Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заработает ли ОПК?

«Главная цель реформы в обеспечении устойчивого развития оборонных технологий и технологий двойного назначения», — эксперт
21 июля, 19:03

Рекомендации со стороны экспертов по созданию в Украине единого органа, который бы курировал оборонно-промышленный комплекс (ОПК), звучат достаточно давно. Особенно остро этот вопрос встал после начала российской агрессии в Крыму и Донбассе, когда нужна была системная реализация военно-технической политики государства и координация со стороны правительства предприятий оборонной промышленности. Но с 2014 года этот вопрос не решался, потому что предыдущая власть предпочла управлять этим направлением в «ручном режиме». Действующей власти также нужен был год, чтобы наконец сделать конкретный шаг в этом вопросе.

16 июля Верховная Рада приняла постановление «О назначении Олега Уруского вице-премьер-министром — министром по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины». Соответствующее решение поддержали 250 народных депутатов. Это означает, что в Украине стартовала реформа оборонно-промышленного комплекса, которую разрабатывал аппарат Совета национальной безопасности и обороны Украины. Что известно сейчас?

Строить министерство собираются на базе уже существующего профильного департамента Минэкономики. В структуру нового министерства должны войти Государственный концерн «Укроборонпром», Государственное космическое агентство Украины, Государственная служба экспортного контроля Украины, Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики, а также отдельное государственное предприятие «Павлоградский химический завод», производящий топливо для новейших ракет. Управлять процессом и организовывать структуру будет Олег Уруский.

Почему именно на него пал выбор руководства государства? Олег Уруский имеет большой опыт работы в ОПК, что и обусловило выбор в его пользу. В течение 1993-1996 гг. он возглавлял управление в Национальном космическом агентстве Украины, а в течение 1996-2000 гг. — управление в аппарате СНБО. В 2000-2003 гг. Уруский занимал должность первого заместителя председателя Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины. В 2003-2005 гг. возглавлял департамент в секретариате Кабинета Министров. В 2005 году стал первым заместителем главы Министерства промышленной политики. В 2014 г. Уруский был заместителем гендиректора «Укроборонпрома». С января по август 2015 Уруский был председателем Государственного космического агентства Украины. А с начала 2020 возглавлял частную компанию «Прогресстех-Украина».

Какой видит свою работу сам Олег Уруский — стоящие задачи? «Я думаю, что мы сосредоточимся на всем, что касается ракетно-космической отрасли. Бесспорно, будем заниматься развитием высокоточного оружия, а также современной радиолокации. Такие вещи, как автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, должны быть среди основных приоритетов. Единая автоматизированная система управления Вооруженными силами Украины — это весомая цель. Ее внедрение позволит существенно усилить возможности реагирования войск на внезапную агрессию. Кроме того, это соответствует планам евроатлантической интеграции, и мы здесь должны двигаться в тренде. Среди прочего, мы должны достичь полной совместимости с нашими западными партнерами. Коммуникация — это основное, с чего начинается интеграция. Так, построение устойчивых коммуникаций, инфраструктуры, освоение киберпространства — это также вызовы и задачи одновременно. Стрелять можно из любого калибра, но чтобы делать это эффективно, с мощным результатом, должна быть качественная автоматизированная система управления оружием. И конечно, из приоритетных направлений можно назвать еще противовоздушную оборону» (opk.com.ua).

Как этот процесс оценивают со стороны? «На создании такого центрального органа исполнительной власти профильные эксперты настаивают уже шесть лет, — комментирует «Дню» директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. — В частности, специалисты убеждены, что именно отдельное министерство должно заниматься ОПК, поскольку это прежде всего хозяйственные структуры. При этом главой министерства должен быть именно вице-премьер-министр, поскольку в Украине существует аж 16 государственных заказчиков. Среди них ключевое место занимает Министерство обороны, но нужно идти к определенной унификации при закупке вооружений. Главная цель этой реформы в другом, а именно устойчивое развитие оборонных технологий и технологий двойного назначения. Именно на это возлагается большая надежда, что в рамках министерства со следующего года заработает агентство по развитию технологий, и оно обеспечит наиболее весомые украинские направления, которые позволят Украине создать асимметричное оружие противодействия внешней агрессии и усилит позиции Украины на мировом рынке вооружений. Все необходимое сегодня для реформы есть».

Еще один важный элемент этой реформы, говорит Валентин Бадрак, это обеспечение равных прав предприятий всех форм собственности. Сегодня, когда годовой объем гособоронзаказа выполняет частный сектор — около 60 процентов, а то и больше процентов, предприятия с такой формой собственности все равно останутся в неравных условиях и правах по сравнению с государственными. Например, финансирование подготовки производства для государственных предприятий предусмотрено, а для частных это не предусмотрено. Еще один элемент — это обеспечить либерализацию рынка. Первые шаги уже были сделаны еще до создания такого министерства и назначения Уруского. В частности, внесены правки в постановление №1228, и теперь фактически частным предприятиям будет легче выходить на внешние рынки, они сами будут выбирать, сотрудничать ли со спец-экспортером или действовать самостоятельно. Но окончательной либерализации еще не произошло.

«Мы считаем, что это произойдет, когда прекратит свою деятельность ГК «Укроборонпром» — в нынешнем виде. На месте госконцерна должны заработать несколько самостоятельных холдингов, к которым смогут привлекаться в том числе и частные предприятия под выполнение определенных задач. Задач очень много, но есть и узкие места в этой реформе. Во-первых, могут быть сложности с нахождением средств для создания министерства и агентства. Это первая простая преграда. Второй элемент — это создание команды единомышленников. Ибо результат зависит не только от вице-премьер-министра. Здесь должна быть команда, которая покажет результат. Третий элемент — надо сделать так, чтобы этой работе никто не мешал», — отмечает Валентин Бадрак.

«Уже на этапе создания министерства и на этапе назначения пана Уруского можно было наблюдать развернутую войну против этой реформы, — добавляет эксперт. — Кроме этого, есть несогласие в «Укроборонпроме», руководство которого, наверное, не очень заинтересовано в том, чтобы трансформировать концерн в ряд холдингов и вывести из «Укроборонпрома» в самостоятельное плавание всех спецэкспортеров. Это было бы правильно на сегодня и обеспечило бы либерализацию рынка и рост возможностей Украины. Если реформа пойдет быстро, то появится не только новое оружие, а в целом Украина усилит свои возможности на мировом рынке вооружения. В частности, если Украина сегодня торгует около 700 млн долларов ежегодно, то в будущем эта цифра может вырасти до 2-3 млрд дол. Такой рост может серьезно улучшить развитие украинских технологий».

Мы начали наш текст с того, что в Украине давно уже назрела и перезрела необходимость создания центрального органа исполнительной власти для реализации военно-технической политики и координации предприятий ОПК. Добавим, что в независимой истории уже были определенные практики в этом направлении: в 2000-2002 гг. была Государственная комиссия по вопросам ОПК; в 2012-2014 гг. — Министерство промышленной политики Украины. Впервые же вопрос военно-технической политики вынесли в правительстве на уровень вице-премьер-министра в 1993-1995 гг. Но ситуация, когда Валерий Шмаров был вице-премьер-министром Украины по вопросам деятельности ВПК, была принципиально иной, поскольку он совмещал должность министра обороны. Поэтому сегодня для Украины очень важно не наступить на старые грабли и развивать направление ОПК на новых началах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать