Укрытие наизнанку
Галерея «ЧервонеЧорне» представила новый проект художников Владимира Будникова и Власты Ралко о том, что может спасти нас от катастрофы и исчезновения, — если не физического, то ментальногоЛетом художники приняли участие в арт-резиденции в Каневе, которую организует комплекс «Княжая гора». Итогом стал проект «Укрытие». Это — серия картин и арт-книга, представленные во время форума X ART-KYIV Contemporary, который в начале октября прошел в «Мистецькому Арсеналі».
Работы Будникова и Ралко провоцируют ураган эмоций, от восторга до злости. Ядерные взрывы, которые рисует Владимир Будников, заполняют все пространство полотна, как будто сметают человечество с его тревогами и распрями. Яркий розовый, который часто использует Влада Ралко, это — и цвет заката солнца, и, определенным образом, цвет опасности. «Тревога истощила настолько, что захотелось хотя бы на некоторое время спрятаться не только от войны, но и от мира, который не устает подпитывать нашу войну. Но откуда именно надвигается опасность? Мир стал враждебным, потому что постоянная угроза большой войны слишком долго испытывает его», — утверждают Будников и Ралко в собственном тексте к проекту.
Толчком к созданию работ стали трафаретные надписи «Укрытие» на стенах домов, направляющие в бомбоубежища. «Эти надписи ассоциируются с каким-то советским бытом, учениями по гражданской обороне. Подумалось, что в мире напрасно искать какое-то укрытие. Нет гарантий безопасности. Поэтому время взрослеть, менять что-то в нас самих и в нашем восприятии этого опасного, но прекрасного мира», — рассказывает историю проекта Влада Ралко.
Проект «Укрытие» хочется назвать безжалостным, ведь с жестокой прямотой художники указывают человеку на его слабость. И, в то же время, безжалостный — тот, кто не имеет жала, сам беззащитный, потому что высказывается прямо и не прикрывается хитрыми словами. Откровенность становится оружием, которое лишает владельца укрытия, отсекает возможность игнорировать приближение взрыва-катастрофы дальше. «Этот проект очень о настоящем, — убежден критик и куратор современного искусства Константин Дорошенко. — Когда художники начинали создавать «Укрытие», Украина уже год находилась в состоянии войны и сложных ожиданий. Но этот проект вырывается из украинского контекста, потому что он — обо всем мире. О вещах, среди которых живут люди, и даже не замечают их. Или пытаются не замечать. А именно — о потере веры в то, что какое-либо укрытие возможно. Люди, наверное, единственный в мире биологический вид, который уничтожает сам себя. И людям следует понять: если они себя уничтожат, красота планеты и природы не исчезнет. От нас зависит — останемся ли мы здесь с возможностью созерцать друг друга, мир, природу и искусство. Или все завершится планетарным катарсисом, ядерным взрывом, который будет красивым, с точки зрения бытия, но уничтожит нас».
Спасение художники предлагают искать в пустоте. Место труда в Каневе для Будникова и Ралко стало чем-то наподобие уединенной лаборатории и убежища. «Во время работы там словно попадаешь в пустоту укрытия, где возможность говорить в тишине кажется параллельной бунтующей реальности. Следовательно, имеем один-единственный выход — попытаться соскользнуть назад, внутрь, в пустоту начала и бездеятельности, где неопределенность еще не превратилась в растерянность и безразличие, а наоборот, означает потенциальное действие и способность различать, опознавать, определять вещи», — объясняют Владимир Будников и Влада Ралко в своем тексте.
В поисках укрытия и безопасности мы прячем человеческое, честное и откровенное глубоко в себя — чтобы никто не догадался о нашей чувствительности и не воспользовался ею. Но сейчас, вероятно, время убрать высокомерие и достать эти наши «слабости» из тайника где-то в сознании. Укрытия все равно нет. И именно человечность способна спасти нас от катастрофы и исчезновения, — если не физического, то ментального.
Выпуск газеты №:
№190, (2015)Section
Тайм-аут