Славная нежинская ярмарка
«По воскресным дням в нашем городе повелось издавна — и при всякой власти, — добавлю я, заводить торг на всю площадь. С соседних хуторов съезжались селяне, везя живность и овощ, а наши громадяне похаживали меж телег с лукошками и корзинищами, приценивались ко всему, общупывали руками, вступали в торг, а то и просто так вели приятную беседу, длившуюся долгие часы и часто переходившую в драку. Даже в голодные годы воскресные сборища не прекращались». (Ю.Слезкин. «Козел в огороде». 1927 г.)
Это уже закат знаменитого нежинского базара, описанный в двадцатые годы нашего века, за несколько лет до голодомора и кончины украинского хозяйства.
Современные «челноки», закидавшие нежинский, как и прочие рынки, иноземным товаром, сами того не зная, наследуют традиции старого города, отправлявшего купцов своих в далекие страны, умело привечающего иноземных торговцев на своих ярмарках.
Начиная с середины ХVII века ярмарки проводились трижды в году: зимой — Всеедная, летом — Троицкая, осенью — Покровская. Длились они по две-три недели. Да еще дважды в неделю проводились торги.
Все свое великолепие демонстрировал Нежин на этих ярмарках. Трактиры и гостиные дворы заполнялись приезжим людом. Табак, пряности везли из Турции и Болгарии, галантерею — из Германии, меха — из Московии, фарфор — из Лейпцига, бархат, шелк, шерсть, ситец — из Венеции, Кенигсберга, голландское, английское, французское сукно — из Гданьска. Местные греки удивляли колбасами, нежинские и окрестные крестьяне привозили вишни, сливы, арбузы, груши, грибы, табак. С юга доставляли виноград, соль и рыбу везли из Астрахани. Вина предпочитали венгерские и крымские.
За рубеж отправляли золотые изделия, продукцию местных скорняков. С ХVII века славились нежинские огурчики. Ежегодно для продажи заготовляли их более 600 тонн. На продажу шло ежегодно 8 тысяч нежинского табака (завезенный из Голландии, он скоро стал популярен. А название его «махорка» — искаженное «из города Амерсфорта, амофорский табак»).
Князь И.М. Долгорукий, побывавший в Нежине в 1810 году, советовал: «Кто охотник до ликеров, пусть едет сюда: они превосходны; не напрасно хвалится всякими водками Нежин; правда, что нигде таких отличных не делают!»
Во многом торговую славу Нежину создали греки, селившиеся тут со времен Богдана Хмельницкого. Это было крупнейшее на Украине греческое поселение. Благодаря Универсалу Хмельницкого от 2 мая 1657 г. и указам всех последующих гетманов, нежинские греки имели немало льгот: не платили податей (налогов), их автоматически приравнивали к купцам первой и второй гильдии; их освобождали от постоев, дачи войску подвод и военной службы (то есть, они не теряли сынов во время войн и не терпели разорения), вступая в военную службу, пользовались правами дворян. Греческое поселение в Нежине имело свой магистрат. В 1710 г. Петр I подтвердил все привилегии нежинских греков. Остается только понять, с какой целью приезжим грекам дали так много льгот, прежде всего налоговых, позволивших им быстро стать на ноги, утвердить свой бизнес. Почему украинцы не имели налоговых каникул? Неужели недоверие к собственному народу — отличительная черта отечественных политиков всех времен?
Из первых знаменитых нежинских купцов назовем почти забытые имена Ивана Шереметцова и Дмитрия Цыпоева. Последний — из нежинских греков. Иван Шереметцов прибыл в Нежин из родного Севска Орловской губернии и, объединив с Цыпоевым капиталы, решился начать торговлю с Персией. Первым в 1747 г. отправился в дальние земли Цыпоев. Пространствовав 8 лет, он умер в Индии. Через 13 лет узнал о смерти компаньона Иван Шереметцов. Стараясь вернуть свои капиталы, он вступил в соглашение с Николаем Челобитчиковым, отважившимся ехать в Индию.
Путь к индийским рынкам был нелегким: Нежин —Киев — Яссы — Бухарест — Стамбул — по реке Тигр до Багдада — сушей до реки Евфрат — через Персидский залив в Калькутту. Дорога в Индию заняла год. Обратно — четыре. Челобитчиков решил приумножить капиталы, добыв неведомый на Украине товар Кантона (Китай) и Малакки.
Малакку в эпоху средневековья именовали Золотым Херсонесом, сюда в конце ХV века стремился Колумб, не угадав дороги, попал в Америку. Путь к неведомым, почти сказочным торговым городам из Нежина оказался вернее. Сегодня мы можем в полной мере оценить это событие: Челобитчиков стал первым нашим соотечественником, побывавшим в Малакке и Кантоне, оставшись единственным на долгие десятилетия.
В августе 1805 года в Кантоне побывал еще один нежинец — командир «Невы» Юрий Лисянский, совершающий первое российское кругосветное путешествие. Одна из задач путешествия — выявление новых рынков сбыта и закупки товара. В Кантоне, как и прежде, продавали удивительные для славян янтарь и мускус, слоновую кость и сандал, черное дерево и ртуть.
Не просто купцами — отважными, дальновидными, рисковыми — были нежинцы, но мужами с государственным складом ума. Понимающими значение для экономики страны новых рынков Евразии. Из Китая Челобитчиков отправился в Лондон, Лиссабон, Париж. Прибыл, наконец, в Санкт-Петербург с подробнейшим докладом о возможностях отечественной торговли... да и сгинул где-то. Ни о нем, ни о его проекте более ничего не известно. Не появились на нежинском рынке необычные товары Золотого Херсонеса.
Нежин стоит на торговом пути из Киева в Москву, именно это и определило значение города на несколько столетий как одного из основных торговых городов империи. «Нежин не только в Черниговском наместничестве. Но и во всей Малой Руси один такой город, который торговым называться может и который многим великорусским городам в своем торговом состоянии не уступает. В нем не в дни ярмарки, но и во всякое время всякие товары, нужные для дому. И житейские вещи сыскать можно». (Историк XVIII в. А. Шафонский). Более всего торговали нежинцы с Турцией, Польшей, Москвой. Как, впрочем, и сегодня.
Со второй половины XIX в., когда появились новые торговые центры Украины, нежинская ярмарка имела большое местное значение. «Было время и в этом грязном, незначительном ныне городишке текла жизнь. Остались одни воспоминания о былой славе» (Л. Слуцкий, конец XIX века).
В последние годы пытаются восстановить торговый статус города. Возобновили проведение осенней Покровской ярмарки. Правда, длится она всего один день. Изысканные импортные товары сменил традиционный «челночный» ширпотреб. Зато приезжают мастера и торговцы (скоро ли назовем их купцами?) из Киева, Полтавы, Коломыи, Миргорода.