Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Разделить обязанности

Эксперт: «Если родители финансируют деятельность школ и детсадов, они имеют право влиять на закупки, которые осуществляются в управлениях образования»
31 января, 12:54
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Школа — это не только обучение. Дети находятся там практически целый день. Государство берет на себя обеспечение школьников питанием, в некоторых случаях — ремонт. По данным экспертов, сегодня в каждой области минимум 30% бюджета тратится на финансирование потребностей образования — предоставление услуг питания, обустройство и т. п. Но, как известно, этих средств хронически не хватает, и сегодня основными спонсорами учебных заведений являются родители. Ежемесячно они отдают средства на ремонт, обустройство, методические материалы и многое другое.

Общественная организация «Европейская исследовательская ассоциация» изучила типичные нарушения «участников образовательного процесса», — школьников, учителей, родителей, студентов. По информации руководителя экспертного совета «Европейской исследовательской ассоциации» Светланы ГОРНОЙ, на то, что в школах есть практика благотворительных вкладов (и в целом платных услуг) жалуются 84% всех опрошенных. О ненадлежащем медицинском обслуживании или его отсутствии говорят 64% респондентов, 54% — о ненадлежащем питании (отсутствии необходимых средств на него). Также каждый пятый опрошенный эксперт указал на «ограничение права самостоятельно распоряжаться прибылями учебного заведения от хозяйственной и другой предусмотренной его уставом деятельности». Выходит, что с одной стороны школы находятся в режиме самообеспечения, с другой — даже теми средствами, которые выделяются государством, например, на питание, школы и родительские комитеты не могут распоряжаться. Этими деньгами распоряжаются городские или районные управления образования.

В течение последних трех лет (2011—2013) Центр политических студий и аналитики при поддержке Европейского Союза провел мониторинг в системе государственных закупок и образовании в Украине. В течение этого времени в пяти регионах Украины (АР Крым, Волынская, Донецкая, Харьковская и Сумская области) были проанализированы государственные закупки около ста органов власти (управлений образования) на общую сумму 200 миллионов гривен.

— Участники нашей инициативы «Всеукраинское общественное партнерство за честные государственные закупки в системе образования» разоблачили сеть частных фирм, которые взимали «комиссионную плату» с победителей конкурсных торгов по предварительной договоренности с органами власти. Комиссия колебалась от 1,2 тысячи гривен до 40 тысяч. Такие позорные ситуации мы видели во всех областях. Считаем, что это следствие несогласованности действий правоохранительных органов, Минэкономразвития и Антимонопольного комитета Украины, — считает эксперт Центра политических студий и аналитики Глеб КАНЕВСКИЙ. — Ключевая проблема на местах — определенный разрыв между возможностями и задачами, которые стоят перед местной властью. Да, власть должна систематически обеспечивать учебные заведения продуктами питания, однако деньги, предусмотренные на них в бюджете, не всегда поступают.

Очень эффективный механизм, который работает в развитых странах, и который у нас пробовали ввести, — это электронная цифровая подпись. С его помощью налаживается электронный документооборот между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами... Он также необходим для того, чтобы провести электронный аукцион между участниками тендера (например, на снабжение продуктов питания). Эксперты установили, что «органы образования упомянутых областей, в которых проводился мониторинг, «не готовы к электронной оптимизации процесса». Поэтому все закупки осуществляются в ручном режиме.

Также специалисты настаивают на том, что в школах необходимо больше распространять самоуправление. О праве на самоуправление учебных заведений идет речь в ст.17 Закона Украины «Об образовании». Ведь если на плечах родителей — финансирование деятельности школ и дошкольных заведений, они вместе с педагогическим коллективом имеют право влиять на закупки, которые проводятся в управлениях образования. Поскольку ныне проходит формирование нового правительства, педагоги и эксперты надеются, что новая команда Минобразования будет более приближенной к реальности, в которой вынуждена существовать система нашего образования, и необходимые реформы, которые здесь давно назрели, все же начнутся.

Денис ЧЕРНИКОВ, эксперт по вопросам финансовой и бюджетной политики Лаборатории законодательных инициатив:

— Тематика, которую мы проработали за три года, касается не только тендерного законодательства, прозрачности и эффективности, но и отношений между государством и гражданами. Проблематика образования, здравоохранения, социальной политики — очень близки между собой. Здесь мы видим очень широкие вопросы: может ли государство, в принципе, выполнять некоторые функции и задания, которые она сейчас выполняет? Если взять образование, то нужно задуматься, должны ли в дальнейшем городские и районные управления централизовано закупать питание, заключать договора о проведении ремонтных работ. Потому что в таких случаях родители, родительские комитеты от этого отстранены. Качество же услуг, которые предоставляют управления, вызывает вопрос. Мы проводили экспертные опросы, и они показали, что родители и учителя не очень довольны качеством товаров и услуг, которые закупаются государством. Стоит подумать о том, чтобы некоторые функции передать на уровень школы — родителям, родительским комитетам. Потому что мы имеем ныне ситуацию, когда родители ежемесячно отдают средства на потребности школы, на потребности учебы — от 100 до 1000 гривен в месяц. Я считаю, что в будущем родители должны играть более значительную роль в вопросах закупки товаров и услуг, и принимать решения, которые, по их мнению, во-первых, выгодны, во-вторых — качественные.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать