«Я знаю, что сложу голову...»
Степан Бандера: воля, преданная нацииОн относится к тем символам, о которых много говорят, но очень мало знают. Именем которых часто спекулируют, не пытаясь вчитаться в их взгляды и познать деятельность. Бандера признан активной общественностью «великим украинцем», но это совсем не значит, что он стал хотя бы частично ближе тем, кто с уважением или, наоборот, враждебно относится к этой личности.
МУЧЕНИК ИЗ СЕМЬИ МУЧЕНИКОВ
Мало кто из исследователей обращает внимание на дату рождения будущего лидера националистического движения, однако для священника Андрея Бандеры дата 1 января 1909 года должна быть особой. И не только из-за рождения сына. 1 января по церковному календарю поминается мученик Бонифатий. Интересно и то, что имя Степан, которое получил новорожденный продолжатель рода Бандер, также, без двусмысленностей, было дано в память о первом христианском мученике — архидиаконе Степане. Повлияло ли это на Степана Бандеру — трудно сказать, но то, что ему суждена была мученическая судьба — это безоговорочный факт.
В 26 лет Степан Бандера уже был приговорен польской властью к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение, а через полгода получил еще один пожизненный приговор. После польских тюрем Бандера за короткое время попал в нацистский концлагерь Заксенхаузен, а закончил свой путь гибелью от рук советского агента. Но Степан Бандера стал не единственным мучеником в своей семье. Его родные братья — Олекса и Василий — погибли в концлагере Авшвиц (Освенцим). Олекса Бандера был доктором политэкономических наук и долгое время жил в Италии. Его смерть получила широкую огласку в международных кругах и стала причиной того, что украинцам в определенной мере облегчили условия пребывания в Освенциме. Другой брат — Богдан — погиб от рук нацистов, находясь в походных группах ОУН на юге Украины.
Если братья Степана Бандеры погибли от рук нацистов, то трем сестрам пришлось иметь дело с большевиками. Марта, Владимира и Оксана получили долгие годы ссылки, во время которой их неоднократно привозили в Москву, требуя осуждения деятельности брата и обещая различные блага. Но, сестры каждый раз возвращались в ссылку, не желая сотрудничать с режимом. Стоит вспомнить, что в это время шестерых детей Владимиры Давидюк-Бандеры отправили на воспитание в сиротский дом. После отбывания долгих лет наказания сестрам было запрещено возвращаться в Украину.
Отец детей-мучеников разделил судьбу своих детей. Отец Андрей Бандера, который в свое время как капеллан Украинской Галицкой Армии прошел одну войну, в начале II Мировой войны оказался под прицельным надзором большевиков. В свое время Степан Бандера дважды пытался вывезти отца и сестер из Украины, однако отец Андрей передал через связного: «От побега из края отказываюсь, народ оставить не могу...» Большевики перевезли священника в Киев, где, после допросов, 10 июля 1941 года расстреляли. Имя отца Бандеры есть в списке мучеников за веру, в отношении которых греко-католическая церковь начала беатификационный процесс.
Семья Ярославы Бандеры (Опаривской) — жены Степана, также испытала преследования и была уничтожена. Сначала отец-священник погиб капелланом УГА во время украинско-польской войны, а уже во Вторую мировую были замучены мать и брат.
«ЗНАМЯ»
В переводе с испанского «bandera» — это знамя или хоругвь. Но символом революции Степан Бандера стал не благодаря фамилии, а из-за большой силы воли.
Интересным является тот факт, что Бандера не посещая школу, получил хорошее образование дома, что позволило вступить в стрыйскую гимназию. И, как впоследствии писал в своей биографии, «начав с четвертого гимназического класса, я давал лекции другим ученикам и таким образом зарабатывал на собственные расходы».
С гимназией связана и другая история, которая является свидетельством силы воли юного Степана — из-за ревматизма суставов он иногда не мог ходить, эта болезнь воспрепятствовала его вступлению в легальную в то время спортивно- патриотическую организацию «Пласт». И только с третьей попытки (в 1922 году ученика третьего класса) Бандеру таки принимают в Пласт. Через год он станет членом и одним из руководителей подпольной гимназической организации школьников средних классов.
Впрочем, есть другие примеры, которые свидетельствуют об осознании юным Степаном Бандерой своего призвания. В 1924 году украинцев Галичины поразила весть о мученической смерти от польской полиции в львовской тюрьме Бригидки украинской подпольщицы Ольги Бассараб. Существует семейное воспоминание о том, как в семье Бандер обсуждалось это событие. Присутствующий при этом Степан покинул помещение, а еще через мгновение старшая сестра Марта застала брата с окровавленными пальцами в своей комнате — втыкая иглы под ногти, по словам будущего революционера, таким образом он готовился к будущим пыткам.
Первыми псевдонимами Степана Бандеры в Украинской Военной Организации (УВО) и Организации Украинских Националистов (ОУН) были лишенные героизма псевдонимы «Баба», «Серый», «Степанко», «Лис» и «Рих». Впрочем, будучи низкого роста и незаметным, Бандера при более близком знакомстве проявлял свою харизму. Как-то, при организации покушения на советского консула во Львове, на встречу с Бандерой пришел боевой референт ОУН и ближайший друг Романа Шухевича — Богдан Пидгайный. Потом он пересказывал Шухевичу о необычном впечатлении, которое на него произвел Бандера, на что будущий командир УПА заметил, что впервые встретившись с Бандерой — пережил то же самое. Только заметьте, что и Шухевич, и Пидгайный были старше Бандеры, но ощущали и признавали его личный авторитет.
Во времена, когда Бандера занимал высшие посты в организации, молодые украинцы сотнями попадали за решетку, на основании только обычных подозрений. Именно тогда были введены в Польше «быстрые суды», которые быстро решали судьбу революционеров. Известно, что Бандера до своего ареста в 1934 году пять раз задерживался полицией. Это было наказание за нелегальные переходы границ, пропаганду, подозрение к причастности в организации покушений. Впрочем, ему всегда удавалось выйти из рук полиции невредимым.
Показательные суды в Варшаве и Львове над Краевым Проводом ОУН, которые назвали «делом Бандеры и товарищей», должны были стать образцовыми в отношении уничтожения политических оппонентов польского государства. И благодаря Бандере процесс стал триумфом украинского национализма. Его свидетельства на суде перепечатывались в польских и зарубежных СМИ, не лишен был процесс и комичных моментов. Например, подсудимые украинцы встречали Степана Бандеру приветствием «Слава Украине!», когда его вводили в судебный зал, что озадачило публику, которая, вместе с судьями, поднялась в этот момент и, стоя, встретила руководителя ОУН.
Львовская газета «Батьківщина» писала: «Он низкого, маленького роста, худощавый, лицо мальчика, темноволосый, постриженный, одетый в черную одежду. Ведет себя свободно и начинает признания ровным голосом. Мысли выражает в ясной форме, из них видно, что это интеллигентный человек. Его признания производят заметное впечатление. Весь зал с заинтересованностью следит за признаниями Бандеры. Чувствуется, что этот человек абсолютно отличается от большинства подсудимых. На вопросы Бандера отвечает: «Вины за собой не чувствую. Свою революционную деятельность я считал только исполнением своих обязанностей...»
ПРОВОДНИК НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Бандера был не только знаменем украинского освободительного движения, но и реальным его руководителем. В упомянутой биографии Бандера написал о своей деятельности в течение года после окончания гимназии: «я остался в родительском доме, занимаясь хозяйством и культурно-образовательным трудом в родном селе (работал в читальне «Просвіта», руководил театрально- любительским кружком и хором, основал счетное общество «Луг» и был одним из основателей кооператива). При этом я осуществлял организационно-вышкольную роботу по линии подпольной УВО в окружающих селах».
Его активность и рвение удивляли окружение. Бандера возглавил Краевой Провод ОУН не случайно. Сначала он работал в разведывательном отделе, однако очень быстро его перевели в пропагандистский. В задачи Бандеры входила не только пропаганда, но и распространение подпольной литературы и печать новых изданий.
Бандера возглавил пропагандистский отдел в 22 года, в 23 стал заместителем Краевого Проводника, а в 24 — сам стал Проводником. Он не просто выполнял те или иные обязанности, но глубоко вникал во все детали дела. Именно по его инициативе были открыты новые пути транспортировки подпольной литературы через границу, создана подпольная типография и химическая лаборатория. Степан Бандера организовал масштабную «школьную» акцию, которая охватила украинских школьников всей Галичины, и «антимонопольную» акцию, которая была направлена на бойкот широкими слоями населения польского алкоголя и табака. Бандера организовал большую пропагандистскую кампанию в день казни украинских боевиков Биласа и Данилишина, когда во всех церквях, во время казни оуновцев, звонили колокола. Интересно, что Бандера непосредственно, без связных, до последнего момента поддерживал живой контакт с адвокатом осужденных ребят и передавал для них благодарность от Провода ОУН.
Он не только организовывал покушение на советского консула во Львове в 1933 г. и министра внутренних дел Польши Перацкого в 1934 г., но и сам подбирал кандидатуры на исполнителей покушения — Николая Лемика и Григория Мацейко. Когда ему на суде придется свидетельствовать об этом этапе жизни, Бандера скажет: «Вам лучше всего известно, что я знаю, что погибну и известно вам, что мне давали возможность свою жизнь спасать. Живя год с уверенностью, что я потеряю жизнь (Бандера перед этим судом был уже осужден на смертную казнь, которая позже была заменена на пожизненное заключение. — С. Л. ), я знаю, что переживает человек, у которого есть перспектива в ближайшее время жизнь потерять. Но на протяжении всего времени я не переживал того, что переживал тогда, когда посылал двух членов на верную смерть: Лемика, и того, кто убил Перацкого...»
В тюрьме Бандера и далее оставался авторитетом для заключенных. Несмотря на строгие условия содержания, он трижды организовывал голодовки на 9, 13 и 16 дней.
Хотя Бандера был авторитетом для окружающих, на его долю выпали и два раскола в ОУН. Конфликт по линии «мельниковцы-бандеровцы», возможно, и мог быть преодолен, во всяком случае через полгода после раскола Бандера писал письмо к Андрею Мельнику, где призывал последнего к разрешению спорных организационных вопросов, при этом Бандера соглашался признать Мельника Проводником ОУН. Но ответ на это письмо не получил. Еще спустя десять лет возникнет конфликт в среде бандеровцев и выделится группа «двiйкарiв». На этот раз, чтобы преодолеть конфликт, Степан Бандера откажется от поста Проводника, но сама организация в будущем и далее будет выражать ему вотум доверия.
В этих обстоятельствах он еще больше отдается революционной деятельности. Его личный охранник Василий Шушко вспоминал, что во время послевоенной эмиграционной жизни только однажды он с Бандерой ночевал в гостинице. Во всех других поездках Бандера использовал палатку, которая постоянно находилась в их автомобиле — Проводник бережливо относился к кассе организации, которая формировалась из пожертвований рядовых членов.
Более того, семья Бандеры некоторое время проживала в Германии в лесу, в доме без электричества и других бытовых удобств, а детям необходимо было ежедневно проходить через лес шесть километров в школу. Семья Степана Бандеры в то время жила под фамилией Попель и дети, которые много слышали о Бандере, не знали, что это их отец.
Несмотря на такие меры конспирации Служба Безопасности ОУН выявила во всяком случае пять попыток уничтожения Проводника. Успешной стала только шестая.
Бандере пришлось быть Проводником в очень неблагоприятное время — в период II мировой войны и послевоенной эмиграции. Но ему суждено было подготовить знаковые мероприятия, которые будут влиять на дальнейшие исторические события. В первую очередь, Акт восстановления Украинской Государственности (30 июня 1941 года) и организацию походных групп, в которых около 10 тысяч вышколенных людей в считанные дни покрыли организационной сеткой всю Украину. За это Бандера заплатил заключением в концлагерь Заксенхаузен.
В диаспоре бандеровцами было организовано мощное международное движение — антибольшевистский Блок Народов (АБН), которое стало эффективной пропагандистской машиной против советской системы. А с целью воспитания молодых поколений украинцев был создан Союз Украинской Молодежи (СУМ), организация, которая по сегодняшний день является самой многочисленной молодежной организацией диаспоры и воспитала не одно поколение украинцев.
Когда Бандеру на очередной конференции избрали Проводником организации, он просто ответил: «Благодарю! Смертный приговор принимаю». Степан Бандера в то же время верил в особую опеку Бога над ним.
Впоследствии, во время суда над убийцей Бандеры, его старшая дочь Наталья сказала: «Мой незабываемый отец воспитал нас в любви к Богу и Украине. Он был глубоко верующим христианином и погиб за Бога и независимую свободную Украину — за свободу всего мира. Мой блаженной памяти отец, который олицетворял этот великий идеал, останется путеводной звездой всей моей жизни, также жизни моего брата и моей сестры и украинской молодежи».
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ СТЕПАНА БАНДЕРЫ
1 января 1909 г. — в семье отца Андрея Бандеры и Мирославы Глодзинской (Бандеры) родился сын Степан. Он будет вторым из восьми детей супругов Бандер;
Сентябрь 1919 г. — Степан поступает в украинскую гимназию города Стрый;
Весна 1922 г. — от туберкулеза горла умирает мать;
1922 г. — Степан Бандера входит в общественную жизнь — с третьей попытки становится членом Пласта;
1927 г. — заканчивает гимназию и после неудачной попытки выехать на продолжение учебы в Чехословакию возвращается в родное село Старый Угринов;
Сентябрь 1928 г. — вступление в агрономический отдел Высокой Политехнической Школы (Львовской Политехники) и переезд во Львов. В этом же году становится членом УВО;
1929 г. — с момента создания ОУН становится ее членом (с 1931 года возглавляет референтуру пропаганды в Краевом Проводе ОУН, с 1932 г. — заместитель Краевого Проводника ОУН);
1933 г. — назначен Краевым Проводником ОУН;
1934 г. — после убийства министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого арестован, а на Варшавском (1935 г.) судебном процессе осужден к смертной казни, которая замене на на пожизненное заключение. Еще один пожизненный приговор получит во время Львовского процесса (1936 г.). Наказание будет отбывать в самых строгих тюрьмах Польши;
1939 г. — с падением польского государства бежит из тюрьмы и через Львов перебирается в Краков;
1939 г. — в Кракове женится на Ярославе Опаривской — известной деятельнице ОУН. Вместе будут воспитывать трех детей;
Февраль 1940 г. — создает и возглавляет Революционный Провод ОУН;
30 июня 1941 г. — провозглашение во Львове Акта восстановления Украинского Государства, что приведет к аресту нацистами Степана Бандеры и его заключения в концлагерь Заксенхаузен;
1944 г. — пытаясь получить лояльность украинцев, нацисты освобождают Бандеру из Заксенхаузена. С тех пор проживает в Германии;
1945 г. — вместе с Р. Шухевичем и Я. Стецько входит в Бюро Провода ОУН, а с 1947 г. выбирается Председателем Провода ОУН;
1948 г. — отказывается от руководства в ОУН и передает власть оппозиции. Позже, в 1950 и 1952 годах, эта ситуация повторится, но члены организации и далее будут считать его Проводником;
1955 г. — на конференции Заграничных Частей (ЗЧ) ОУН выбирается Председателем Провода ЗЧ ОУН;
15 октября 1959 г. — в Мюнхене от рук агента НКВД Степан Бандера погиб.
Выпуск газеты №:
№104, (2008)Section
Украина Incognita