Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Под покровом тайны

Что нам известно о Максиме Зализняке?
02 февраля, 19:00
МАКСИМ ЗАЛИЗНЯК (В ЦЕНТРЕ) ПРИНИМАЕТ ЯРЕМУ ГАЛАЙДУ В ГАЙДАМАКИ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ВАСИЛИЯ КАСИЯНА К ПОЭМЕ ШЕВЧЕНКО «ГАЙДАМАКИ»

Окончание. Начало читайте: «День» №10

В другой своей работе «Максим Железняк» Голобуцкий утверждает, что Максим Зализняк родился в селе Ивковцы, тогдашней «Польской области», а ныне Чигиринского района Черкасской области. Голобуцкий так описывает биографию Максима Зализняка: «Максим Железняк был сыном крепостного крестьянина из села Ивковец Чигиринского староства. Максиму было 13 лет, когда он остался сиротой, без всяких средств к жизни. Еще в раннем детстве он слышал много рассказов о Запорожской Сечи, об отважных запорожцах. Теперь, в тяжелый для него час, Максим решил отправиться на Запорожье. Тут, правда, многое оказалось не таким, как в рассказах. Максиму пришлось испытать тяжелую, полную лишений жизнь запорожского серомахи».

Об Ивковской версии утверждается в таких трудах, как:

1. Хрестоматия из истории Черкасщины. «Наш рідний край». На стр.176 там отмечено, что «Одним из руководителей был запорожский казак Максим Зализняк. Он родился в с. Ивковцы, вблизи большого села Медведевки (Чигиринского района Черкасской обл.). С молодых лет батрачил Максим Зализняк на Запорожье и в Очакове».

2. Известный краевед П. Соса в статье «Народний гнів з Холодного Яру» говорит: «Это был среднего роста, широкоплечий, сероглазый мужчина с темно-русым оселедцем, заброшенным за правое ухо. Родился Зализняк, как утверждают исследователи Мордовцев и Скальковский, на хуторе Ивковцы недалеко от с. Медведевки (ныне села Чигиринского района) в семье крестьянина».

Надо заметить, что населенный пункт Ивковцы в XVIII в. имел статус села, не хутора. В упоминании от 1762 г. говорится, что церковь в с. Ивковцы есть, и священник Прокопий «к унии не переходил». С. Ивковцы как в XVIII в., так и до и после Колиивщины относилось к казенным землям, так называемой «крулевщины». Поэтому утверждение, что М. Зализняк был «из мужиков» (в значении крепостных) приобретает несколько иное содержание. М. Зализняк был выходцем из крестьянской (казацкой) семьи, которая проживала на землях, управляемых старостой. Они не были собственностью старосты или определенного шляхтича — эти земли вместе с населением принадлежали «короне».

Как ни парадоксально звучит, но в паспорте Медведевского спомника о М. Зализняке отмечено: «Максим Зализняк, народный герой, руководитель народного восстания Колиивщины родился, вероятно, в 1740 г. в с. Ивковцах...» Несмотря на это и далее сотрудники краеведческого музея в с. Медведевка продолжают утверждать, что М. Зализняк родился или в их селе, или на хуторе Калиновка, что между Медведевкой и Ивковцами». Ни одного научного подтверждения связи М. Зализняка с Ивковским хутором «Калиновка» мы не находим.

Из вышеупомянутого видно, что на сегодняшний день как в украинской, так и зарубежной историографии нет единства в отношении места рождения М. Зализняка.

Если взглянуть, чем руководствуются сторонники той или иной версии, какова база источников этих версий, то становится понятно, что основываются они на двух документах:

Рапорт атамана Тимошевского куреня Василия Коржа от 2 июля 1768 г. и протокол допроса Максима Зализняка в Каргопольском карабинерном полку от 26 июля 1768 г.

Оригиналы этих документов хранятся в Центральном государственном историческом архиве Украины в г. Киеве.

Рапорт атамана Тимошевского куреня Василия Коржа впервые опубликован В.А. Голобуцким в вышеупомянутом труде «Максим Железняк» в 1960 году в Москве тиражом 30000 экземпляров. В связи с тем, что приведенный труд Голобуцкого В.А. стал раритетом (он отсутствует даже в Национальной библиотеке им. В.И. Вернадского) мы считаем нужным, во второй раз (проверив его наличие в фондах ЦГИАК Украины) опубликовать текст рапорта атамана Тимошевского куреня.

Рапорт атамана Тимошевского куреня о Максиме Зализняке от 2-го июля 1768 г.

