На парусах глаз
В путешествиях жизненные смыслы приобретают цвет как-то по-особенному, совсем не так, как домаСоvid-путешествия довольно редкие по сравнению с домасочными временами, на первый план выводят наблюдения за отношением к пандемии. Самые яркие зарубежные впечатления оказываются в обёртке проявления связанных с ней волнений.
На Авиньонском фестивале свидетельства о прививках требовали только в театрах, вмещавших более 500 зрителей.
В Париже центры вакцинаций расположены в самых ярких местах и работают без выходных. На вечеринки пускают только при наличии свежего ПЦР-теста.
Театры в Польше переполнены, и зрители все в масках, правда, как только угасает свет, спускают их на шею…
Испанцы свято верят в мощь действия маски. Катаясь на велосипедах, гуляя вдоль моря, повсюду и все до малышей – в масках. А если вдруг на пустой дороге появляются прохожие, приближаясь друг к другу, маски надевают. Подтекст этого жеста – мое уважение. Так, как когда-то мужчины в знак приветствия снимали шляпы. В Киеве, кажется, остался один джентльмен с манерами. На перекрестке улиц Заньковецкой и Станиславского всех прохожих Богдан Ступка приветствует именно так.
Театральная афиша Валенсии в околоновогодние недели оказалась, мягко говоря, не слишком насыщенной.
Спектакль «Цирк блох» проходит в зале на 25 детей, родители могут постоять у них за спинами.
Ожидания от просмотра действа были невероятными: видимо, смотреть нужно будет через увеличивающее стекло; а что, если начнется интерактив блох со зрителями? На самом деле «актеры» оказались воображаемыми. Их покровитель Хосемария так представляет и описывает трюки прыгуна на батуте Манолио, что дыхание захватывает.
За жизнь канатоходца Эвереста по-настоящему опасаешься. Хотя Хосемария просто натягивает или ослабляет нить под воображаемым артистом.
Действительно, красота – в глазах смотрящего. А под парусом глаз можно увидеть больше существующего.
Спектакль «Бунтовщик Лио» театра ESCALANTE начинается сценой работы пяти женщин на каком-то конвейере. Их механические движения сопровождаются выстукиванием руками и ногами. Темп растет, женщины перестают его выдерживать, падают обессиленными.
Понемногу приходя в себя, тоже в нарастающем темпе, они скандируют снова с подстукиванием «Хватит быть рабами!».
Во второй сцене актрисы в шляпках с красными расческами, в пышных белых воланах изображают счастливую жизнь цыплят. Воланы оказываются низом длинных юбок, тихо и постепенно расцветает фламенко.
Бестекстовый посыл вполне понятен: «Жизнь естественная – это чудесный и безопасный танец». С этой мыслью в следующей сцене женщины открывают свое кафе. Сначала радуются единичным клиентам, быстро становятся популярными. Но со временем снова их жизнь превращается в изнурительный танец конвейера. Поиск гармонии жизни – труд, достоинство, личность, родительство и многие кирпичики, из которых строится счастье, подаются детям как материал для фундамента взросления.
Именно поэтому эта работа режиссера Па Теты Кальва получила Валенсийскую премию как Лучшее шоу для детей.
Она напоминает Жан-Жака Руссо, который нашел свои жизненные принципы «начерченными природой в глубине своего сердца незабываемыми буквами. Когда я хочу что-то делать, мне стоит только обратиться за советом к самому себе: все, что я осознаю хорошим – хорошо; все, что чувствую глупым – плохое».
Con guista dorec – спектакль режиссера Джонатана Гонсалеза по заказу «Проект Культура» в стилистике современного театра абсурда с едким юмором исследует героическую историю испанских захватнических походов от 1492 до 1542 года.
Немалое мужество необходимо, чтобы сделать попытку пересмотреть пафосные страницы истории своего государства. Чтобы понять степень ироничности их представления в спектакле, достаточно увидеть лаконичные декорации.
В черном кабинете сцены шикарная белая ванна на золотых львиных ножках. Две палки – они и мачта воинственного корсара и весла, которыми, сидя в ванне, все три исполнителя ролей приближаются к очередному ограблению. Ими же они угрожают, а затем, сложив в большой крест, убеждают в своей доброте коренное население.
Постепенно сквозь остроумно-жестокие сцены покорения других проступает понимание бессмысленности покорения кого-либо, с этим приходит понимание ценности собственной непокорности.
Так рвется паутина прежних смыслов. Сегодня многое, пришедшее из древности, кажется невероятным. Крестовые походы для попадания в рай или жертвы ради рая коммунистического.
А вот вечные смыслы воспринимают зрение, слух, все естество через искусство фламенко. Оно образовалось в Испании как симбиоз многих музыкальных, вокальных и танцевальных культур.
Потрясающий концерт, участниками которого мы стали, в клубе Citi-Radi», именно участниками, потому что усидеть во время танца, не подхлопывать и не подстукивать ногами, не дышать шумно во время трогательных песен и наконец не слиться в одну компанию со всеми зрителями и артистами было невозможно.
Маски на лицах делают более выразительными глаза. А в них такая жажда новых впечатлений, готовность к самым высоким волнам чувств.
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины