Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Виртуальная экскурсия для бабушки

или Временная интеграция в королевский мир
03 апреля, 11:29
ИМЕННО «КАРЕТА КОРОНЫ» СОПРОВОЖДАЛА КОРОЛЕВУ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВО ВРЕМЯ ЕЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ВИЗИТА В ПОРТУГАЛИЮ

Моя бабушка всегда чувствовала сентимент ко всему королевскому. Ей нравилось читать исторические романы о монархах, по несколько часов разбираться в генеалогических деревьях династии Тюдоров или Бурбонов, а затем ловить где-то по дому маленькую меня и долго пересказывать все прочитанное. Ее рассказы, конечно, имели большое влияние, потому что, пока у других детей любимым героем был Котигорошко, все мои мысли тяжелая судьба Марии Стюарт.

И хотя биографию Екатерины II я изучила на зубок, включая всех ее фаворитов, бабушку всегда неудержимо тянуло на запад. В нашей семье больше обсуждали английскую, испанскую или французскую короны, чем территориально и исторически более близких к нам российских царей. «Очевидно, потому что они интересны», — думала я в детстве. «Очевидно, потому бабушка таки имела вкус», — с улыбкой думаю я сейчас. Действительно, если посетить Эрмитаж и Версаль, разница становится очевидной. И ничего не поделаешь.

Сегодня, в условиях карантина, моя бабушка, как миллионы других бабушек и дедушек, к сожалению, оказалась оторванной от жизни. Она не выходит из дома, забирает продукты под дверью и здоровается с нами через окно. То есть мы стоим на футбольном поле во дворе, а бабушка машет нам с третьего этажа. И из-за этого недостатка общения ей, наверное, иногда становится грустно и страшно.

Но я здесь для тебя подготовила один королевский рассказ, некое интеллектуальную развлечение. Все как ты любишь. Осенью я побывала в самой западной стране Европы и собрала там кучу впечатлений, о которых, по приезду, не успела рассказать. Классика жанра, правда? Беседовали же с тобой все это время о делах, политике и всякой обыденности, а на королевское времени не было. Теперь времени у нас достаточно, поэтому устраивайся поудобнее, ведь мы отправляемся на экскурсию в один из Лиссабонских музеев.

Национальный музей карет считается одним из старейших и наиболее популярных музеев Лиссабона. Ежегодно его посещают примерно 200 000 человек со всего мира. Это и не удивительно, поэтому несмотря на определенный скепсис, мол, чем привлекает туристов музей, посвященный только каретам, коллекция транспортных средств прошлых веков там собрана просто роскошная.

Сама экспозиция разделена на две части. Первая находится в здании бывшей конной школы конца XVIII века, где огромный и пышно украшенный зал постоянно отвлекает тебя от самых карет. Так всегда происходит и в замках, где рассмотреть отдельные детали интерьера не получается, оцениваешь картинку в целом.

Однако основная часть экспозиции ждала меня в модернистской новостройке, построенной в 2015 году. По замыслу бразильского архитектора Пауло Мендес да Роша новый музей должен выглядеть минималистично, чтобы глаз не мозолили фрески или лепнина на стенах. И у него прекрасно получилось воплотить свой замысел в жизнь, ведь хорошее освещение и окружающий аскетизм заставляет рассматривать каждый узор на каретах. Поэтому, наверное, я и провела в музее добрых 3 часа.

Нам с бабушкой всегда нравилось вычитывать, высматривать и обсасывать именно быт монархов со всеми его изысканными мелочами. Что ели, как развлекались, какие имели предметы туалета и дарили друг другу. Те все отдаленные во времени и пространстве, непонятные, таинственные и от того очень привлекательные детали королевской жизни. О них можно что-то додумывать и фантазировать, составляя некие сказки на реальной историческом основе.

Кстати, о деталях. Одним из самых редких предметов в экспозиции является карета Филиппа II (короля Португалии) или Филиппа III (на испанский лад). В ней король приехал в Португалию аж из Мадрида в 1619 году. И вот что интересно, посетителей не впечатлило, что это самая старая карета в коллекции, она является наименее комфортной, так как от ветра монарха защищали только массивные шторы. Всех удивило тогдашнее ноу-хау: карета имела отверстие в сиденье, чтобы король мог справлять нужду прямо в дороге. Согласитесь, у этих королей все было не только красиво, но и эргономично.

Вторая по древности карета принадлежала кузине французского короля Людовика XIV, известного также как «Король-солнце». Мария-Франциская Савойская была женщиной своенравной и амбициозной и вписала себя в историю как жена двух братьев-королей. В юности она вышла замуж за португальского короля Афонсу VI, который очень скоро потерял интерес к жене и стал ее избегать. Но королева долго не скучала и влюбилась в младшего брата своего мужа, будущего короля — Педру II. В конце концов, обиженная женщина тайно обьединилась с любовником против короля, и впоследствии, заручившись поддержкой народа, они отстранили Афонсу VI от власти и отправили его на Азорские острова. В 1668 году, получив официальное разрешение на развод от Папы римского, любовники поженились и руководили страной вместе. А мораль какова? Не нужно пренебрегать молодой женой, даже если ты король.

ЖЕМЧУЖИНОЙ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ «КАРЕТА ОКЕАНОВ» (В ЦЕНТРЕ)

 

«Карета обмена принцесс» также привлекает внимание из-за своего необычного названия, в котором скрывается целая история. В 1729 году на границе Португалии и Испании состоялся обмен принцесс. Тогда португальскую инфанту Барбару Брагансы выдавали замуж за будущего короля Испании, а испанскую принцессу Марианну Викторию (одну из претенденток на роль жены Петра I) — за наследника португальского престола. Так карета отправилась к границе с одной принцессой, а вернулась уже с другой.

Бесспорно, жемчужиной музейной коллекции является «Карета Океанов», которая своим сиянием и роскошью чуть не сбивает тебя с ног. Зачем монарху Жуану V нужна была подобная помпезность? Чтобы продемонстрировать миру последствия ограблений своих заморских провинций? Впрочем, когда узнаешь цель создания подобной красоты, перестаешь удивляться. Карету изготовили в 1716 году специально для визита португальского посольства в Ватикан. А, как известно, король Жуан V отличался страстной любовью к католической церкви, подкрепляя свою преданность щедрыми пожертвованиями Святому Престолу. Со временем папа Римский предоставил Жуану V и его наследникам титул «Его Честнейшего Величества», который по своему значению переводится как «самый преданный (католической церкви) король». Этим титулом португальские монархи пользовались два века, до 1910 года, так что, оказывается, старания Жуана V были не напрасны.

И последнее — в музее представлена карета, которой пользовался до сих пор живой и, вероятно, самый известный и самый мощный монарх современности — Елизавета II. В 1957 году именно «Карета короны» сопровождала королеву Великобритании во время ее официального визита в Португалию. Видишь, даже в этой карете сама Елизавета II ездила, а теперь я у нее стою!

Казалось бы, все кареты, представленные на фотографиях, похожи между собой и от общего количества золота и бархата может закружиться голова. Послевкусие как у блюда из многих ингредиентов. Но действительно каждая из карет является уникальным произведением искусства и каждая может похвастаться захватывающей историей королевских интриг, бракосочетаний, сплетен и побед. Главное — уметь эти истории слушать.

Ну, как тебе, бабушка, понравилась наша онлайн-экскурсия? Потому что мне эта временная интеграция в королевский мир хорошо подняла настроение. Изысканные мелочи делают наш неидеальный мир лучше, ярче и каким-то упорядоченным. Хотя бы и во время карантина.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать