внимание, очень органично смотрится. Но думаю, не знаю, принял ли он это всерьёз, что ему скучновато без Сычика. Ведь они на заборе были рядышком, да и в жизни тоже. Ну, думаю Стас отыщет, если захочет и возьмёт след. Играть в поиски, вот что его заводит и эмоционально разгружает.

Любит просто и все.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать