Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мир живет карантином, а Парахин продолжает строить храм

Бывший киевлянин и министерский работник, вернувшись на родной хутор на границе Волыни и Львовщины, уже много лет возрождает его историю и творит новую ее страницу
01 июля, 19:05

Хутор Черуковатица — «родовое гнездо» Василия Григорьевича Парахина. Здесь начинали вести хозяйство еще его прапрадеды по фамилии Метельские, которые приобрели земли, и хутор был известен под названием «Пасека Метельского», ведь и пчелами занимались ... А потом к роду Метельский прибился, шутит Василий Григорьевич, Парахин, которому приглянулась дочь хозяев. Впоследствии хутор разросся в деревню, которую успешно ликвидировала советская власть. Некоторых жителей депортировали в Сибирь, кто-то пропал в партизанщине, а кого-то насильно переселили в деревню. Однако его отцу как-то удалось затянуть этот процесс, а затем семью оставили в покое. Много лет назад сам Парахин оставил квартиру в столице и перебрался на малую родину. Его родовой хутор — на границе Волыни и Львовщины, у урочища Красная Гора, где еще недавно был девственный лес, и в его защиту, чтобы сохранить от рубок первозданную природу, Василий Григорьевич обращался и к собкору «Дня».

А три года назад именно «День» спас школу народной живописи, которую Парахин вел для детей из села Журавники, что недалеко от хутора. Работы его воспитанников выставляли в Украинском доме в Киеве, в музее Гончара, а в родном селе для талантливых детей и ее учителя не нашлось другого места, чем заброшенная хижина, в которой до того жили цыгане. Ободранную хижину Василий Григорьевич собственными усилиями немного привел в порядок. Нанял женщину, чтобы побелила, вставили еще одно окно, приятель-кузнец изготовил ... «буржуйку» наподобие тех, которые использовали на Майдане: железная бочка с отведенной трубой. А дрова! .. А дрова или носил с хутора, или собирал хворост на помойке, не помог даже благотворительный фонд, который якобы был захвачен его деятельностью. И благодарит пресс-службу областного управления лесного и охотничьего хозяйства, которая прислушивалась к моей просьбе, донесла ее до руководства, и лесники подвезли в школу живописи добрую фуру дров...

«Был бы такой дед где-то в Польше, его бы на руках носили, все бы условия создали, потому что ценили бы, что умеет он то и учит тому, чего больше никто не умеет», — с горечью говорил тогда мне фотохудожник из Луцка Виктор Чухрай. Парахин учил детей рисовать по своей методике, отличающейся от классической, от того, как учат в художественных школах.  Не действуя по установленным канонам, он учил рисовать, и рисовать так, что дух захватывало от детских работ. Издал о своей методике несколько книг, при поддержке Художественного музея Луцка — альбом «Луч воскресения. Василий Парахин и его школа народной живописи в селе Журавники Гороховского района». В урочище Красная Гора по его инициативе установлен памятный крест на месте, где с 1795 года, после третьего раздела Польши, проходила граница между двумя империями: Россией и Австро-Венгрией. До 75 лет (сейчас ему 83) держал корову, потому что хуторская жизнь имеет свои бытовые особенности. И все это время строил храм ...

Чтобы увидеть, как идут дела на стройке, на хутор Черуковатица выбрались друзья Парахина из Луцка: Виктор Чухрай, Ярослав Жупанюк, Михаил Штык, Сергей Корсай, Мирослав Хомик. Решили, говорят, приобщиться к важному делу, хотя работы здесь еще очень много. Но уже построены стены и здание обрело черты культового сооружения, есть ворота, рядом Василий Григорьевич установил казацкий крест на могиле двух воинов УПА, которых расстреляли энкаведисты. Он знал этих ребят, с хутора слышал звуки боя, в котором они погибли. И если имена расстрелянных известны, то еще не один десяток их, рассуждает Василий Григорьевич, так и остались безымянными. В память о них он у храма обустраивает Пантеон героев. Сам храм строит в древнеруськом стиле, чтобы напоминал он путникам о том, что в свое время нынешний путь из Луцка во Львов назывался Княжий путь. Иконы для храма будет рисовать и его жена.

Как строит храм? И все или за собственные средства, или при поддержке добрых людей. Начинал, вспоминает, с того, что тогдашний председатель райрады с. Радехова помог взять блоки из разрушенного уже городка ракетчиков. Всю дорогу, долгие годы Парахин кого-то просил, нанимал, но строил храм. Друзья из Луцка, как рассказывает художник Сергей Корсай, приехали оценить фронт работ и скоро снова поедут в Черуковатицу класть пол в храме. «Очень интересный, уникальный человек! — говорит о Парахине Сергей Корсай. — Только представить, что он без государственных ресурсов, фактически без поддержки власти и школу народной живописи организовал, сколько детей он научил рисовать! Он уникальный преподаватель. Только одного этого хватило бы в другой стране, чтобы дать ему кафедру, место, где бы мог продолжать это дело, учить других. Я сам преподаватель, бывал во многих странах, знакомился с другими, интересными художественными школами, но то, что делает Парахин, это невероятно, неповторимо. И как специалист, я вижу, что его методика имеет смысл, причем большой. А он еще и храм строит, возрождает страницы истории ... «.

Пути Господни неисповедимы. В 1965 — 1966 годах Василий Парахин работал в группе художницы Аллы Горской, которая создавала известное мозаическое панно в Донецкой пятой школе. Затем в Министерстве лесного хозяйства работал старшим инженером-художником. Возрождал искусство художественной обработки древесины, организовал почти сто цехов, выпускавших продукцию, — до тысячи наименований. Значительную часть экспортировали в США, Канаду, Францию, Японию ... К 1500-летию Киева организовал цех «Киевский подарок», где был начальником и художественным руководителем. Преследовался за украинскую позицию, которую называли конечно же национализмом, вернулся в поля-леса в Черуковатицу и нашел тут свое счастье, потому что занимается тем, что ему по душе и людям на пользу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать