Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы живем совсем в другой театральной системе…»

Режиссер Ольга ДАНИЛЮК — о культурной дипломатии в Великобритании и сегодняшнем дне украинской сцены
15 декабря, 15:38
Театральный режиссер Ольга Данилюк

Промоушен Украины за рубежом инструментами публичной и культурной дипломатии определен как один из приоритетов в Стратегии внешнеполитической деятельности Украины. Это первая стратегия за всю историю независимости, которая четко определяет ключевые направления и инструменты внешней политики. Для оживления украинской культурной дипломатии несколько лет назад даже был создан Украинский институт, профильное учреждение, которое должно было тщательно заботиться о положительном имидже нашего государства во всех уголках мира, поддерживать культурные инициативы, заполнять те художественные ниши, в которых Украина до сих пор не представлена.

Однако заметно, что значительное число проектов культурной дипломатии являются все же частными инициативами отдельных мастеров, культурных деятелей. Иногда работать в культурной сфере отстраненно от государства намного эффективнее, ведь политики, инструменты, механизмы, которые предлагает государство, остаются, к сожалению, кое-где устаревшими и не отвечают мировым практикам. Поэтому некоторые сферы украинской культуры, например, театр и балет, почти не представлены за рубежом, а потому Украина отстает на этом поле культурной дипломатии. О необходимых новациях в украинском театре и успешном дебюте в Лондоне проекта Ukrainian Ballet Gala в интервью газете «День» рассказала украинский театральный режиссер, посол Украины в Великобритании — Ольга Данилюк.

"МНЕ НЕОБХОДИМО БЫЛО ОКАЗАТЬСЯ ПО ТУ СТОРОНУ КАДРА"

— Вы довольно долго проживали в Англии, занимались научными изысканиями. Что заставило вас вернуться и сместить свой фокус внимания на украинскую реальность?

— В Англии я окончила магистратуру в Central Saint Martins College of Art and Design, затем защитила диссертацию в Royal Central School of Speech and Drama University of London. Это те учебные заведения, которые позволили мне работать в секторе западного современного искусства и изучать новые формы театра, в частности экспериментального. С самого начала мне хотелось максимально понять мировую культуру, узнать ее современные дискурсы, влияние. Поэтому логично, что после окончания вуза и получения научной степени я должна была остаться в западном институте. Но так получилось, что я оказалась в АТО, а не в университете.


Ольга Данилюк с актерами спектакля Contact Line

С Лондоном меня очень многое связывает как профессионально, так и в личной жизни. Там прошёл определенный этап моей жизни. Считаю, что Англия – моя вторая родина.

Но возвращение в Украину началось интуитивно, возможно, где-то подсознательно с темы моей научной работы. Это был 2011 год, когда я решила изучить интермедиальную войну.

- Как разъяснить, что такое "интермедиальная война"?

— Учитывая, что наше восприятие мира сейчас формируется больше через технологии и медиа, чем через собственный опыт, понятие «интермедиальная война» — это то, как формируется наше представление о войне через медиа. Не только через СМИ, но и художественные, документальные фильмы.

В своей научной работе я исследовала, как формируется у современного человека само представление о войне, откуда оно появляется. Я анализировала чеченский конфликт, документалистику, брала интервью у ветеранов, воевавших в горячих точках, которые возникли после распада Советского Союза. Это был отдельный проект, который назывался Solders of the Last Empire. В исследовании я доказала, что документалистика также имеет свои ограничения и перформативна. Перед камерой каждый играет свою роль. Медиа – это своеобразный театр, где аутентичность полностью утрачена.


Сцена из спектакля Contact Line

Мое исследование – это долгий путь того, как я оказалась в АТО. Я как раз завершала свою работу, когда на Украине началась война. И поскольку я исследовала медийную сторону войны, мне просто необходимо было оказаться по ту сторону кадра. В 2015 году в составе гражданско-военного сотрудничества с Вооруженными Силами Украины я поехала в зону АТО, в самые горячие точки: Авдеевку, Красногоровку, Марьинку. В составе команды я занималась там гуманитарными вопросами, помогала местному населению. Мы возили продукты питания в населенные пункты, где даже хлеба не было возможности купить, ездили по школам, проводили специальные учения по безопасности, информировали детей, как вести себя в зоне войны.

“ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ ХОЧУ ДОНЕСТИ ТУ ИСТОРИЮ О ВОЙНЕ, КОТОРАЯ НЕ ПОПАДАЕТ В СМИ”

— Каким образом опыт пребывания в горячих точках на территории Востока повлиял на вас?

— Когда поехала на Восток, открыла для себя этот регион. Я из Западной Украины, поэтому раньше не имела с территориями Донецкой области точек соприкосновения. А когда попала туда – прикипела. Это стало моей темой. С тех пор я уже много лет занимаюсь тематикой войны, работаю с подростками из зоны АТО. В частности, мне удалось создать спектакль Contact Line, который средствами современной драматургии на пересечении документалистики, театра и интерактива передает истории молодых людей по разные стороны линии разграничения во время боевых действий на Востоке Украины.

Первый мой спектакль, связанный с темой Восточной Украины и жизнью в прифронтовой зоне, — это «Письма незнакомому другу из Нью-Йорка». Здесь речь идет об истории подростков, пораженных войной, из украинского поселка Новгородское, который имеет историческое название Нью-Йорк. Это название вернули, и теперь это уже прифронтовой Нью-Йорк на Донбассе. И я, собственно, хочу, чтобы этот маленький Нью-Йорк поехал в большой. Моя самая амбициозная цель — показать спектакль в ООН. Мне кажется, что о том, что происходит в Украине на самом деле, лучше могут рассказать дети и подростки, проживающие эту войну, чем зачастую политики.


Из балетной постановки Ukrainian Ballet Gala. Фото Ольги Данилюк

Через искусство и культуру я хочу донести ту историю о войне, которая часто не попадает в СМИ, остается за кадром. И это я считаю своей темой, своей ответственностью.

"УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ЖИВЕТ В СВОЕМ ШАРЕ"

— Может ли театр быть достаточно эффективным инструментом культурной дипломатии? Ведь, в отличие от других художественных продуктов (фильма или выставки, например), его сложнее привезти за рубеж и показать иностранному зрителю.

— Проблема украинского театра в том, что он в основном драматический. Текстовый театр сложен для восприятия из-за языкового барьера. Даже если переводить или делать спектакли с бегущей строкой, это все равно снижает уровень восприятия актерской игры. Экспортировать можно более визуальный театр, который легче воспринимается и где можно преодолеть языковой барьер.

— Что нужно менять, чтобы украинский театр ездил за рубеж и чтобы иностранным труппам была интересна украинская сцена?

— Прежде всего, нужно менять законодательство. Есть ведь ряд проблем с оформлением контракта. Также есть сложности с финансовыми вопросами. К примеру, мы не можем заплатить на иностранный счет. Конечно, когда из-за рубежа приезжает один исполнитель, это еще можно решить. Но когда целая труппа, мы не можем провести все необходимые официальные операции, которые позволяли бы организовать этот приезд.

Более того, у нас не сопоставимая финансовая сетка, когда между украинскими зарплатами и иностранными гонорарами существует очень большая разница. Так что легче отправить свою театральную труппу за рубеж, чем пригласить кого-то в Украину.

Во-вторых, украинский театр живет в своем шаре. Он неконкурентный. Поскольку нет никакого обмена, возможности видеть других, мы как бы постоянно варимся в собственном соку и обмениваемся между собой. К примеру, в Киеве нет ни одного международного театрального фестиваля, куда бы съезжались коллективы со всего мира. А театр нужно смотреть вживую! Новые интересные работы в записи никто не выставляет. Чтобы быть интересным и серьезно восприниматься, должен быть международный аспект.

Еще одна проблема в том, что в Украине преобладают репертуарные театры и нет свободных сцен. Это значит, что каждый вечер играет другой спектакль, а весь репертуар театров формируется из спектаклей. В Европе же спектакли играют блоково. Так что, конечно, ни одна труппа не приедет сюда выступать на один вечер. Это финансово невыгодно.

Мы живем совсем в другой театральной системе, чем живой мир. Украинские театральные площадки плохо оснащены технически, поэтому сцены не могут принять постановки мирового уровня без существенных компромиссов. Нам нужно выходить на уровень европейских площадок – от декораций до освещения.

“С УКРАИНСКОГО ДЕБЮТА ВОЗОБНОВИЛАСЬ БАЛЕТНАЯ ЖИЗНЬ ЛОНДОНА”

— Вы были организатором украинско-британской постановки Ukrainian Ballet Gala, презентация которой состоялась осенью этого года в Лондоне. Почему для своей культурно-дипломатической миссии в Британии избрали именно балет?

— Балет — это универсальный язык, который понятен для всех и который не нужно переводить. Экспортировать музыку, танец попроще.

Еще одно объяснение: Украина в балете тоже не очень ярко представлена за рубежом. Этот вид искусства в Англии больше ассоциируется с британцами и россиянами. Причина в мощной российской школе, присутствующей на ведущих площадках мира. Российская труппа в Лондон ездит постоянно и представляет свои балетные постановки каждый год – будь то в Royal Opera House или English National Opera. Поэтому этот пробел в украинской культурной дипломатии необходимо восполнять.

Для меня было шоком обнаружить, что в последний раз танцоры украинской оперы выступали в Англии только в 1937 году! И это был лишь один-единственный раз, когда им удалось станцевать гопак.

— На ваш взгляд, в чем состоит дипломатический успех Ukrainian Ballet Gala?

— Суть постановки Ukrainian Ballet Gala заключалась в том, чтобы собрать на одной сцене уже известных звезд английского балета и украинских танцоров. А ведь британская публика отреагирует скорее на знакомые звездные имена. Следовательно, часть исполнителей была из Королевского и Национального балета Лондона, а 10 исполнителей представляли Киевскую Национальную оперу.


Дипломатический приём перед показом Ukrainian Ballet Gala. На фото слева – посол Украины в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Вадим Пристайко

Программа имела две части: современная балетная постановка System AI, посвященная теме искусственного интеллекта, классическая часть любимых номеров из известных балетов. Это для того, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию: кому-то больше нравится современное, кто-то более консервативен и предпочитает классику.

На билбордах, которыми был оклеен весь Лондон, так и было написано по-английски – «От традиций к инновациям». Если бы мы делали ставку только на традиционный балет, то утратили бы имидж Украины как современного прогрессивного государства. Инновации привлекают новую аудиторию.

В классической части галы было два номера из украинских балетов – дуэт из «Лесной песни» и гопак из «Тараса Бульбы», который исполняли три танцора. Особенно аудитория реагировала на гопак. Я бы сказала, не по-лондонски. В основном во время выступлений они не аплодируют, а здесь зал вздымался от оваций.

Осенью этого года это было первое международное событие для Sadler's Wells Theatre за долгий период локдаунов. Фактически с украинского дебюта возобновилась культурная балетная жизнь в Лондоне.

Как продюсер "Балетной Галы" я ставила перед собой стратегическую задачу: выйти за пределы такого события, которое заинтересовало бы только диаспору. В конце концов зал был заполнен почти до отказа. Постановку посетили известнейшие театральные критики Лондона, дипломаты, представители бизнеса, многие международные организации, даже члены британского парламента. В ряде британских медиа были опубликованы положительные отзывы и рецензии. Все это дипломатично сыграло в пользу Украины.

“НУЖНО УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО РАСКРУЧИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ”

— Какой, думаете, самый ценный опыт вам удалось наработать, продвигая Украину в Великобритании?

— Ukrainian Ballet Gala является хорошим примером и ориентором, как правильно развивать украинскую культурную дипломатию в Великобритании, как консервативным и сосредоточенным на себе англичанам доносить информацию об Украине.

Лондон – это очень перенасыщенная театральная индустрия. На этом рынке нужно уметь правильно раскручивать творческий продукт. Как правильно позиционировать культурное событие, как привести критику, как пригласить людей, заинтересовать публику, распространить информацию — в этом у Украины очень мало опыта. Это большой кусок работы, который ты выполняешь, несмотря на то, что делаешь творческий продукт. Поэтому единственный способ – это подавать новую информацию вместе с тем, что уже хорошо известно, например, делать качественные кооперации с их звездами.

Еще один важный нюанс – это постоянство в продвижении культуры. Такие мероприятия должны проводиться как минимум ежегодно. Чтобы наработать свою публику, нужно привозить с постоянной периодичностью интересные проекты. Тогда начинает формироваться представление об облике украинской культуры за рубежом. Когда ты появляешься только один раз, то через некоторое время пропадаешь из виду. Например, есть целый ряд международных фестивалей, где ты всегда видишь некоторые страны, представляющие свои коллективы. Так и у критиков, и у зрителей формируется определенное мнение и представление о культуре этой страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать