Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евгений Марчук: Четверть века независимости на фоне войны с Россией – это же тема для Шекспира

19 августа, 16:39
Фото из архива "Дня"

К празднованию 25-й годовщины Независимости Украины вместе с друзьями и сторонниками нашего государства готовятся и ее враги. Президент Украины Петр Порошенко во время поездки на Львовщину заявил, что вероятность наступления России «по всем азимутам» и дальше существует и поручил руководителю Генерального штаба Виктору Муженку контролировать ситуацию в зоне проведения АТО на месте.

Первым публично обратил внимание сограждан на то, что в канун знаменательного для нас праздника «враг не спит», экс-председатель СБУ, представитель Киева в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы по Донбассу генерал армии Украины Евгений Марчук.

«Для России символизм 25-й годовщины Независимости Украины - это своеобразная опасность, опасный пример для нее самой и для ее нынешних сателлитов. На мой взгляд, Россия готовится отметить 25-ю годовщину Независимости Украины, возможно, даже так, как она это сделала в 2014 году, только с некоторыми поправками на нынешние реалии. Думаю, что в России уже разработан и задействован план, как не только испортить, но и как сорвать празднование 25-й годовщины Независимости Украины», - написал он на своей странице в соцсети.

Вопросы оперативного совершенствования подготовки обороны Украины и комплексного противодействия агрессии Кремля в эти дни обсуждались и на экспертном «круглом столе» в Укринформе, участником которого был Евгений Марчук. После него он согласился ответить на вопросы корреспондента агентства.

СЛЕДУЕТ СОХРАНЯТЬ ВНИМАТЕЛЬНОЕ СПОКОЙСТВИЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТМЕТИТЬ ЭТО ПРАЗДНИК

- Евгений Кириллович, ваш пост в Фейсбук прозвучал довольно апокалиптично...

- Это абсолютно неправильный акцент! Там нет ничего апокалиптического, а просто предупреждение, что надо быть готовыми.

- Объясните пожалуйста, что вы имели в виду?

- Я не могу раскрывать все, иначе тогда я действительно буду пугать. Но я хорошо знаю русскую ментальность и то, как действуют их спецслужбы. 25 лет Независимости Украины - это серьезный символ, поэтому я стопроцентно уверен, что они постараются сорвать празднование!

Поэтому, если вы помните, я написал, что многое зависит от граждан, и что желательно, чтобы на эти два-три дня каждый человек почувствовал себя добровольно мобилизованным. Но я имел в виду мужчин, а в СМИ перевели «каждый человек», то есть получилось, что и мужчины, и женщины, и дети.

- Как мы должны подготовиться к возможным провокациям на праздновании? Не идти на парад?

- Нет, наоборот! Россия как раз этого и хочет, чтобы люди боялись и не шли на праздник, чтобы на День Независимости к нам не приехали известные политики, лидеры крупных политических партий и государств.

Поэтому сейчас многое будет зависеть от того, как люди, общественные организации, даже оппонирующие между собой политические партии, отнесутся к этому празднованию. Речь же идет не только о 24 августа и параде, но и о 19-м - день «ГКЧП», и 22-м и 23-м.

Учитывая это, эксперты, которые разбираются в этих делах, - и себя я тоже к ним отношу, - с одной стороны, акцентируют внимание общественности, но больше органов власти на необходимости подготовки к возможным провокациям.

А с другой стороны, я же это написал, возможно, несколько преувеличивая не только для своих, но и чтобы русские прочитали, потому что меня они читают - не все, но те, кому надо - и также уяснили, что мы догадываемся об их планах и готовимся дать им отпор.

Кстати, они на это уже отреагировали - начали мне присылать разные угрозы.

- А чем вам угрожают?

- Я не буду повторять их глупости, ибо они действуют под видом троллей под разными интервью, но это такие профессиональные тролли.

То есть для России очень важно испортить нам празднование, причем необязательно какой-то военной операцией. Я, откровенно говоря, не думаю, что Россия сделает что-то такое, что будет очень легко расшифровать, что это ее рук дело, потому что на такие очевидные вещи Путину сейчас невыгодно идти. Однако их поле для «творчества» с целью испортить нам праздник невероятно широкое. Но не надо из-за этого во время праздников нервничать и с подозрением на все смотреть. Следует сохранять спокойствие, но внимательное - когда-то это называлось нормальная бдительность, и обязательно в любой форме отметить этот праздник независимо от того, где вы живете - в селе, на хуторе, в райцентре или в большом городе. Ведь независимая Украина встречает 25 лет, четверть века, сражаясь с гигантом, с Россией, с соседом - это вообще тема для Шекспира! Поэтому, понятное дело, каждому надо как-то проявить свою позицию.

- А если кто-то собирается в этот день копать картошку?

- (Улыбается). Этот вопрос пусть каждый решает сам. Хотя копание картошки тоже может действовать успокаивающе. Но это другая тема.

СЕЙЧАС КАК РАЗ ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА ПОВЕДЕНИЕ ВСЕМ ДОЛЖЕН ДИКТОВАТЬ ВНУТРЕННИЙ РАЗУМНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

- В контексте празднования вы упомянули о наших политических силах. Но они каждую ситуацию пытаются использовать в свою пользу, иногда во вред государству. Как мы можем это предотвратить и как различить - где патриотизм, а где политическая игра?

- Различить можно по результатам. Просто надо, чтобы в это время в любых решениях преобладал разум. Лучше всего сделать так, чтобы Россию брали завидки, а не организовывать акцию, которая будет выглядеть ультра-патриотично, но в целом ущерба для Украины от нее будет больше, чем пользы.

- Как вы считаете, наши политики это осознают?

- Я не знаю, кто из политиков как рассуждает. Но я исхожу из того, что если кто-то именно в эти дни, не осознавая, будет делать глупости, тогда надо будет давать этому широкую политическую оценку. Причем это должна делать не только власть, но и общество на всех уровнях, потому что последствия глупой акции вроде той, которая произошла между Генпрокуратурой и НАБУ, могут быть очень негативными. И об этом надо думать заранее.

Сейчас как раз тот случай, когда внутренний разумный патриотизм должен диктовать поведение всем - и лидерам партий власти, и оппозиции.

С одной стороны, хорошо, что не все общество живет в состоянии войны, а с другой стороны, это плохо, потому что реально идет война, а это означает, что враг действует и в тылу, а не только на передовой. И общество постепенно надо приучать к этой мысли.

Я даже в одном интервью озвучил предложение парламенту начинать каждое заседание 10-минутным репортажем с передовой: два-три интервью, потери вчерашнего дня, какие сегодня существуют проблемы. Тогда будет проекция относительно того, где надо объединяться или хотя бы не мешать.

Нынешний период сложный и с точки зрения политической жизни, и дни, связанные с 25-летием Независимости, это тоже продемонстрируют. Безусловно, очень многое с точки зрения оценки будет зависеть от медиа. Тут уже, в моем понимании, журналистская отстраненность абсолютно неприемлема. Нейтральность ВВС уместна где-то там в спокойных Британии или Швейцарии, а у нас, я думаю, журналисты должны отстаивать четкую украинскую позицию. И понятное дело, что не нужно разогревать какие-то подозрения или тем более пугать людей.

- Но Россия же продолжает все громче бряцать оружием. Мы должны воспринимать это как психологическую атаку или как военную угрозу?

- Сейчас такое время, когда может быть и одно, и второе. Вы же помните, что Путин сказал о «крымских диверсантах»: «Мы этого так не оставим». Что они будут делать - это другой вопрос. Будут ли это действия военного характера? Скорее всего, нет, но и действия невоенного характера могут быть не менее серьезными.

Я думаю, что фронтального наступления России не будет, и сейчас она больше нацелена на подрыв внутренней стабильности Украины и с политической, и с экономической точки зрения. Поэтому и нужно, чтобы как раз в это время у каждого проявилось это понимание, что мы находимся в состоянии войны, хотя его лично она, возможно, и не коснулась. Ведь сколько из-за нее появилось могил по Украине? Более десятка тысяч! Это же у нас, в Украине, погибли мирные жители и наши воины - молодые мужчины, ребята, нельзя забывать об этом! Хорошо, что в Киеве мирно и спокойно, но это в том числе и благодаря им.

А вспомните, сколько Служба безопасности раскрывает диверсионно-разведывательных групп в глубоком тылу, а не на передовой - там само собой. И это только те, о которых она сообщает. Это тоже реалии сегодняшнего дня.

- Бывший начальник Генштаба ВСУ Анатолий Лопата на «круглом столе» говорил, что сейчас самым горячим направлением является Мариупольское, потому что Россия будет пробивать сухопутный коридор к Крыму. Вы с ним согласны или считаете, что сейчас горячее всего в другом месте?

- Так нельзя говорить, потому что последний месяц горячо везде. Даже те участки на линии соприкосновения в районе Луганской области, которые были более-менее спокойными, сейчас все горячие.

Анатолий Лопата как сугубо военный человек мыслит, какое направление для России стратегически важное, и в этом смысле относительно Мариуполя он прав. Но, я думаю, что она сейчас не пойдет на прорыв коридора, потому что для этого нужно идти в наступление, задействовать авиацию, артиллерию, чтобы «перемолоть» весь этот коридор, но он все равно будет узким. Кроме того, у нас уже там есть все свое - артиллерия и так далее, не говоря о том, что там заминировано то, что надо. За два с половиной года наши военные подготовились очень серьезно, поэтому если Россия и рискнет пробивать коридор, она понесет огромные потери, поэтому это не будет неожиданностью для Украины.

Поведение России в течение последних двух лет показало, что ее нельзя прогнозировать с точки зрения здравого смысла

К тому же, какую бы авиацию и вооружение Россия там не использовала, но потом этот узкий коридор надо удержать, а в состоянии военной операции это очень трудно, потому что боевые действия с нашей стороны будут абсолютно оправданы.

Поэтому, я думаю, что сейчас они на это не пойдут, хотя ничего нельзя исключать, потому что поведение России в течение последних двух лет показало, что ее нельзя прогнозировать с точки зрения здравого смысла.

Кроме того, за последние примерно полтора-два месяца настолько возросло напряжение, что какая-то ерунда может запустить в действие механизмы, которые потом даже сами политики не смогут удержать.

Например, эта так называемая диверсионная акция якобы украинских террористов - кто мог ее предвидеть? То, что это не украинские спецслужбы делали, я знаю с достоверностью 1000 процентов. Даже еще когда я не знал этого достоверно, просто из анализа это выглядело как глупость. А это же живые люди, выкрали их или не выкрали, или как там все было, сейчас трудно узнать, но все равно со временем это станет известно.

Но даже если Россия каким-то способом это дело подтолкнула, видите, к чему это привело - заявления о «нападении на российскую территорию, погибли российские военные». Кто это прогнозировал за день до того? Никто!

Это я веду к тому, что при таком уровне напряжения прогнозировать, что, мол, все будет хорошо и даже то, что я говорю, - что не будет прорыва, крайне сложно. Да, с точки зрения здравого смысла, военных подходов, международной оценки поведения России этого не может быть. Но какая-то глупость - или случайная, или подобная той, о которой я только что сказал, - может запустить такую динамику развития ситуации, которая может повести куда угодно.

Вот почему я предупреждал, что нужна нормальная бдительность. Я, правда, сказал, что на два-три дня, чтобы отпраздновать, утереть соседу нос и показать, что 25 лет Украина независимая и трудно, с кровью, идет по пути от России - даже не параллельно, не на сотрудничество, а от нее - в европейском направлении.

- А когда можно будет расслабиться?

- Трудно сказать... Поскольку де-факто идет война, действуют диверсионные группы, и мы не знаем, сколько где чего заложено. Существуют определенные технологии проведения различных спецопераций, есть так называемые замороженные группы. Где-то там спрятаны боеприпасы, взрывчатка, оно себе лежит, и об этом знает два-три человека, которым сказали «только по сигналу такому-то сделать то-то». И они могут быть замороженными полгода, год, два - мы этого не знаем.

То есть эта война такова, что территориально она будто и на Донбассе, а де-факто по всем параметрам это война с Россией.

