Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Обратная сторона хитрости

«Ведение с россиянами сепаратных переговоров — это всегда проигрыш», — эксперт
19 января, 11:06
ФОТО РЕЙТЕР

На днях произошел ряд событий, которые должны были обеспокоить украинское руководство. На прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, общаясь по телефону, обсудили вопрос выполнения Минских соглашений, а также ситуацию на Ближнем Востоке. Через несколько дней на эти темы говорил президент США Барак Обама, позвонив российскому лидеру Владимиру Путину. А в прошлую пятницу в Калининградской области РФ состоялась встреча помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд с советником Путина, как пишут СМИ, «куратором войны на Донбассе» Владиславом Сурковым. Последний, по словам Петра Порошенко, в 2014 году принимал участие в переговорном процессе относительно ситуации на востоке.

В этих переговорах, темой которых было урегулирование конфликта в Украине, настораживают как минимум две вещи. Во-первых, попытки договориться с агрессором. Как бы на Западе ни пытались уговорить Кремль прекратить агрессию, он до сих пор не признает того, что является стороной этого кровавого конфликта. Борис Грызлов после недавнего прилета в Киев, который пытались сделать тайным украинские власти, заявил: «Сторон (в конфликте на Донбассе. — Ред.) всего две: это Донбасс и Киев».

Во-вторых, в переговорах относительно конфликта на Донбассе волнует отсутствие украинских представителей. Ситуация выглядит так, что судьбу Украины решают за ее пределами, а дальше с помощью «медиаторов» эти решения транслируют украинским властям для их имплементации. Не для этого ли вчера и сегодня с официальным визитом в Киев прибыли специальные посланцы федерального канцлера Германии Кристофер Хойсген и президента Франции Жак Одибер? Их официальная цель — «обсуждение путей интенсификации выполнения Минских договоренностей, в частности полного прекращения огня со стороны боевиков, отведения Россией тяжелого вооружения и освобождения всех заложников», — передают СМИ. Следует подчеркнуть и то, что все эти переговоры и встречи происходят накануне возможного голосования Верховной Рады за конституционные изменения с «особым статусом» для оккупированной части Донбасса.

«Так же, как Тимошенко совершила преступление при подписании смертельных для Экономики Украины газовых контрактов, так и Порошенко готовится совершить преступление при продавливании смертельных для украинской государственности изменений в Конституцию, навязываемых Путиным...», — написала в блоге народный депутат Украины III, VI и VII созывов Инна Богословская.

Так почему же Украина теряет свою субъектность в международных переговорах относительно разрешения конфликта на востоке и прекращения российской агрессии? Как Украине избежать сценария разрушения суверенитета через внешнее навязывание «особого статуса» Донбасса? Комментируют эксперты «Дня».

«ЧТОБЫ УСИЛИВАТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ, УКРАИНЕ НУЖНО МЕНЯТЬСЯ ИЗНУТРИ»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики:

— Все эти кулуарные переговоры, которые мы видим, происходят достаточно осторожно. Даже когда Керри ехал в мае в Сочи, накануне он отметил, что общался с украинским Президентом. Позже он также общался с Порошенко. Американцы, даже пытаясь строить какие-то мосты с Россией, осознают, что со стороны Украины может быть обоснованное недовольство любыми сепаратными переговорами. Поэтому американцы информируют нас о планах относительно таких переговоров и их содержании.

Потому говорить, что США, Германия или Франция в этом плане наивны — нельзя. Их дипломаты абсолютно точно дают оценку тому, что произошло: Россия — агрессор, который нарушил базовые нормы международного права и сосуществования. Наши партнеры понимают, кто виноват, но нащупывают пути и механизмы разрешения конфликта с РФ. Пока они надеются на дипломатические инструменты.

В этой ситуации следует понимать, что многое зависит от нас самих. Последнее слово за нами, за парламентом Украины — проголосует ли он конституционные изменения, за Президентом — будет ли принимать он условия партнеров. В 1991 году в украинском парламенте выступал Буш-старший, который призывал Украину не выходить из состава СССР. Но мешало ли это Украине принять Декларацию о суверенитете и проголосовать на референдуме? США пришлось поддержать украинскую независимость. Украинская субъектность имеет свою историю и случаи внешнего давления, но она доказывала, что умеет отстаивать свои национальные интересы.

Поэтому украинская сторона должна включаться, чтобы убедить партнеров, что верить Путину не следует, а дипломатией если и можно решать проблему, то не путем сдачи Украины. Если наши партнеры наивно поверили российским настояниям, что Украина должна внести конституционные изменения, в этом вопросе мы должны проартикулировать свою позицию. Пока у нас нет никаких доказательств того, что наши партнеры в чем-то нас предали или навязывают нам силой какую-то позицию. Нам никто не запрещает убеждать наших партнеров в Берлине или Вашингтоне, что они не правы. Кроме этого, там прислушиваются не только к Порошенко, но и к гражданскому обществу, потому эксперты и СМИ также должны выражать четкую позицию.

Важно представить еще один четкий аргумент: российская проблема касается не только решения конфликта на Донбассе, важным является и внутриполитический баланс в свободной Украине, где рука Москвы не достигла уровня агрессии, как в Крыму и на востоке. Потому что мы видели, чем сопровождалось голосование за конституционные изменения 31 августа 2015 года. Поэтому нужно осторожно относиться к тому, что предлагается Украине.

Но, чтобы усиливать свои позиции, Украине нужно меняться изнутри. Однако олигархическая система до сих пор влияет на другие области общественной жизни. Засекреченность — еще одно из проявлений этого, потому что в Украине фактически существуют два пространства: одно — в телевизоре для людей, а другое — реальное, которое существует в закрытых помещениях между кланами. Старая привычка не отчитываться перед гражданами и не информировать о причинах и последствиях решений — все это симптомы олигархического прошлого, с которыми Украина не может расстаться.

В этом контексте следует вспомнить о недавнем прилете Бориса Грызлова в Киев. С новой властью в Украине должны были прийти новые правила и традиции. Ведение с россиянами сепаратных переговоров — это всегда проигрыш. Досадно, что новая украинская власть, которая якобы была неоднократным свидетелем внешнеполитических фиаско из-за сепаратных переговоров, продолжает эту традицию. Вспоминается февраль 2003 года, когда Леонид Кучма неожиданно улетел в Москву — это для всего украинского общества и даже министров было шоком, что Украина за одну ночь становится членом Единого экономического пространства. Сегодня же Кучма почему-то представляет интересы Украины в минских переговорах. Другой случай — когда ночью 2009 года Тимошенко подписывала скандальные газовые договоренности. Потом — Харьковские соглашения Януковича, которые стоили Украине ее суверенитета. Поэтому досаднее всего не то, что встреча с Грызловым состоялась, а то, что власть подтвердила это на 4-й день.

«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ЭТИ ПРОЦЕССЫ НЕ ПРОИСХОДЯТ ЗА НАШИМИ СПИНАМИ»

Дмитрий КУЛЕБА, посол по особым поручениям МИД Украины:

— Последняя активизация контактов — это очередная попытка найти рычаги, чтобы заставить Россию выполнять Минские договоренности. Подчеркну — очередная попытка — и предыдущие не дали прорывных результатов. В любом случае, эти процессы не происходят за нашими спинами и не приведут к «федерализации по российскому сценарию».

Мы должны четко придерживаться своих красных линий — территориальная целостность и европейский выбор Украины — и держать единство с нашими западными партнерами. Что касается выполнения Минских договоренностей, начать нужно с первого и ключевого шага — прекращения огня, и Россия имеет возможность обеспечить это, но, как видим, пока не имеет желания.

Переговоры с Путиным — это не единственный метод работы наших западных партнеров. Достаточно вспомнить последовательные санкции, которые негативно влияют на экономику России. Нужно продолжать политику давления при открытых окнах для диалога. Внешняя политика не делается быстро, но важно, чтобы она делалась. Именно это мы сейчас и наблюдаем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать