Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Следы оккупации остались прежде всего в душах»

Три года назад Краматорск освободили от пророссийских боевиков. Что сегодня защищает город от агрессора?
03 июля, 19:02
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Те три месяца с 12 апреля по 5  июля 2014-го были чем-то страшным и непонятным. Не верилось, что ситуация на востоке страны может стать настолько серьезной. Российские наемники с оружием на улицах, комендантский час, похищение и пытки украинских активистов — таковы были реалии оккупированных Краматорска и Славянска, которые были захвачены и освобождены в одно и то же время. Впрочем, ко многим осознание того, что происходит, пришло даже позже (а к некоторым, откровенно говоря, не пришло до сих пор). После ухода из Славянска и Краматорска боевики «ДНР» вошли в Донецк, который контролируют до сих пор. Обстрелы из тяжелой артиллерии стали регулярными. Число погибших и раненных гражданских и военных выросла в сотни раз.

В Краматорске с октября 2014 года работает Донецкая областная военно-гражданская администрация. В город переехали Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького и Донбасская национальная академия строительства и архитектуры. Сюда приезжают с концертами Джамала, Святослав Вакарчук и другие украинские артисты, весной здесь проводили Фестиваль любительского искусства имени Марии Примаченко, а пару недель назад открыли новый футбольный стадион. На массивном постаменте, где когда-то маячил Ленин, теперь — украинский флаг. Улица 19-го Партсъезда носит имя Ярослава Мудрого, улица того же Ленина сегодня       — Дружбы (альтернативный вариант, какие-то жители до официального переименования сделали вдоль нее надписи «Леннона»). Жизнь в довольно крупном городе (по данным Государственной службы статистики, в начале 2017 года здесь проживало более 157 тысяч человек) кажется размеренной.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Краматорск, как и Славянск, Константиновка, Северодонецк и другие города Донецкой и Луганской областей, является местом, где нужно укоренять украинские смыслы. Сегодня это в основном делается волонтерскими усилиями. Кстати, «День» давно этим занимается — в 2015 году наши авторы представили публицистический триптих «Новітня історія для «чайників» и книгу «Повернення в Царгород» в  Краматорске, Бахмуте и Северодонецке. В этом году фотовыставки «Дня» прошли в Славянске и Мариуполе. И во время каждой поездки на восток мы слышим о нехватке украинских книг и прессы в стратегических областях.

***

За время войны России против Украины появились общественные организации, которые стали мощными моторами культурного развития на Донбассе. Так, мы давно следим за проектами Культурно-образовательного фонда «Либери Либерати». Эта общественная организация вместе с Национальным музеем истории Украины инициировала проект «История без границ», когда историки проводят видеолекции для школьников с востока. Фонд постоянно устраивает активности в прифронтовых городках и многих городах Донецкой области и Луганщины: Красногоровке, Авдеевке, Константиновке, Дружковке, Покровске, Северодонецке... Активисты вместе с волонтерами поддерживают местные школы и молодежные объединения, привозят туда творческих личностей.

Максим Потапчук, председатель фонда «Либери Либерати» и станичный Краматорской ячейки Национальной скаутской организации Украины «Пласт», до войны жил в Донецке. На митинге за единство Украины 13 марта 2014 года, когда был убит Дмитрий Чернявский, Максима сильно побили. Он долго лечился, некоторое время жил в Киеве, а в начале 2015-го поселился в Краматорске. С Максимом мы встретились в Киеве. На встречу он пришел в футболке с надписью «Book is my superpower», то есть «Книга — моя суперсила». Мея несколько часов до поезда в Донецкую область, он еще собирался забрать в историческом музее книги для Детской художественной школы Краматорска. «Либери Либерати» вместе с благотворительным фондом «Дар» и Национальным музеем истории Украины положила начало там библиотеке «Украинские художественные полочки», где будут собирать книги об украинских деятелях искусств. Максим — оптимист. Он хочет показать, что можно сделать много хорошего, если ориентироваться на собственные силы и верить в свое дело. Далее — слово Максиму Потапчуку.

«ОДНОЙ ЛИШЬ ПИЩЕЙ НАСЫТИТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНО»

— В 2015 году я приехал в Краматорск ночью, меня встретили священники Украинской православной церкви Киевского патриархата. Где-то в первую ночь мы приехали в церковь, которая находится довольно далеко от центра города. Отец Игорь дал мне ключи от нее. Сказал, что  в случае обстрела я смогу открыть двери и выйти на улицу, чтобы меня не травмировало строительными материалами и балками.

Утром меня познакомили с местными активистами, волонтерами. Это была организация «SOS-Краматорск», и оттуда начались многие мои проекты, направленные на развитие детей и молодежи. Я привозил много гуманитарной помощи — из Австрии, Польши, Чехии, Италии, Франции. Это и детское питание, и лекарства, и одежда, и обувь. На базе «SOS-Краматорск» мы распределяли все это среди людей.

Начал знакомиться с горожанами, появилось много контактов. Сейчас этот город мне родной. У меня там много друзей, партнеров. Вместе мы организуем образовательные и культурные мероприятия. На каком-то этапе понял, что материальная помощь не так важна, как помощь духовная. Невозможно насытить человека одной лишь пищей. Обязательно нужно насыщать души — добром, культурой, образованием.

ЖЕЛАЮЩИХ ПОМОЧЬ — ОЧЕРЕДЬ

— В основном я работаю с молодежью. В Краматорске молодежь очень проукраинская, проевропейская и откликается на все наши инициативы. Мы привозим в город деятелей искусств, известных личностей, чтобы дети как можно больше общались с творческими людьми. Так молодежь вдохновляется на то, чтобы развивать город и самоусовершенствоваться.

Среди взрослых я нашел много людей, которые содействуют развитию Украины в Донецкой области. Это — волонтерские группы, меценаты, частные предприниматели, которые постоянно помогают городу как филантропы. Например, «Клуб предпринимателей Краматорска». Его участники проводят за собственные средства фестивали, спонсируют создание творческих объектов, ухаживают за коммунальной собственностью. Или волонтерская организация «Краматорские пчелки», объединившая десятки волонтеров, которые плетут маскировочные сетки для украинских военных, устраивают большое количество культурных мероприятий.

С моей общественной организацией тесно сотрудничают отдел образования и отдел культуры Краматорской горрады. Вместе мы проводим много мероприятий. Учителя и директора школ тоже постоянно помогают. Дети, глядя на такое сотрудничество, тоже вдохновляются на разные инициативы. Например, объединяются в сообщества, которые помогают Краматорску. Так, на базе пространства «Свободный дом» и нашей ячейки «Пласта» мы проводим общегородские праздники, в организации которых помогает молодежь. Многие дети приходят и спрашивают, чем и как помочь. До войны, в Донецке, никогда не видел такую активность среди школьников и студенчества.

С сентября будем набирать детей в «Пласт». Желающие вступить в ячейку уже звонят по телефону, чтобы записаться. Мы работаем на волонтерских началах, воспитателей мало, нам нужны палатки для детских лагерей — даже старыми будем рады. Впрочем, думаю, с новыми группами детей справимся. Альтернативы «Пласту» — как патриотической общественной организации, работающей с молодежью, — в Краматорске не вижу. Она системно работает 105 лет, аналогов ее методическим разработкам не существует.

«ЗАХВАТЧИКИ ПРИНЕСЛИ МНОГО ГОРЯ»

— Следы оккупации в Краматорске остались, но прежде всего — в душах людей. Я считаю, что годовщина освобождения города от российских захватчиков является городским праздником №1. Многие люди готовятся к нему, объединяются, планируют разные мероприятия. Такие мероприятия будут и в Славянске, Дружковке, Константиновке, Бахмуте.

В Краматорске помнят ужасные дни оккупации, когда по улицам ходили российские захватчики с автоматами, пытали людей, захватывали административные объекты, запугивали и терроризировали горожан, убивали. Конечно, какая-то часть местного населения поддерживала захватчиков. Но они принесли много беды и горя.

«В СЛАВЯНСКЕ КОНЦЕНТРИРУЮТСЯ ПРОРОССИЙСКИЕ СИЛЫ»

— Я больше работаю в прифронтовых городах. Вижу, что там существует большая потребность в том же общении, встречах с творческими людьми и учеными. В Краматорске, как и в Славянске, жизнь насыщена культурными мероприятиями, туда приезжает много интересных людей из разных регионов Украины и из-за рубежа. Международные фонды направляют на развитие Краматорска немало усилий.

Не могу выделить какие-то особые черты Краматорска. Скорее, замечаю общее между городами Донецкой области. Работаю в такой среде, где встречаю много людей, которые стремятся развивать украинское пространство. Если организуются совместные мероприятия, праздники — все объединяются, созваниваются, списываются. Это как большая семья.

В Славянске тоже бываю. Единственная разница между ним и Краматорском в том, что в Славянске сконцентрированы бывшие адепты Партии регионов. Руководитель Славянской городской администрации (Вадим Лях. — Авт.) враждебно относится к проукраинским силам. Вижу в городе большую концентрацию пророссийских сил. Однако в Славянске также действуют проукраинские группы, к которым приобщается все больше людей разного возраста. На мой взгляд, там довольно мощное проукраинское движение.

«НУЖНО УСИЛИВАТЬ ЗНАНИЕ ИСТОРИИ УКРАИНЫ»

— До войны в Донецке никогда не видел такой концентрации патриотов, волонтеров, филантропов, которые работают ради победы. Это феномен, которого раньше не было и в Украине в целом.

Сейчас, по сравнению с началом 2015-го, когда переехал в Краматорск, местные жители стали более сплоченными. Проукраинская среда там, как и в Славянске, довольно мощная, проводится много культурных и образовательных мероприятий. Хотя, конечно, хочется, чтобы их было еще больше.

Вместе с историком Юрием Косенко и департаментом образования и науки Донецкой облгосадминистрации мы работаем над тем, чтобы к студентам и школьникам приезжало больше ученых. Нужно, чтобы знания молодежи по истории Украины были более обстоятельны. Есть разные группы, которые работают над этим. Собственно, для этого мы с Национальным музеем истории Украины делаем проект «История без границ». По скайпу на связь с детьми выходят ученые, сотрудники НМИУ и проводят уроки в рамках школьной программы по истории Украины. Начали этот проект в марте, сразу со времен УНР, в течение весны шли по школьной программе и в сентябре продолжим занятия. Главное — делать все взвешенно, планировать уроки вместе с педагогами на местах.

Еще с Юрием Косенко недавно проводили форум учителей и исследователей истории в Николаеве Львовской области. Приехали десять учителей из Краматорска, с десяток историков из Бахмута. Цель была не только познакомиться и обменяться информацией, но и пригласить ученых западной и центральной Украины в Донецкую область, чтобы совместно разработать образовательную стратегию области. Уже есть реакция: осенью к нам собираются приехать историки из разных уголков страны. Подобные форумы еще будут проводиться.

Все это делается исключительно на волонтерских началах, за собственные средства и с помощью местных администраций. Нельзя рассчитывать только на грантовую поддержку — неизвестно, сколько она будет предоставляться. Прежде всего, нужно рассчитывать на себя. И я охотно отдаю часть своей зарплаты на образовательные мероприятия, да и многие предприниматели по всей стране вносят свой вклад в развитие образования. Эти люди понимают, что будущее страны зависит от детей, которые сейчас учатся в школах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать