Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Земля, о твоеванная у моря

Об Амстердаме, прагматизме и «летучих» голландцах
23 июля, 00:00

Кажется, Виктор Гюго когда-то сказал: «Достоинство и роль народа не определяется его численностью, как и масштаб отдельного человека не измеряется только его ростом». Голландия (или, если официально — Королевство Нидерландов) и своей историей, и своим настоящим на удивление ярко и убедительно доказывает правильность этой мысли. Эта северная, прижатая к морю (тоже Северному!) земля под изменчивыми, нередко серовато-мрачными небесами общей площадью 42 тысячи км2 — это приблизительно равно величине средней области Украины — не слишком, мягко говоря, щедро наделена природными ресурсами, в частности, энергоносителями. (Правда, есть нефтяные месторождения под Гронингеном, но их эксплуатируют настолько осторожно, что может показаться, что они практически «заморожены»). Численность населения королевства — 16 миллионов, то есть около трети украинского.

В общем речь идет об одной из небольших по территории (и средней по количеству жителей) европейских стран. Но след, который оставил этот народ в истории Старого Света, отнюдь не назовешь «небольшим». Мы еще бегло коснемся этой темы, сейчас же отметим только, что, например, ХVII век в Европе часто называли «веком голландцев». Что же касается современности, то перед нами — одна из самых богатых и промышленно развитых стран мира, которая стабильно входит в десятку (а не раз бывало — и в пятерку) самых «удобных» для жизни государств планеты по международно признанным рейтингам. Короче говоря, это — земля, где путешественника ожидают весьма неожиданные, часто «причудливые» открытия. Одним из этих путешественников в начале июля представилась возможность стать автору этих строк, и он не был исключением из этого правила.

...Часто говорят: «Нельзя судить о стране только по столице; Париж — это еще не вся Франция, Лондон — не вся Британия, Москва — не Россия». С этим соглашаются и голландцы, признавая, что трудно понять их страну, повидав только Амстердам. А между тем программа нашего туристического путешествия из-за отсутствия времени была ограничена, к сожалению, одной лишь столицей Нидерландов. Приходилось утешаться тем, что перед посещением крупнейшего города страны есть возможЕвропа, которая очень быстро меняет свое лицо (в частности, на улицах Амстердама — настоящее «вавилонское столпотворение» рас, наций, языков, культур...), развивается технологически и информационно и при этом значительно более прагматична, жестка и эгоистична, чем мы в Украине представляем. Но, несколько перефразируя слова товарища Сталина, сказанные товарищу Фадееву: «Другой Европы у нас с вами нет...» И другого выбора нет; точнее, он есть, но мы уже были там, куда он ведет!

Еще один символ амстердамского прагматизма — это баржи (жилые, небольшие по размерам, но вполне пригодные для жилья; только на реке Амстел их более 2600!) Причина их стремительного распространения, начиная с 60-х и 70-х годов прошлого века, очень проста: дороговизна земли и жилищный кризис в столице. Вот предприимчивые амстердамцы и стремятся жить на этих судах-«домиках», где есть газ, радио, ТВ, несколько отдельных комнат-кают. Главное, арендная плата здесь значительно ниже...

И, наконец, столицу Голландии невозможно представить без велосипедистов. Они — настоящие «короли города», в Амстердаме насчитывается более 500 тыс. велосипедов (это — на 800 тыс. жителей!) Причем нам рассказали, что 180 тысяч из них без разрешения «берут напрокат» (то есть просто воруют). Якобы существует даже такая шутка: «Нет ни одного нидерландца, который хоть раз в жизни не украл велосипед...» Причем ездят эти «короли», часто не считаясь с любыми правилами дорожного движения...

Многое можно было бы еще рассказать об Амстердаме. И об известном районе «красных фонарей» (там все тоже поставлено на «деловую», «конкретную» основу; есть даже... информационно-сервисный центр), и о шлюзах, которые открывают выход из города в Северное море (в Амстердамский порт заходят суперсовременные океанские суда), и о мемориальных местах, связанных с именем гениального Рембрандта (он здесь 35 лет жил, умер и похоронен в Западной церкви). Город противоречивый, контрастный, город строгого порядка и районов, где, кажется, вообще запрещено что-либо запрещать. Каждый, кто пытается глубже понять старую Европу, непременно, по-видимому, снова приедет сюда. ность, увидев из окна автобуса — а ехали мы не очень быстро — добрую половину Голландии, составить для себя даже небольшое представление о ней; а потом — дополнить его прочитанным и услышанным от новых знакомых. Итак, начнем.

Общеизвестный факт: большая часть Нидерландов лежит ниже уровня моря (кстати, и само название государства означает «нижние земли»). Понятно, что мощные наводнения в течение многих столетий наносили стране страшный ущерб. Нам привели только один пример: катастрофическое наводнение 31 января и 1 февраля 1953 года, которое унесло жизни почти двух тысяч людей, не говоря уже об материальном ущербе. Но именно после этого государством была разработана, профинансирована (естественно, вместе с частным капиталом) и впоследствии введена в эксплуатацию грандиозная гидротехническая система «Дельта» стоимостью 10 млрд. гульденов, что позволило окончательно решить проблему «воинственной воды». В частности, в корне изменилась конфигурация выхода Амстердама к морю, поскольку была задействована мощная система шлюзов. Кстати, в соседней Германии проблема наводнений остается острой и поныне.

Голландия, по сути, это страна, в полном смысле слова «отвоеванная» у моря. Интересно, что и знаменитые тамошние ветряки — это, прежде всего, водяной насос, работающий по методу «архимедового винта» и служащий весьма эффективным орудием осушения земли. Еще одна интересная деталь: самый крупный в стране аэропорт, Скипхоув, тоже построен на осушенных землях. И нужно видеть эти голландские ветряки (в голову приходят несколько похожие на них немецкие ветровые электростанции, напоминающие действующих лиц из романов Герберта Уэллса; они, кстати, вырабатывают, по скромным подсчетам, минимум 15% энергии, и невольно возникает вопрос: а что мешает создать подобные станции в Украине? У нас что, ветра мало?), нужно видеть сотни, тысячи каналов, похожих на голубые пояски, которыми обвита вся Голландия, чтобы оценить всю степень работоспособности этого удивительного народа. Кстати, народа, который не только осушил свою землю, но и развил сельское хозяйство до редкого в мире уровня. Как правило, стереотипы примитивизируют наши представления о жизни страны, характере ее людей. Но символ Голландии: девушка в деревянных туфельках («кломпен»), которая держит в одной руке тюльпаны, известные во всем мире, а в другой — головку знаменитого голландского сыра — это символ вполне адекватно отражает реальность. И прославленное «компьютерное доение» коров (между прочим, настоящие голландские коровы — только черно-белого цвета!) — вовсе не миф.

Очень интересно сопоставить историю двух стран — нашей и Нидерландов. Как и украинские земли, территория Голландии издавна была своеобразной ареной для борьбы, столкновений, взаимодействия и тесного сосуществования совсем разных народов. Здесь обитали кельты (до III в. н.э.), потом — германоязычные племена (батавы, фризы и тому подобное), почти вплотную к этой территории подступали римляне... Впоследствии здесь создавали свои феодальные государства лотарингские правители (в IХ в.) и бургундские герцоги, а в ХV веке на эти территории распространилось новое имперское государство Габсбургов, которое очень быстро укрепилось и охватывало некоторое время едва не половину мира.

И вот тут параллели становятся действительно интересными. Как и украинцы, народ Голландии выдержал тяжелую, изнурительную борьбу с иностранными и иноверными (католическими: подавляющее большинство населения Нидерландов составляют и составляли протестанты) захватчиками — испанскими Габсбургами. Борьба была кровавой и жестокой. В Голландии появилась даже своя «разновидность» казаков (в 60— 70-е годы ХVI века). Это «гезы», дословно « просители », которые, борясь за национальную свободу и веру, молниеносными рейдами с моря истребляли испанские гарнизоны. И независимость (хотя, тогда, в 1579 году ее обрели только семь северных протестантских провинций тогдашних испанских Нидерландов) таки была достигнута. Не потому ли, в частности, что этот народ уже тогда имел развитую историческую, экономическую и социальную инфраструктуру и — главное — не стремился к государственному «воссоединению» с кем-либо, даже с братьями по крови и вере (например, с протестантскими княжествами Северной Германии), не просился под чью-то «высокую руку», а хотел быть свободным...

Но мы уже приближаемся к Амстердаму. Это — официальная столица государства; фактически резиденция королевы Беатрикс, парламента и правительства — город Гаага. Амстердам издавна называют «Северной Венецией» (хотя, некоторые его обитатели полушутя предлагают именовать Венецию «Южным Амстердамом»). И преувеличения тут нет, если вспомнить, что город стоит на островах (более 90!), объединенных сотнями старинных мостов. Первое упоминание об Амстердаме в исторических источниках относится к середине ХIII века, когда на речке Амстель (она и дала название городу) была построена первая дамба и появилось первое поселение рыбаков (не будем забывать, что голландцы вообще — народ моряков!). Город рос на заболоченных и очень дефицитных землях, приходилось применять систему многочисленных и очень глубоких свай, чтобы поддерживать дома.

Вот почему земля в Амстердаме всегда была и остается сейчас исключительно дорогой. Вот почему и типичные амстердамские дома (а это — строения очень своеобразного, красновато-коричневого цвета) имеют такую специфическую конструкцию: невероятно узкие подъезды с очень высокими лестницами. Между прочим, по этой причине грузы не вносили (и сейчас часто не вносят) через эти подъезды, а поднимают на второй, третий и более высокие этажи с помощью специальных блоков; для этой же цели предусмотрены и «скрепляющие» крюки на стенах.

У города несколько «визитных карточек». В первую очередь, конечно, знаменитые каналы (их несколько сотен), пронизывающие столицу. Именно их взял в качестве образца российский император, планируя строительство милой его сердцу новой столицы на берегах Невы. Очень редкое для нас (возможно, в чем-то даже фантасмагорическое зрелище): капитально построенный, темно-коричневый купеческий дом у тихой воды канала; на доме, который выглядит словно «новая конфета», дата постройки: 1645 или 1630 год. И сейчас тут размещаются торговые фирмы...

Да, амстердамцы (как и голландцы в целом) — это люди торговые, предприимчивые, прагматичные. Они даже шутя рассказывают о себе такие, например, юмористические экспромты: если вы увидите человека, который едет отдыхать на юг с собственным прицепным домом (разумеется, чтобы сэкономить!) — будьте уверены, это наш соотечественник. Или: назовите страну, которая выращивает две трети всех цветов Европы, но в которой вы никогда не найдете бесплатных или слишком уже дешевых цветов... Правильно, Голландия.

Подобный прагматизм (скажем мягче, деловитость) не всегда способен привлекать, часто вызывает по меньшей мере удивление. Так, например, нормальным в Амстердаме считается сдавать помещение протестантских церквей «в аренду» на день, а то и три, разным частным лицам для частных целей (например, празднование свадьбы, рекламная кампания и тому подобное). Вообще, создается впечатление, что голландцы — самая «американская» из всех наций Старого Света (интересно, что первыми поселенцами на землях современного Нью-Йорка были в ХVII веке тоже голландцы; город тогда назывался «Новый Амстердам»). И все- таки это — подлинная старая Европа,

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать