В поиске себя
Об искусстве наива Ирины ЩербатенкоВо Львове в рамках Международного фестиваля «Lvivklezfest» в культурно-художественном центре «Art-e-fakt galereЯ» Оксаны Бондарук проходила выставка авторского фото Ильи Левина — профессионального художника, работающего в жанре микрореализма и живописи Ирины Щербатенко в стиле искусства наива.
Ирина родилась во Львове в семье известных художников Щербатенко. Отец — Юрий Владимирович, уроженец Краснодарского края (г. Сочи), который учился в Киевском художественном институте у известных художников Федора Кричевского и Костя Елевы, и мать — Вера Яковлевна — самоучка-примитивист, были художниками, чье творчество и художественные вкусы не всегда вписывались в рамки культивировавшегося в 60-е годы метода «социалистического реализма», художниками, отдававшими предпочтение запрещенному партийными и союзными деятелями европейскому «буржуазному» искусству.
Ведь именно в это время — период «хрущевской оттепели» — в 1960— 1962-х годах в издательстве «Мистецтво» были переизданы труды известного исследователя французского искусства Джона Ревалда — «История импрессионизма» и «Постимпресионизм», которые дали возможность советским художникам шире ознакомиться с европейской художественной средой второй половины ХІХ — начала ХХ веков.
«ФОТОГРАФ»
Как вспоминала сама художница: «Я выросла на постимпрессионизме», принципы которого исповедовались и популяризировались в ее семье. Художественные традиции — увлечение цветом и декоративной упрощенностью форм — привели Ирину на кафедру моделирования одежды во Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства.
После завершения учебы работала на швейной фирме «Проминь». Проекты моделей одежды, созданные молодым художником-модельером, принимали участие в конкурсах коллекции одежды «Волшебная игла».
Вместе с Татьяной Тарасенко, Игорем Голиковым и Александром Ивановым Ирина Щербатенко организует театр-студию «Райские птицы», где на протяжении 1996 — 2001 года они создают в Итальянском дворике Исторического музея, внутреннем пространстве Дома ученых, театра им. Леся Курбаса, Дома органной и камерной музыки оригинальные театральные действа — арт-шоу коллекций одежды с плетеными и кожаными вставками. Показы концептуальных тенденций моды, которые превратились в мини-спектакли «Сады страсти», «Рождение Афины и другие чудеса» и пр.
«ВЛЮБЛЕННЫЕ»
Увлечение живописью пришло уже в зрелом возрасте. Последнее десятилетие художница, ориентируясь на творчество Винсента Ван-Гога, Поля Гогена и создателей понт-авенской школы «набидов», рисует свои живописные символико-синтетические, с привкусом провинциального местечкового примитивизма, полотна — «Мой Ван Гог», «Фотограф», «Влюбленные», «Беседа», «Девушка с гусыней».
У людей, изображенных на этих полотнах, всегда большие глаза, они задумчивы и грустны, в то же время полны внутреннего покоя и уравновешенности (как у самой художницы). Это не просто люди-символы. Это личности с разными цветовыми характеристиками лица — выразительными чертами и разнообразными нравами.
«ДЕВОЧКА С ГУСЕМ»
В жанровых сценах «Клезмери», «Танец», «Ночная песня», «После свадьбы», «Мой Шагал» отражен мир еврейского местечкового фольклора, исполненный лирического мистицизма, вмещающий в себе и взволнованность, и трагизм, и искренность человеческих отношений и чувств. Или, как определяет сама художница: «Видимость жизни — это и есть моя жизнь!».
Плоскостная трактовка твердо очерченной формы, непосредственная и по своему кроеная композиция, интенсивно декоративный цвет условности детского рисунка — черты, которые выделяют занятие живописью наива, основной задачей которого стали «поиск любви и счастья» в творчестве Ирины Щербатенко.
Нынешняя выставка произведений художницы, в которых «чувствуется тонкий микс из узнаваемых и настроенческих образов и сюжетов французской живописи и бытовых сценок еврейского народа» свидетельствуют о невероятной искренности искусства наива, в котором отражается эмоциональный поиск самой себя, поэзии ежедневного познания окружающей жизни, любви и счастья в нем...
Выпуск газеты №:
№222, (2015)Section
В конце «Дня»