Получаем следующую информацию:

«Счислясь при курене Тимошевском, родился Польской области:[т.е. на Правобережной Украине] села Ивковец, Максим Жализняк с прихода своего годов с пять находшся на Заработках в услужении, а в 762 году, как отсель отлучился, проживал аргатуя (на заработках за пределами Запорожья) в Очакове, отколь всяким промыслом бадался (занимался). По бытности же в 762 году, подпушкарем, как з Сечи отлучился, находился по низу между козаками [т.е. промышлял на рыбных промыслах в дельте Днепра], потом в турецком городе Очакове находился в шинковом промысле, где будучи обходился ли честно или нет — за отдаленностью не знаем...»

Протокол допроса Максима Зализняка в Каргопольском карабинерном полку от 26 июля 1768 г. опубликован в сборнике документов «Гайдамацький рух на Україні в ХVIII ст.» под номером 207 на стр. 359.: «1768 году июня 26 дня между пойманніми при местечке У [мани] запорожскими казаками называемой полковник Зелезняк допра[шиван], на до]просе показал следующее:

Вопрос. «Как тебя зовут, чей сын и празванием, какой веры и с какого звания, где жительство имеиш?»

Ответ: «Зовут меня Максимом Иевлев син, Зелезняк, веры греческого исповедания из мужиков, жительство прежде имел я польской области Чегиринской губернии в местечке Медведевке, а потом, по смерти отца, пошел в Запорожскую Сечь тому уже назад пятнадцать лет, а из оной же области в монастыре Мотроневском, в который я пришол прошлого году в ноябре месяце».

По мнению П. Мирчука, для большинства исследователей неубедительной является информация, записанная российскими следователями в признаниях самого Зализняка. «Нет сомнения, что М. Зализняк, пытался, как и все другие пленные, давать российским следователям неправдивые данные о своем рождении и о своем прошлом». Максим понимал, что в случае попадания протокола в руки поляков, ни один его родственник не останется среди живых.

Интересно, что в трудах части исследователей Колиивщины прослеживается сочетание информации из двух документов без упоминания о с. Ивковцы наподобие: «Руководитель Колиивщины — гайдамацкого восстания 1768 года родился в городке Медведевка на Черкасщине. После смерти отца 13 – летним юношей пошел на Запорожье, где был приписан к Тимошевскому куреню. Работал на рыбных промыслах на Днепре. Некоторое время батрачил в Очакове»... Непонятно, по какой причине часть информации из рапорта куренного атамана постоянно признается, а другая сознательно остается без внимания.

Что касается возраста Зализняка, то существуют разногласия по этому вопросу. Так, в протоколе допроса Максима Зализняка (на полях листа), отмечено, что ему 28 лет. Т.е. он родился около 1740 г. П. Кулиш же отмечал, что «Не старый еще мужчина, лет может сорока, а может и больше. Вероника Кребс (девичья фамилия Младанович), дочь губернатора Умани Младановича, вспоминает о М. Зализняке так: «Железняк присматривался к нам в течении нескольких минут. Я припоминаю себе несколько его физиономию; судя по всему, это был обыкновенный разбойник». Мы делаем вывод, что стоит верить протоколу допроса М. Зализняка, и возраст Максима был около 30 лет, хотя, в силу сложных условий жизни, он мог иметь вид и сорокалетнего мужчины.

Вследствие многократного некритического использования авторами справочной литературы, историками, авторами школьных учебников утверждение о рождении Максима Зализняка в с. Медведевка, превратилось в установленный факт. Т.е. без надлежащего обоснования и подтверждения доказательствами, произошла замена термина «проживал» на «родился». Что привело к однозначной поддержке «медведевской» версии, а среди общественности утвердилось мнение, что действительно Зализняк является уроженцем Медведевки.

По нашему мнению, проблема исследования места рождения М. Зализняка должна базироваться только на анализе первоисточников, каковыми являются архивные документы: рапорт атамана Тимошевского куреня о Максиме Зализняке от 2 – го июля 1768 г. и протокол допроса М. Зализняка в Каргопольском карабинерном полку от 26 июля 1768 г. Именно на основании этих документов, мы можем утверждать, что местом рождения М. Зализняка является с. Ивковцы Чигиринского района, хотя со временем он «жительство имел» в местечке Медведевка. Следует объективно рассмотреть возникшую проблему и хотя бы отдать должное месту рождения человека, который в последний раз в истории Украинского казачества встал на защиту «вольностей казачьих и веры греческой». В связи с полученными выводами, предлагаем пересмотреть экскурсионные маршруты музея «Холодний Яр» и оказать должное уважение родине Максима Зализняка — селу ИВКОВЦЫ.

Р.S.

Редакционная коллегия Универсального словаря — энциклопедии (К.: «Ірина», 1999. — 1551 с.) даже не нашла несколько строк для размещения в таком «важном» издании информации о Максиме Зализняке (!).

Посвящаю светлой памяти Нимченко Якова Митрофановича — настоящего краеведа и достойного сына Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать