Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Сталинские установки» и их отголоски

Президент Петр Порошенко подписал указ «О мероприятиях в связи с 80-й годовщиной Великого Террора — массовых политических репрессий 1937 — 1938 гг.»

Доверять нельзя никому. Ни ближнему, ни дальнему. Везде враги и предатели. Не суть важно, что тот или иной человек — хороший работник и надежный товарищ, он может в любой момент сбросить маску. А абсолютно все иностранцы, какими бы доброжелательными они ни притворялись и откуда бы они ни были, в действительности мечтают поставить тебя и твою страну на колени.

Согласитесь, такие социально-психологические установки, показанные наглядно в более или менее определенных формах, бытуют в обществе. Они, кажется, являются одним из не самых последних «камней на шее», мешающим украинцам в течение последних десятилетий строить государство и отбивать натиск реальных врагов. А сформированы эти установки — ясное дело, на почве плебейских суеверий и кривотолков, как и любые другие социально-деструктивные психологические комплексы, — партией большевиков и лично товарищем Сталиным во времена так называемого «Великого Террора», старт которому как раз 80 лет назад дал фавральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б).

Специфика «Великого Террора» 1937—1938 гг заключалась в том, что репрессии были направлены уже не на «чужих» или «попутчиков», как раньше, то есть на представителей непартийной интеллигенции, бывших офицеров царской армии, членов запрещенных и разгромленных социалистических партий, зажиточных крестьян, богатых нэпманов, нераскаявшихся участников оппозиционных групп в ВКП(б), не на крестьянство как таковое или на верующих, а на «своих», то есть тех, кто лояльно относился к советской власти, а нередко был ее опорой.

Речь шла о «трудовой интеллигенции» (по сталинской логике, существовала и «нетрудовая»), о партийной номенклатуре всех уровней и разновидностей — вплоть до членов политбюро ЦК ВКП(б), о военных, также всех уровней, — вплоть до маршалов (были уничтожены три из пяти имеющихся), о «националах» как таковых (по «национальным» делам за полтора года было расстреляно 247 157 человек), о коммунистах-иностранцах, которые по дурости переехали в СССР (репрессировали 80% политэмигрантов), и, наконец, о самих «славных чекистах». А вместе с ними — были репрессий против членов их семей, близких и далеких родственников, включая детей — так как только за неполные полтора года было «изъято» (термин НКВД) 25 342 детей «врагов народа» в возрасте до 15 лет...

Сталин сформулировал — а «органы» и партапаарат за последующие годы буквально вдолбили в сознание и подсознание десятков миллионов людей эти установки, и так успешно, что они продолжают и продолжают репродуцироваться через несколько поколений. Впрочем, что здесь странного — ведь глубинная декоммунизация в Украине началась только в последние годы и двигается слишком медленно. Вот, по классическому выражению, и имеем то, что имеем.

Какие же установки давал Сталин в речи на том пленуме? Во-первых, что следует быть бдительными, потому что вокруг полно вредителей и вражеских агентов. «Помнить и никогда не забывать, что пока есть капиталистическое окружение — будут и вредители, диверсанты, шпионы, террористы, засылаемые в тылы Советского Союза разведывательными органами зарубежных государств, помнить об этом и вести борьбу с теми товарищами, которые недооценивают значение факта капиталистического окружения, которые недооценивают силы и значение вредительства. Разъяснять нашим партийным товарищам, что никакие хозяйственные успехи, как бы они ни были велики, не могут аннулировать факта капиталистического окружения и вытекающих из этого факта результатов». «Капиталистическое окружение» сменилось «проклятым Западом», а логика мышления у определенного числа украинцев, похоже, та же. Конечно, в России таких «борцов с агентами Запада» несравненно больше, но хватает и у нас.

Вторая установка — что своим коллегам и соратникам доверия быть не может, так как «современные вредители, обладающие партийным билетом, обманывают наших людей на политическом доверии к ним как к членам партии, используя политическую беспечность наших людей. Слабость наших людей составляет не техническая отсталость, а политическая беспечность, слепое доверие к людям, случайно получившим партийный билет, отсутствие проверки людей не по их политическим декларациям, а по результатам их работы. Сейчас узловым вопросом для нас является... ликвидация политической беспечности и политической доверчивости к вредителям, случайно заполучившим партийный билет».

А дальше Сталин, вопреки этой установке, отмечает: никакие практические успехи не являются гарантом политической благонадежности. Это третья установка: «Необходимо разбить и отбросить прочь... гнилую теорию, говорящую о том, что не может быть якобы бы вредителем тот, кто не всегда вредит и кто хоть иногда показывает успехи в своей работе. Эта странная теория изобличает наивность ее авторов. Ни один вредитель не будет все время вредить, если он не хочет быть разоблаченным в самый короткий срок. Наоборот, настоящий вредитель должен время вот времени показывать успехи в своей работе, ибо это — единственное средство сохраниться ему как вредителю, втереться в доверие и продолжать свою вредительскую работу. Необходимо разбить и отбросить прочь... гнилую теорию, говорящую о том, что систематическое выполнение хозяйственных планов сводит якобы на нет вредительство и результаты вредительства. Доказано, что все наши хозяйственные планы являются заниженными, ибо они не учитывают огромных резервов и возможностей, таящихся в недрах нашего народного хозяйства. Суммарное выполнение хозяйственных планов по наркоматам в целом еще не значит, что по некоторым очень важным отраслям так же выполняются планы».

Общий вывод Сталина — в меру приближения к «светлому будущему» сила сопротивления «вредителей», «агентов» и «врагов народа» постоянно будет расти, то есть впереди море крови и слез, впереди превращение недоверия всех ко всем и поиска «скрытых врагов» в максимы общественной жизни, впереди «зачистки» не только заподозренных во вражеской деятельности, но и членов их семей.

Напомню еще раз — эти установки касались и касаются не «чужих», не оппонентов власти или аполитичных специалистов, а «своих», лояльных и преданных людей. Понятное дело, среди таких действительно может встретиться замаскированный враг или просто подлый персонаж. Но речь шла о «росте числа врагов народа» — и о росте изо дня в день, из года в год. Социальная паранойя, одним словом. Которая достигла своими метастазами дней нынешних, когда «своим», которые доказали свои убеждения действиями, нередко не доверяют больше, чем откровенно «чужим».

P.S. 25 марта Президент Петр Порошенко подписал указ №75/2017 «О мероприятиях в связи с 80-й годовщиной Великого Террора — массовых политических репрессий 1937 — 1938 гг.». В нем перечислено немало мероприятий по чествованию памяти жертв «преступлений, совершенных коммунистическим тоталитарным режимом против украинского народа», но, к сожалению, не говорится о конечной потребности в масштабной десталинизации общественного сознания и подсознания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать