Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Судьба — не рок

10 февраля, 15:35

Иммиграция бывает вынужденной и добровольной. Главное — как распорядиться своей судьбой.

Знакома с этим человеком виртуально. Его электронные письма, несмотря на почтенный возраст, полны переживаний за Украину, любовь к которой всегда была активной, действенной. Его книгу «Хроніка одного життя: спомини і роздуми» (2006) перечитываю, когда — уныние и усталость.

Судьба играла с этим человеком не на жизнь, а на смерть. Но испытания лишь закаляли личность.

Анатолий Романюк — гражданин Канады и Европейского Союза. Профессор демографии Оттавского, Монреальского и Альбертского университетов (Канада). Учился в университетах и высших школах Бельгии, Франции, Германии, Соединенных Штатов Америки. Автор многих публикаций по проблемам демографии. Долгое время был президентом Федерации демографов Канады, директором демографического сектора и переписи населения при статистическом бюро Канады. Авторитетный исследователь в области демографии. И —  почетный гражданин Хотинского района (Черновицкая область), где в селе Зарожаны родился в 1924 году.

На протяжении 1998-2002 гг. Анатолий Романюк как канадский специалист-демограф участвовал в первом в независимой Украине переписи населения.

«Без истории нет родины», — писала философ Симона Вейль в своем трактате «Укоренение». Украина стала украденной родиной для Анатолия Романюка. «Мальчика, который не был дальше чем за 20 километров от дома, почти в один день, как будто в космос, запустили в далекое путешествие: сначала в Западную Европу, затем в Африку и, наконец, в Северную Америку ... То, что произошло со мной в географической плоскости, произошло и в социально-общественном измерении», — вспоминает А. Романюк. С началом Второй мировой войны он, 17-летний, попадает в Германию. Была в его судьбе печально известная тюрьма Алексгефенгнис в Берлине, затем — бегство из Германии. Арест Гестапо — здесь могла бы и закончиться его жизнь. И попадает в Перемышль. Хотя Польша была оккупирована гитлеровцами, они позволили украинцам организовать в этом городе матуральные курсы (а украинская гимназия действовала в Ярославе). На курсах, как свидетельствует Анатолий Романюк, был достаточно сильный профессорский состав, высокий уровень обучения. Здесь он, в частности изучал латынь и родной украинский язык — предметы, которых не было дома, на Хотинщине.

Головокружительные приключения — не для слабаков — продолжаются. Из Польши А. Романюк попадает в Словакию. На крыше вагона — в Вену. И тут его снова ждет тюрьма: в городе гитлеровцы. Затем судьба возвращает «на круги своя»: второй раз в Германии, на этот раз — в Мюнхене. В ту пору Анатолию — 21 год. Даже в это страшное время он умудряется читать произведения, которые повлияют на его жизнь, в том числе «Страдания юного Вертера» (на немецком, конечно). Тяга к знаниям приводит его в конце концов в университет в Эрланген. Обучение на историко-философском факультете на протяжении 1945-1947 годов — это интеллектуальный рост, интенсивное чтение, закладка фундамента будущей профессиональной деятельности. Дальше — Университет в Лювене, Бельгия, где с 1946 года уже существовал украинский студенческий центр. Бельгийские преподаватели, в том числе экономист Леон Дюприе, выделяет способного А. Романюка. Позднее благодаря этому профессору молодой украинец попадает в ... Конго. Там он — один из активных участников переписи населения. Конголезские страницы в биографии Анатолия Романюка не только экзотические, это — этап интенсивного возмужания и обретения профессионализма. После Африки — работа в США. А с 1964-го — жизнь в обретенной родине — Канаде. А. Романюк — профессор Оттавского университета, преподаватель демографии. Далее этот предмет читает в университете Монреаля. Позднее — в должности начальника Демографической дирекции при Федеральном бюро статистики Канады, где Анатолий Романюк проработал четверть века и под руководством которого находилось до 350 человек персонала. Только на 70-м году жизни пан Анатолий вышел на пенсию. Однако продолжалась работа внештатным профессором Альбертского университета.

Светлый ум, трезвый взгляд на вещи, романтическая и действенная любовь к далекой родной земле — таким видится мне этот человек в свои 93 года. А. Романюк основал канадско-украинский фонд имени братьев Романюков, дом и усадьбу родителей в родных Зарожанах передал в распоряжение Фонда. Однако больше всего он думал о том, чтобы создать условия для исследования и возрождения исторической памяти Хотинского края — такую цель он поставил и нашел единомышленников. Меценатская и спонсорская деятельность А. Романюка охватывала различные сферы: от внедрения стипендий (в том числе для студентов Черновицкого университета, среди которых — известные в настоящее время политики), до поддержки изданий издательства «Смолоскип», а также передачи современного печатного оборудования для нужд Черновицкого университета. Другой вопрос — уважают ли земляки усилия и наработки этого удивительного человека, который большую часть своей жизни живет за океаном, но не разрывает связей с родной землей. Это — отдельный сюжет, где немало горечи, недоразумений и нечестности, которые по своей сути вырастают из неисправимого совка ...

После полувекового блуждания по мирам А. Романюк еще в 1988-м побывал впервые в Украине. «Але який був у мене шок, — пишет он, — коли  по світі, куди невблаганна доля мене кинула, … я навідався в село. Став перед  воротами й кинув оком по хаті й краєвидові. Не міг з дива вийти. Який разючий контраст між тим, що я залишив у 1940 році, й тією картиною, що зберігалася в моїй пам’яті й уяві, з одної сторони, й тою реальністю, яка постала перед моїми очима, з другої. Там, де колись пишалися великі буйні сади й виноградники, які я зберіг у своїй пам’яті і які мені ввижалися буквально щоночі аж доки не засну, де б я не був – у Західній Європі, Африці чи Америці – оті сади просто щезли з землі».

И Анатолий Романюк знает: жаловаться, сосредотачиваться на потерях — неконструктивно. Вероятно, это убеждение помогло ему не просто выжить в сложных обстоятельствах, но и осуществить, как говорят американцы, успешный проект своей жизни. Очевидно, «философией жизни» этого человека является ответственность, самодисциплина, целеустремленность, сознательная установка на усвоение нового опыта, душевная открытость и щедрость. Сама жизненная история Анатолия Романюка, его успешная самореализация в цивилизованном мире, его реальная активная деятельность не только как ученого, но и как ответственной личности, вызывают чрезвычайное уважение и мотивируют к наследованию. «Гражданин мира» не зависает в абстрактном пространстве — он не может существовать без разветвленных корня и кроны, без неба и земли. Без укоренения.

«Канада меня приняла, в то время, когда моя родина, точнее те, кто в ней правили тогда, меня выгнали. Здесь я полностью прижился, здесь родились мои дети, здесь имел успешную карьеру, но не могу сказать, что за это долгое время пребывания в Канаде пустил я корни. Они у меня там, на Хотинщине».

До сих пор во сне видит этот человек зеленый холм Говдю в родных Зарожанах, на который он любил смотреть сквозь виноградники и взлелеянный фруктовый сад семейной усадьбы. Это — его личный образ земного рая ...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать