Уйдет ли «бумажная» армия в прошлое?
«От нового министра обороны ожидаю более понятной и проукраинской философии перевооружения войска», — экспертВ четверг Верховная Рада назначила четырех новых министров в правительстве Дениса Шмыгаля. Сосредоточимся на оборонке. Новым министром обороны стал Алексей Резников (273 голоса «за»), который с марта в 2020 г. занимал должность вице-премьер-министра — министра по реинтеграции временно оккупированных территорий Украины. Накануне парламент освободил руководителя Минобороны Андрея Тарана.
Присутствующий в Раде Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил Тарана за работу на должности. «Он сделал немало для нашей армии. В условиях войны все наши военные отдают себя армии, защите нашего суверенитета, территориальной целостности нашей Родины... Именно поэтому есть понятие ротации. Это касается не только бойцов на передовой», — сказал глава государства.
Представляя Резникова, Зеленский отметил: «Сегодня для министра обороны самое важное быть в «зале славы» украинских бойцов, то есть пользоваться именно среди них беспрекословным уважением и высоким авторитетом. Укреплять обороноспособность нашей армии, нашего войска. Что важно — обеспечивать достойные условия для наших защитников и защитниц Украины».
Что известно о новом министре обороны? В 2008-2014 годах Резников был депутатом Киевского горсовета VI созыва. С июня 2014 года — депутат Киеврады VII созыва. Также избирался заместителем городского головы — секретарем Киеврады. С апреля 2016 года до сентября 2018 года занимал должность заместителя главы КГГА. В сентябре 2019 года стал представителем Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы. С мая 2020 года — первый заместитель главы украинской делегации в ТКГ.
В своем обращении к парламентариям Резников подал важные и правильные сигналы. Он, заметил, что Министерство обороны, гражданское ведомство, должно формировать политику и виденье армии и создавать условия, чтобы Вооруженные силы Украины могли эффективно давать отпор врагу.
«Война с Россией длится уже восьмой год. Гибридный характер конфликта, военный потенциал государства-оккупанта, а также ситуация относительно безопасности в мире требуют, чтобы ответ Украины на эти вызовы был комплексным и адаптивным. Цена эскалации должна быть неприемлемой для агрессора, а стоимость временной оккупации наших территорий — постоянно для него расти», — отметил Алексей Резников (president.gov.ua).
Он также очертил основные направления своей работы на новой должности. В частности, обеспечение синергии в деятельности Министерства обороны, Генерального штаба и профильного комитета Верховной Рады Украины (очень важный пункт). Также Минобороны должно тесно сотрудничать с Министерством по вопросам стратегических отраслей промышленности. «Совместно мы должны постепенно изменить структуру оборонного бюджета, чтобы это был бюджет современной боеспособной армии», — убежден он.
Кроме того, Алексей Резников отметил приоритетность расширения стратегического сотрудничества с НАТО и США. Есть значительный потенциал для углубления взаимодействия с Великобританией, Канадой, Польшей, Турцией, странами Балтии. «В рамках стратегических отношений с США надо наполнять содержанием договоренности, закрепленные во время визита Президента Украины в Вашингтон», — заметил Алексей Резников.
Еще одним приоритетом он назвал изменение подхода к кадровой политике в армии и превращение ВСУ в мощного работодателя, который соревнуется за лучшие кадры и заботится о людях от начала выбора профессии и до адаптации после службы.
Следующее направление, по словам Алексея Резникова, — повышение качества управления. «Первым моим шагом будет полный аудит Министерства, анализ внутренних процессов и документооборота. Украинская «бумажная» армия должна остаться в прошлом», — подчеркнул он.
Как отметил Алексей Резников, особенное внимание будет уделено организации оборонных закупок, а также завершению разграничения полномочий между Министерством обороны и ВСУ.
«Сильная армия — это один из мощнейших дипломатических аргументов в мирном процессе. Хотим мира? Хотим повернуть Крым, оккупированные территории Донецкой области и Луганщины? Надо повышать обороноспособность и стойкость страны», — отметил он.
«Результаты деятельности Министерства влияют на весь сектор и отражаются на стойкости страны в целом. Поэтому я воспринимаю представление на эту должность как большую честь и в то же время понимаю весь вес ответственности», — резюмировал Алексей Резников.
Его место на предыдущей должности заняла народная депутатка Ирина Верещук (260 голосов «за»), которая избрана на внеочередных парламентских выборах в июле 2019 года по списку партии «Слуга народа». Глава подкомитета по государственной безопасности и обороне Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки. Баллотировалась в мэры Киева на местных выборах 2020 года.
Еще одно важное назначение. Верховная Рада освободила Олега Уруского от должности вице-премьер-министра — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности и назначила на должность министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Павла Рябикина, который с ноября 2020 года возглавлял Государственную таможенную службу (ГТСУ).
Что же, рокировки в правительстве проведены. А теперь главный вопрос: как это повлияет на качество работы в соответствующих сферах?
«СРЕДИ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ АРМИИ, С КОТОРЫМИ СТОЛКНЕТСЯ НОВЫЙ МИНИСТР, — ЭТО ОТТОК КОНТРАКТНИКОВ»
Валентин БАДРАК, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:
— Философия партии «Слуга народа» кажется не очень понятной, потому что происходит назначения людей, которые в секторе обороны являются новичками. Конечно, можно вспомнить примеры, когда человек назначался из другой сферы, и ему удавалось достаточно результативно действовать. Например, тот же Сергей Бондарчук был назначен на «Укрспецэкспорт» из бизнеса, но получилось, что именно при нем была заключено рекордное количество внешних соглашений. Поэтому критиковать такой подход назначения довольно трудно, но то, что существуют риски, — это факт. Когда приходит новый человек, ему необходимо время, чтобы разобраться. Особенно, когда человек приходит из другой сферы.
Чего мы ожидаем от нового министра? Прежде всего, более понятной и проукраинской философии перевооружения войска. Это — ключевой элемент. Мы знаем из комментариев руководства президентской партии, что главные вопросы, которые были к освобожденному от должности Андрею Тарану, связаны были именно с государственным оборонным заказом. При этом стоит напомнить, что именно Андрей Таран был апологетом заключения договоров с Турцией относительно комплексов «Байрактар». В остальном это дало позитивный результат. Я лично критиковал и проводил много дискуссий относительно корветов Ada, но если производство этих корветов будет локализовано в Украине и определенное количество предприятий кораблестроения будет участвовать в их оснастке (в том числе при привлечении украинской ракеты «Нептун»), то, наверное, через несколько лет мы сможем переоценить этот проект. По крайней мере, его реализация учитывает перспективу, при которой в ближайшее время крупномасштабная война не состоится. С другой стороны, любое наращивание корабельного состава Военно-морских сил Украины является, по моему мнению, бесперспективным, ведь для этого надо много лет и усилий, чтобы достичь паритета с Черноморским Флотом Российской Федерации. Нам необходимо искать другие асимметричные средства поведения на море, в том числе разнообразные возможности «москитного флота», который мы уже начали создавать.
Относительно общего крупного импорта, в чем упрекали нынешнее руководство Министерства обороны, то здесь есть и противоположный аргумент. В действительности покупалось то, чего сегодня у нас нет. С другой стороны, были отечественные проекты, которые, вероятно, были затянуты искусственно. Говорить о противоречивости политики нынешнего руководства Министерства обороны — возможно, но критиковать я бы не стал. Ведь Министерство обороны заботится о том, чтобы армия могла воевать сегодня и сейчас. Какую философию перевооружения изберет новый глава оборонного ведомства, сказать пока трудно. Мне, например, очень интересно, какие у него будут взгляды на создание профессиональной армии. Пока что взгляды военно-политического руководства с самого начала войны были консервативны. Для этого надо лучше привлечь то ядро, которое прошло войну и уволилось. Среди главных проблем армии, с которым столкнется новый министр, — это отток контрактников. Согласно проведенным исследованиям, 65% контрактников увольняются после первого срока и не продолжают контракт. Это свидетельствует о том, что в армии у нас пока все очень плохо. Поэтому вопросов относительно развития армии много.
У нас в свое время сложилась такая ситуация, что министр по вопросам стратегических отраслей промышленности имел статус еще и вице-премьера. Именно учитывая то, что Министерство обороны имеет маленький бюджет на перевооружение, а Украине нужно развивать и ту технику, которая не имеет прямого отношения к обороноспособности (например, военно-транспортные самолеты, корветы, которые в действительности не должны быть в компетенции Минобороны, много других дел) и к бюджету Министерства обороны, эти стратегические вещи были положены на вице-премьера. Сегодня, по моему мнению, если ситуация изменится в сторону того, что мы быстрее начинаем готовиться к войне и ставить больший акцент на перевооружение через Министерство обороны, то было бы логично, чтобы статус вице-премьера получил Министр обороны.