ВЕСТИ СЕБЯ «ПО-ХУЛИГАНСКИ» И ДАВАТЬ ВРАГУ ПОВОД ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО ПРОТИВ СЕБЯ СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ

- В этом контексте надо ли нам бояться заявления Путина о возможном выходе из «нормандского формата» в связи с последними крымскими событиями?

- Бояться не надо, но следует действовать с разных сторон, хотя у нас не такой большой арсенал возможностей.

Как известно, Олланд и Меркель в разговоре с Порошенко подчеркнули важность продолжения работы в «нормандском формате». Но я обращу внимание: Путин не пошел на разговор с Порошенко, по крайней мере, мы об этом не знаем. Я думаю, что если бы разговор был, то сейчас у них уже не тот уровень отношений, чтобы договориться и не давать этого в прессу. И даже если бы мы это скрыли, то службы Путина сообщили бы.

Значит, разговор не состоялся, а это плохо, потому что Путин этим демонстрирует, что он - в данном случае по этому вопросу - игнорирует украинского президента.

Любые контакты, какими бы они не были сложными, что бы там кто не говорил, как бы не осуждали их ультра-патриоты, но это лучше, чем их отсутствие.

- Кто и как, по вашему мнению, может повлиять на Путина, чтобы удержать его в «нормандском формате»?

- Мы уже слышали позицию Олланда и Меркель и затем заявления Лаврова после переговоров с Штайнмайером, что Россия не заинтересована в разрыве дипломатических отношений с Украиной. Позиция США относительно этого тоже известна, поэтому практически весь арсенал влияния, чтобы удержать Россию в этом формате, задействован.

К тому же, с точки зрения внутренних политических интересов и Олланда, и Меркель, потеря «нормандского формата» будет серьезным репутационным ударом, потому что тогда их избиратели спросят: а зачем же они морочили им голову, а главное, накладывали санкции на Россию. Ведь бизнес - и немецкий, и французский - понес из-за этого частичные потери, поэтому если «нормандский формат» будет отменен или заблокирован, там сразу найдется много сторонников их отмены. Поэтому лидеры этих стран выразили свою позицию однозначно, и я думаю, что это является своеобразным давлением на Путина.

Но, видите ли, этим своим заявлением он создал такую картинку, что вы теперь меня просите, чтобы я согласился остаться. А этим, а также сближением с Турцией, военной базой в Иране, Путин хочет продемонстрировать лидерам ведущих стран, что «я - мировой игрок, и если вы хотите обойтись без меня, то у вас будут проблемы».

- А что в этой ситуации зависит от Украины?

- В этом смысле у нас очень непростая ситуация, и надо определиться, как нам вести себя, в том числе с той же Россией. Мы же не должны быть такими детскими ультра-патриотами и кричать, что мы ее победим. В военном плане Россия в несколько раз нас опережает. Обычно здесь сразу применяют такой аргумент, как партизанская война и тому подобное. Правильно, но мы не можем брать курс на то, что в военных конфликтах мы Россию победим. Такой логикой нельзя руководствоваться, мы должны распространять другую - что мы и наши Вооруженные Силы должны так подготовиться, что если Россия рыпнется, то она понесет огромные потери.

Одно дело, что патриотически настроенные граждане или политики могут говорить, мол, дайте нам только команду, и мы освободим Донбасс и Крым. Но реалисты должны понимать, что при таком уровне напряжения уже нельзя вести себя «по-хулигански» и давать врагу повод использовать это против себя. К тому же, надо учитывать, что нас поддерживает большая международная коалиция, а ее члены имеют ответственность и перед своими избирателями, не говоря уже о публичной стороне дела.

Поэтому все это надо учитывать, но вместе с тем нельзя ничего не делать, потому что, мол, работают большие величины, и мы тут мало на что можем повлиять. Нет, мы на многое можем влиять - это разного рода непубличные контакты, экономические проекты.

Предположим, нам важно, как поведет себя Китай? Очень важно! А у нас с Китаем есть экономические проекты? Есть. А они развиваются? Нет, замороженные. А почему? И так далее.

Вот почему я и говорю, что у нас очень много работы.

Надежда Юрченко, Киев.

Источник: УКРИНФОРМ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать