Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Ткачиха, ткущая национальную память»

Оксана Забужко представила новую книгу
12 февраля, 12:25
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

9 февраля в Киеве, в культурно-образовательном центре «Мастер Класс», состоялась литературно-художественная акция «Картография» по мотивам издания «З мапи книг та людей».

В зале, где вот-вот должна начаться презентация книги, многолюдно и шумно: почти все места заняты, подавляющее большинство присутствующих держит в руках книгу в бело-серо-красной обложке. Обговаривают прочитанное: кто со знакомыми, а кто с соседями по креслу. Вдруг замечают в зале Вячеслава Кириленко. Мужчина, который сидит слева от меня, выдает сентенцию: «Ну что же, кому читать, а кому по презентациям ходить». И объясняет: «Видели опубликованные списки книг, прочитанных Луценко в тюрьме? Даже литературоведы признали, что у него среди нынешних политиков хороший читательский вкус».

Между тем на сцене группа «Сестры Тельнюк» исполняет стихотворения писательницы, положенные на музыку.

И вот появляется Оксана Забужко, энергично жестикулирует, переговаривается с Верой Агеевой и неохотно позволяет себя сфотографировать — акция началась.

Сама книжка представляет собой сборник эссе, написанных и опубликованных в течение 2000—2012 годов и объединенных темой культурного пространства. В «Мапі» автор пишет о личностях, местах, книгах и фильмах, которые имели влияние на нее в частности и важны для украинцев в целом. Сборник состоит из четырех разделов: «Читать», «Писать», «Видеть» и «Жить». Так, писательница посвящает эссе Екатерине Белокур, Александру Довженко, Андрею Тарковскому, Ларсу фон Триеру, Леониду Плющу, Игорю Померанцеву, Юрию Покальчуку, Соломии Павлычко и другим.

Собственно, само мероприятие — не совсем традиционная презентация. По словам писательницы, в наше время не хватает публичного обсуждения прочитанного ни в СМИ (как принято на книжных ток-шоу в европейских странах), ни на встречах с читателями — люди приходят на презентацию, предварительно не зная, о чем текст. Поскольку «Мапа» была представлена еще в сентябре на Львовском форуме издателей, то у всех желающих было время ознакомиться с книжкой.

Именно поэтому литературно-художественная акция «Картография» — это общественный полилог между собственно писательницей, литературоведом Верой Агеевой, историком искусства Вадимом Скуратовским, философом Владимиром Ермоленко, общественными деятелями Евгением Сверстюком и Олесем Донием, а также читателями о наиболее интересных или самых сложных эссе сборника.

Мероприятие прошло в формате интерактивности, поскольку открытым голосованием в соцсетях выбирались имена и темы из сборника, которые хотелось обсудить. Собравшиеся общались с писательницей с помощью записок, которые передавал Юрий Макаров, — модератор события и упоминавшийся в сборнике как автор телепередачи «Документ».

Особенностью презентации стали видеообращения по «Скайпу» Леонида Плюща (писательница назвала его интеллектуалом, которого мы проворонили... Он живет во Франции) и Игоря Померанцева (назвал Оксану Забужко «ткачихой, ткущей национальную память»), а также добытые с большими сложностями архивные видео с Юрием Покальчуком и Соломией Павлычко, поскольку пленки... «внезапно» исчезли из телеархивов. «Да это же «Пако», так он упоминается в книге, — восклицает мой сосед, сидящий справа, увидев на экране видеозапись с Юрием Покальчуком. — Насколько мне известно, это единственное эссе, напечатанное впервые. После издания переписки с Шевелевым, я ожидал подобного от Забужко! Вероятно, в ближайшее время она еще что-то из «загашника» достанет». Оксана Забужко возмущается, что о пани Павлычко украинское телевидение не сняло ни одного фильма, зато это сделало канадское: «В 1998, когда мы с Соломией были на презентациях и конференциях, то тамошние телевизионщики мгновенно записали видео. Но... там Соломия говорит на английском».

Автор книги считает, что «общество распылено по разным закоулкам», а это приводит к отсутствию культурной среды, и как следствие — связей между поколениями.

На вопрос из зала, в состоянии ли эта генерация возобновить память, писательница делится таким себе «рецептом» спасения мира, в первую очередь украинского: «Знаете, об этом еще сказал Хаксли в «Прекрасном новом мире». Не знаю, каким мир будет через 10—20 лет, не берусь в любом случае прогнозировать. Просто давайте делать подарки, делится тем, что мы любим, — таким образом мы изменим чью-то жизнь, а значит, и мир спасем».

Интересно, как возраст присутствующих смешался, растворился в зале — здесь и те, кому за 50, и те, кому еще едва 20. Ценители творчества Забужко достаточно закалены: им и текст из-под руки автора по зубам, и задержка мероприятия на час, и почти трехчасовую презентацию по силам послушать. А затем еще и выстроиться в очередь на автограф-сессию. Это свидетельствует лишь об одном: литература в Украине востребована, что бы там не говорили.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать