Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сергей Параджанов пролетел над Львовом

В последней декаде августа состоялся необычный фестиваль
31 августа, 16:58

Форум назывался «Параджанов на Левандівці». На протяжении недели в одном из районов города Льва уже во второй раз проходила акция международного масштаба, в которой образ великого художника объединил разные искусства и разных людей.

НУ ЧТО, КАЗАЛОСЬ БЫ, ФЕСТИВАЛЬ? 

Левандовка — такая себе местность, где больше старых застроек частного сектора. И есть там старый кинотеатр с сугубо советским названием «Спутник», который группа энтузиастов (возглавляемых Александром Агашковым и Михаилом Севрюком) превратили в довольно модерный культурно-художественный центр, название которого решили не менять. А что, идет речь же о космосе и воздушно-космических реалиях. Скажем, в рамках фестиваля решили участников на воздушном шаре покатать. Тем более что это район, где раньше находился польский аэродром, о чем напоминает название улицы (Повітряна), на которой находится «Спутник».  От нее разветвляются  улочки с названиями так же авиационного характера. Среди них и улица Параджанова.

Меня сразу поставили в известность: Львов первым, еще в 1992 году, назвал улицу именем великого кинорежиссера. Здесь, на Левандовке. Я и побрел искать ее. Местные жители, на удивление (скажем, в Киеве найти подобную было бы сложнее), показали полную осведомленность с местонахождением улицы. Хотя, говоря откровенно, это больше смахивает на переулок длиной где-то 250 метров. Плохо вымощенный к тому же, о чем мне сразу сказала женщина, которая живет там. «Вот таким именем назвали, а поремонтировать не могут. Европа называется!», — возмущалась она. Я поинтересовался тем, как называлась улочка раньше. «Так Параджанова же», — уверенно ответила женщина. «А, вы здесь недавно живете? — Да нет, уже сорок лет. — Ну, сорок лет тому назад Параджанов еще в лагерях сидел, куда там было улицу называть». Когда уже я возвращался назад, женщина сообщила: до Параджанова улица называлась Пальмовой. Гм, в честь пальм каких-то...

Собственно, единственное отличие улицы Параджанова — деревянный аист на стволе срезанного дерева. А так — обычные дома частного сектора. Таблички с названием улицы  какие-то проржавленные, старые. Не Европа, действительно. Пока еще. Однако проведение Параджановского фестиваля является как раз признаком полностью европейским. Без каких-то комплексов — мы можем и делаем акцию, которая выходит далеко за пределы этого места. Нашли финансирование (городской совет помог, а сотрудница управления культуры Ирина Шимон стала координатором фестиваля), пригласили гостей и — вперед. 

ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Конечно, на фестивале показали несколько фильмов Параджанова. Меня попросили выяснить вопрос поэтики тех лент. Прежде всего, «Теней забытых предков». Легендарная лента вызывает живой интерес, ее не только интересно смотреть, но и думать о ней. Когда-то один из критиков написал статью под красноречивым названием «Архаисты или новаторы?». Вопрос адресовался в первую очередь Параджанову. И в самом деле, будто же сплошная тебе архаика, материал едва не доисторический — карпатские гуцулы, которые задержались во времени и пространстве, не спеша включиться в новые цивилизационные процессы. И в то же время авангардная поэтика фильма, которая определялась и режиссурой, и работой камеры оператора Юрия Ильенко, свехсуперовой пластикой, исключительно модерной игрой актеров Ивана Миколайчука, Ларисы Кадочниковой, Татьяны Бестаевой, Николая Гринько...

ОПАСНО СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Было показано и одну из лучших лент о Параджанове — «Опасно свободный человек» Романа Ширмана. В ней о художнике поведано языком  самого художника, который имел склонность собственноручно (или собственнословно) творить мифы о самом себе. Действительно, большинство с того, что мы знаем о Параджанове, мы узнали от него же. Обработка смеха мифологических сюжетов, карнавальность, игровая подсветка едва не всех продуцируемых образов — все это Параджанов, поведение которого в быту было ориентировано на создание художественных образов и образков. Которые потом оказывались и в его фильмах, и в его пластичных произведениях, прежде всего коллажах.

В чрезвычайно интересной лекции Дианы Клочко «Зачем Параджанов творил ассамбляжи?»  были проанализированы особенности создания свободных композиций художника, который умел совмещать несовместимое. Даже в условиях лагерного подневольного быта он оставался на уливление свободным —  и в своем поведении, и в своем творчестве. Брал любой материал, обычно тот, что уже попал в мусор, и компоновал его с другими. 

В финале лекции Клочко появился кинорежиссер Роман Балаян (в последний фестивальный день показали его фильм «Ночь в музее Параджанова»), который хорошо знал художника и продемонстрировал ту самую параджановскую свободу мышления и интерпретации — самого поведения художника. Так как те якобы анекдотические  басни о  кинорежиссере в действительности открывают единство всех составляющих его жизни. Что кажется единственным текстом художественного характера. Параджанов не фильмы или коллажи творил, он жил таким способом, чтобы жизнь его свершалась как такая себе текстовая реальность. Которую так интересно читать! Собственно фестиваль на Левандовке — и в этом его очарование — и позволяет видеть Параджановскую жизнь как целостность, без разделения на собственное творчество и так называемый быт, который якобы не имеет отношения к творчеству. Нет, все связано, все положено на одно большое полотно. Как тот бубен фестивальный (одна из изюмин феста), в который нужно было бить ради того, чтоб сбылись твои мечты. 

Дискуссия «Тень свободы...» при участии Романа Балаяна, Виктории Данелян, Сармена Бегларяна и Дианы Клочко подытожила основные направления фестивальных интерпретаций творчества Параджанова. 

А еще же была театральная составляющая фестиваля. Скажем, в рамках проекта «Ночь театра» на Левандовку пожаловали девять   альтернативных театров со всей Украины. А еще — ежедневные театральные воршопы для взрослых известного режиссера и педагога Виталия Люботы. И «Ночь театра» — каждый вечер. И разговоры об образовательных практиках в Украине и Армении...

Как будет (и будет ли?) развиваться фестиваль дальше? Очень надеюсь, что да. Потому что он имеет довольно мощную креативную составляющую, он делается для людей, которых приобщают в мир великого художника, в мир свободных художественных идей и технологий. Это так важно именно сегодня, когда сознание человека атаковано огромным количеством квазихудожественного мусора, который угрожает уничтожить живые культурные инстинкты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать