Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Полная terra incognita

Во Львове представят творчество львовянина Ярослава Качмара
24 июля, 18:20

Выставка будет называться «Полет в замкнутом пространстве», а откроют ее завтра, 25 июля, во Львовской национальной галерее искусств - во дворце Лозинского (ул. Стефаника, 3). «Это лучший визуальный материал, какой я когда-либо исследовал, - отмечает куратор выставки искусствовед Богдан Мисюга. - Глубокая философия, трансформированная в абстрактную форму. Это даже не для аудитории моих ровесников. Убежден, что все творилось в далекие 1970-1980-е для молодежи нашего времени».

Анонсируя показ «Полет в замкнутом пространстве», его организаторы обещают немало премьер, поскольку около 250 разноформатных живописных полотен зритель увидит впервые за 40 (!) лет. Часть из них выставляли за рубежом с начала 1990-х - там имя Ярослава Качмара хорошо известно.

Ярослав Качмар. Композиция «Красная. След времени», 2000, дерево, холст, масло, эмаль.

С 1994 года художник тесно сотрудничает с Бюро художественных выставок Люблина (Польша). Имеет почетные медали Международной биеннале современного экслибриса в г. Мальборк 2013, 2015 и почетную медаль Международной триеннале «Малые графические формы» в Лодзи 2014 (Польша). В 2010-м был куратором Международной биеннале графики в Львове. В 2020 году стал первым украинским художником, которого избрали членом жюри в триеннале графики в Лодзи.

Произведения художника хранятся в частных, музейных и галерейных коллекциях Чехии, Швеции, Норвегии, Германии, Польши, Дании, Испании, Италии, США, Японии и Китая.

Ярославу Качмару - 66 лет. Родился на Самборщине (Львовская область). В 1974 году окончил отделение керамики Львовского училища прикладного и декоративного искусства (теперь Колледж им. Ивана Труша. - Т.К.). Работает в керамике, живописи, графике и рисунке.

Ярослав Качмар. «Мистические фигуры с порезами», 1994-2000, картон, холст, масло.

Относительно названия выставки, «Полет в замкнутом пространстве», то, по мнению воплотителей проекта, именно такой фразой можно охарактеризовать творчество Ярослава Качмара с середины 1970-х и до начала 1990-х гг.: «То, что художник покажет львовянам 25 июня в дворце Лозинского - полная terra incognita. Мы привыкли, что 1970-1980-е - это «дремучая брежневщина»: соцреализм, оформительський кич. А творчество Ярослава Качмара в те годы - стремительная эволюция от сюрреализма к абстрактному образу, с погружением в тайны научно-технического прогресса, экзистенциальную философию и перманентные поиски чистой формы».

Выставка будет состоять из четырех частей: ранний сюрреалистический период творчества Качмара конца 1970-х, органическая абстракция начала-середины 1980-х, тактильные эксперименты конца 1980-х - начала 1990-х и поиски чистой формы на рубеже тысячелетий. «Оказывается, в замкнутом пространстве «совка» можно было летать», - отмечает Богдан Мисюга. И добавляет: «Но только тому, кто имел фантазию».

Ярослав Качмар. «Таинство», 1993, холст, масло.

Стоит добавить, что в текущем году это уже вторая крупная выставка Ярослава Качмара во Львове - в Национальной галерее искусств им. Бориса Возницкого. «День» подробно рассказывал о предварительном показе, который состоялся в феврале в Музее Пинзеля (см. публикацию «Таинство» в №18 за 4 февраля 2021 года). И тогда куратором выставки был Богдан Мисюга, который рассказал «Дню» следующее:

«Ярослав Качмар - специфический персонаж львовской богемы. Его много лет назад отвергли, и он замкнулся лет на десять. Долгое время сотрудничал с галереями Люблина, соответственно, оттуда ездил и в Германию, и в Швейцарию и так далее. Им занимались зарубежные кураторы - не украинские. Поэтому в украинском пространстве он не известен. Кроме того, всем известно, что львовская среда забита салонной культурой. И салонная культура и салонная среда очень кристаллизованные. И ему нет необходимости входить в этот дискурс салонный. К сожалению, и в государственных музеях испорченный вкус существует ... Он с ними не контактировал. Здесь, поскольку я поднимаю пласты современной культуры, а она в большинстве своем создавалась альтернативно, Ярослав обратился ко мне как к потенциальному куратору - попросил, чтобы я занимался его выставкой в ​​галерее». Тогда же, в феврале, Богдан Мисюга говорил и о следующей большой выставке Ярослава Качмара и обещал, что это будет также большое открытие. И вот, собственно, завтра, ее, эту выставку, «Полет в замкнутом пространстве», и представят.

Подробнее - в следующих номерах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать