Декларации против кинопропаганды
или Чье влияние сильнее: совместного заявления Верховной Рады Украины и Сейма Польши или антиукраинского фильма «Волынь»?20 октября Верховная Рада Украины одновременно с Сеймом Польши приняла «Совместную Декларацию памяти и солидарности» парламентов обеих страны. В документе содержится много прекрасных, правильных слов о «дани памяти миллионам жертв, понесенных нашими народами во время Второй мировой войны», об осуждении «внешних агрессоров, которые пытались уничтожить нашу независимость», об «осуществлении Российской Федерацией агрессивной внешней политики, оккупации Крыма, поддержке и совершении ею вооруженной интервенции на востоке Украины».
Данный документ можно было бы лишь искренне приветствовать, если бы не одно, однако очень важное, «но». 7 октября в Польше состоялась премьера фильма режиссера Войцеха Смажовского «Волынь» (2,5-часовой «блокбастер», сделанный довольно профессионально!), где украинцы, даже не только бойцы УПА, но и, на первый взгляд, вполне «мирные» украинцы показаны варварами-убийцами, которые режут, жгут, расстреливают беззащитное гражданское польское население, вплоть до маленьких детей. Украинцы-священники «благословляют» оружие (ножи в частности), которым будут убивать мирных поляков (это что, реминисценция из «Гайдамаків» Шевченко), вчерашний хороший сосед-украинец становится убийцей, еще более зверским, чем немецкие воины.
Повторюсь, фильм снят действительно искусно (то, что он служил явной пропагандистской мифологеме об «украинцах-резунах», не противоречит этому). Что важно: залы кинотеатров в Польше, где показывают «Волынь», ломятся от зрителей (польская сторона «настоятельно просит», чтобы фильм В. Смаржовского показали в Украине!). А теперь вопрос, читатель: что именно, какое событие является более действенным в смысле влияния на души миллионов людей (прежде всего в Польше) — фильм «Волынь» или упомянутая Декларация парламентов? Неужели вы считаете, что Декларация? И еще вопрос: а что мешает нашим «высоким правительственным инстанциям» (Минкультуры, прежде всего) найти талантливого режиссера и проспонсировать (за государственные средства, потому что «Волынь» воспроизводит государственный взгляд) съемку яркого фильма, который убедительно представил бы украинский взгляд на трагедию? Нехватка средств или убожество мировоззрения и отсюда — ничтожность реальных действий?