Россия демонстрирует миру свою суть
Устанавливая памятник Ивану Грозному и «замахиваясь» на Великого Киевского князяВ минувшие выходные в России прошло два примечательных события, оставшиеся почти незамеченными в украинских СМИ. А зря. Ведь «мемориальная вакханалия» связана не столько с прошлым, сколько с днем сегодняшним. В Орле установили памятник Ивану IV Грозному. А в это же время жители российской столицы стали свидетелями очередной «грандиозной» патриотической акции — на Боровицкой площади в самом центре Москвы началось установление памятника Великому Киевскому (еще раз: Киевскому!) князю, Крестителю Руси Владимиру Святославичу. «Размах» сооружения феноменальный: потрачено 25 тонн бронзы, использовано 20 огромных металлических конструкций (высота «московского» Владимира — 17,5 метра), несколько супермощных тягачей. Скульптор — Салават Щербаков; инициатор возведения этого имперского идола — российское военно-историческое общество, хорошо известное своими агрессивно-шовинистическими взглядами.
В чем смысл этого действа? Дело в том, что Путин и его окружение прекрасно понимают: когда народ (не только как этническое сообщество, но и как открытая, инклюзивная духовная целостность) знает, за что он воюет, что именно он защищает (роль истории здесь колоссальна) — победить такой народ невозможно. Духовный ресурс важнее материального и военного.
ПАМЯТНИК ИВАНУ ГРОЗНОМУ В ОРЛЕ КАК МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ОПРИЧНИНЫ / ФОТО С САЙТА ORELSREDA.RU
Итак, зачем путинские имперцы тратят огромные средства, резервы, время и усилия в потугах «доказать», что есть какая-то «общая история» России и Украины — это более-менее понятно. Однако все же поражают масштабы, цинизм, нахальство, и, откровенно говоря, глупость этих рейдерских усилий.
Разве украинцы не знают, что наш, киеворусский Великий князь Владимир Креститель (был при власти в 980-1015 годах) умер в Берестове под Киевом за 132 (!) года до основания «сельца малого» Москвы (даже если принять официальную дату этого события, 1147 год)? Другое дело, что складывается таки впечатление, что та война за историческое наследие, которая была развязана Путиным намного ранее 2014 года , — эта война интересует нашу властную «элиту», мягко говоря, минимальным образом. Иначе чем объяснить ее досадное безразличие и пассивность на фоне имперских фальсификаций Москвы? Неужели это касается только исторически зрелых наших сограждан, в частности, читателей «Дня», которым после «Сили м’кого знака», «Повернення в Царгород» и «Сестри моєї, Софії» совсем не нужно читать лекции по этой проблематике? А вот кое-кому «наверху», кажется, не мешало бы.
Именно четкость нашей исторической памяти и является залогом того, что все усилия Кремля рейдерски захватить нашу историю, сделать Владимира Крестителя «российским» князем будут напрасными, и мы — при выполнении этого условия — сможем сказать: «Не трать, Москва, силы!». Ведь полям битв военных всегда предшествуют и продолжают, и сопровождают их поля битв идейных, информационных и культурных.
А вообще можно утверждать, что эта акция «русификации» Владимира Святославича является совершенно наглядным отражением сегодняшней России, ее проблем, фобий и болезней. И здесь следует обязательно вспомнить еще об одном памятнике, возведенном недавно в России (в Орле) , — Ивану ІV Грозному. Тамошний губернатор с пафосом провозгласил, что эта акция — свидетельство «возвращения России к собственным истокам». И с этим можно полностью согласиться! Если Владимир Святой — это пример рейдерского захвата украинского наследия Россией, то Иван Грозный — палач, сыноубийца (вопреки тому, что утверждает орловский губернатор, почему-то убежден, что во времена царя Ивана уже существовал славный «град на Неве»), тиран, религиозный изувер, виновник Большой Смуты в 1605-1612 гг. и, в конце концов, полководец-неудачник (проиграл важную для Московии Ливонскую войну) — вот это действительно свое, «исконное», московско-татарское. Вот где истоки так называемой Московской Руси. И прав известный российский кинорежиссер Павел Лунгин, который предостерегает: (www.novayagazeta.ru): «Не вызывайте дух злодея. Не играйте с огнем, это опасная игра, жертвами которой вы сами можете стать».
Выпуск газеты №:
№187, (2016)Section
Подробности