Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Безумцы из Вифлеема

08 января, 14:44

В эти рождественские дни очень уместно читать о Вифлееме. И известную нам всем историю продолжить чтением о современных днях в этом вечном городе. Тем более, что в 2020 году в «Издательстве Анетты Антоненко» вышел роман палестинского писателя Усамы аль-Эйсы, который  родился, живет и творит в Вифлееме. Роман имеет символическое название - «Безумцы из Вифлеема», но говорится в нем не только о безумцах и не только о Вифлееме.

Эта книга достойна внимания не только из-за того, что сейчас Рождество, а повествует она о городе, над которым засияла христианская Звезда. Во-первых, эта книга должна быть интересной уже учитывая тот простой факт, что в Украине почти не издаются переводы с арабского. Ну, действительно: их раз, два - и нет. Следовательно наши знания об арабском мире и его современной культуре являются преимущественно набором стереотипов и предубеждений о его бескультурье - а как иначе, если мы узнаем об арабах от неарабов? Поэтому «Безумцы из Вифлеема» - это редкая и ценная возможность украинцам услышать о жизни арабов от арабского писателя. Попутно поблагодарим за эту возможность автора блестящего перевода романа - Богдана Горвата.

Итак, о чем книга? Издатель сообщает, что Вифлеем - «Большая малая родина автора является вдохновением и источником всех его художественных и академических текстов, поэтому звучит в названиях рассказов и романов. Писатель погружает читателя в глубокие и трагические истории знаменитого святого города через комические, насыщенные городским фольклором рассказы, в которых реальное переплетается с невероятным и загадочным. Герои этой книги - что обездоленные городские маргиналы или пациенты психиатрической больницы, что исторические личности или современные известные политики, однако, - отнюдь не героические. Сквозь истории безумцев из Вифлеема, во всем многообразии их безумств, неистовств, одержимости и просто глупостей, роман открывает тайны настоящего мира палестинцев, в котором, по словам писателя, «невозможно выжить без той или иной доли безумия», которое в итоге стало для них «единственным способом сопротивления».

Должен согласиться с этой инструкцией. Автор действительно рассказывает о безумных Вифлеема, снуя свой рассказ вокруг больницы для душевнобольных, которая была образована напротив лагеря для палестинских беженцев после войны и образования государства Израиль. Но его истории имеют притчевый характер, такой известный нам из арабских сказок и другой великой Книги, которую подарила нам та земля, - и через судьбы героев книги рассказывают о жизни всей Палестины.

Три года назад я имел счастье посетить Вифлеем и увидеть, как живет и функционирует Палестинская Автономия. Никогда не забуду, как при въезде в Палестину нас провожают билборды о смертельной опасности, а на самом деле попадаешь в гостеприимную и приятную страну. Хотя ее статус и особенности жизни там все же напоминают сумасшедший дом, но речь идет не о лечебном учреждении, а обо всем государстве.

Я не хочу вдаваться в политические детали, так как и сам автор романа искусно избегает простых политических трактовок. Хотя в его прозе появляются Ясир Арафат («Старик») и Владимир Путин, но они здесь только исторические фигуры, которых за историю Вифлеема в этом городе было множество. Читая этот роман, не покидает ощущение, что безумие - это некий удельный признак этой земли, ее магическая черта и извечное ярмо.

Потому что в каждом сумасшедшем герое книги, даже если действительно речь идет о пациенте психиатрической больницы Дагейша, видим сквозную линию истории - такие люди жили здесь и тысячу, и две тысячи лет назад. Меняются обстоятельства и названия политических режимов, но суть человеческой жизни здесь остается неизменной. Разве действительно не является этот город родиной безумия - того праведного и светлого, которое побудило две тысячи лет назад отправиться из него маленького ребенка, стремившегося изменить Мир?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать